Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 17:09, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - рассмотреть вопросы приватизации государственного и муниципального имущества.
Введение 2
1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества....3
2. Субъекты отношений по приватизации государственного и
муниципального имущества 6
3. Объекты приватизации и их классификация………………………………..10
4. Порядок и способы проведения приватизации 14
5. Практическая часть …………………………………………………………..22
Заключение 30
Литература: 31
Содержание:
Введение 2
Заключение 30
Литература: 31
Введение
Существование
социалистического способа
Цель
данной контрольной работы - рассмотреть
вопросы приватизации государственного
и муниципального имущества.
Приватизация понималась как один из способов разгосударствления, направленный на преобразование государственной собственности в частную. Таким образом, сущность приватизации заключается в изменении формы собственности и субъекта права собственности на имущество. Следовательно, приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества (неэффективное производство и др.) и управлению им.1
В экономическом смысле под приватизацией понимается «преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной и муниципальной собственности частным и коллективным хозяйствующим субъектам». В.А. Виноградов, С.Я. Веселовский под приватизацией предприятия понимают инициированный государством и оформленный соответствующими законодательными актами процесс ограничения правомочий государства как субъекта собственности, хозяйствования и/или управления; под приватизацией экономики происходящий в рамках национальной хозяйственной системы процесс сокращения масштабов государственного сектора, а также структурное перераспределение прав собственников в пользу частного капитала за счет уменьшения удельного веса государства в производстве валового национального продукта.
В
ГК РФ приватизация государственного
и муниципального имущества понимается
как передача имущества, находящегося
в государственной или
1 См.: Зинченко
С.А., Бондарь Н.С. Собственность - свобода-
право. Ростов-на-Дону.,2005 С. 109
и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК). Данное понимание приватизации, устраняя ряд юридических недостатков терминологии, все же требовало дополнительной детализации в специальном законодательстве. Модификация законодательства о приватизации, начавшаяся в 1997г. изменила и легальное определение приватизации.
Действующее законодательство понимает под приватизацией государственного и муниципального имущества возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и/или юридических лиц (ст. 1 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от 21.12. 2001 г. – далее закон о приватизации 2001 г.).
Легальное определение приватизации изменялось и развивалось на протяжении ряда лет, в том числе в результате изменения ее целей и методов.
От
приватизации следует отличать иные
отношения, возникающие при отчуждении
в частную собственность
Законодательство о приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
- государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
- государственного и муниципального имущества на основании судебного решения.
Отчуждение государственного и муниципального имущества в указанных случаях регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Так, например, отчуждение имущества государственного предприятия, признанного в установленном порядке банкротом, регулируется Законом «О банкротстве», а не законодательством о приватизации. Таким образом, указанные отношения не подпадают под понятие приватизации.
2.
Субъекты отношений
по приватизации
государственного и муниципального
имущества.
В
процессе приватизации государственного
и муниципального имущества между
ее участниками возникают
Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ст. 214 ГК РФ). Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ). То есть собственником государственного и муниципального имущества, а следовательно, и субъектом приватизационных отношений являются соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Разделение
государственной собственности, а
также выделение муниципальной
собственности было проведено на
основании постановления
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы и лица. Закон о приватизации 2001 г. наделяет правом действовать от имени Российской Федерации при приватизации федерального имущества Правительство РФ. В пределах своей компетенции Правительство РФ:
- ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
- руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
- принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
- осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества.
Правительство
РФ вправе наделить федеральный орган
исполнительной власти полномочиями по
осуществлению функций
Лица,
приобретающие объекты
Обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на покупателя. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение, соответствующая сделка признается ничтожной.
Особую категорию покупателей всегда составляли нерезиденты -иностранные инвесторы. Ранее действовавшее законодательство ограничивало участие нерезидентов в приватизации предприятий (разд. 10 Программы приватизации 1993 г.). Так, например, решения о возможности допуска иностранных инвесторов к участию в приватизации объектов и предприятий оборонной промышленности, нефтяной и газовой промышленности, по добыче и переработке руд стратегических материалов, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов, предприятий транспорта и связи могли быть приняты Правительством РФ или правительствами республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности) (п. 10.1 Программы приватизации 1993 г.).
Законодательство
предусматривало перечень имущества,
которое приватизируется с
В отличие от ранее действовавшего Закон о приватизации 2001 г. не требует обязательного декларирования источников денежных средств, используемых покупателями (юридическими и физическими лицами) при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности.2
2 См.: Андреева Е.М. становление права муниципальной собственности в РФ. //Государство и право. 2001. №3.-С31