Приватизация муниципального имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 17:09, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы - рассмотреть вопросы приватизации государственного и муниципального имущества.

Содержание

Введение 2
1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества....3
2. Субъекты отношений по приватизации государственного и
муниципального имущества 6
3. Объекты приватизации и их классификация………………………………..10
4. Порядок и способы проведения приватизации 14
5. Практическая часть …………………………………………………………..22
Заключение 30
Литература: 31

Работа состоит из  1 файл

КР гражданское право.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Содержание: 
 

Введение 2

  1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества....3
  2. Субъекты отношений по приватизации государственного и 
    муниципального имущества 6
  3. Объекты приватизации и их классификация………………………………..10
  4. Порядок и способы проведения приватизации 14
  5. Практическая часть …………………………………………………………..22

Заключение 30

Литература: 31

 

Введение 
 

      Существование социалистического способа производства в нашей стране основывалось в  числе прочего на едином фонде  государственной собственности. Реформирование экономики страны в конце 80-х гг. XX в., отказ от административно-командных методов управления и постепенный переход к рыночным отношениям потребовал соответствующих изменений в системе отношений собственности на средства производства. Уже в середине 80-х гг. появились правовые конструкции, опосредующие перевод государственных предприятий на самоокупаемость и хозрасчет, в том числе путем создания арендных и иных коллективных предприятий. Но для устранения монопольного положения государственных предприятий и создания независимых и самостоятельных хозяйствующих субъектов были необходимы более радикальные методы, направленные на разгосударствление экономики. Термин «разгосударствление» широко использовался в нормативных актах, часто одновременно с понятием приватизации, при этом основное различие между указанными понятиями основывалось на правовом статусе лица, приобретающего государственное имущество (коллективные и частные предприятия). Законодательство этого периода широко использовало экономические термины, выделяя особо коллективные формы собственности. Преобразование государственной собственности в коллективную, основанную на существовании «коллективных» (арендных) предприятий, традиционно рассматривалось как «разгосударствление».

     Цель  данной контрольной работы - рассмотреть вопросы приватизации государственного и муниципального имущества. 
 
 
 
 

  1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества.
 
 

     Приватизация  понималась как один из способов разгосударствления, направленный на преобразование государственной собственности в частную. Таким образом, сущность приватизации заключается в изменении формы собственности и субъекта права собственности на имущество. Следовательно, приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества (неэффективное производство и др.) и управлению им.1

     В экономическом смысле под приватизацией  понимается «преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной и муниципальной собственности частным и коллективным хозяйствующим субъектам». В.А. Виноградов, С.Я. Веселовский под приватизацией предприятия понимают инициированный государством и оформленный соответствующими законодательными актами процесс ограничения правомочий государства как субъекта собственности, хозяйствования и/или управления; под приватизацией экономики происходящий в рамках национальной хозяйственной системы процесс сокращения масштабов государственного сектора, а также структурное перераспределение прав собственников в пользу частного капитала за счет уменьшения удельного веса государства в производстве валового национального продукта.

      В ГК РФ приватизация государственного и муниципального имущества понимается как передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, его собственником в собственность граждан

      

1 См.: Зинченко С.А., Бондарь Н.С. Собственность - свобода- право. Ростов-на-Дону.,2005 С. 109 

и юридических  лиц в порядке, предусмотренном  законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК). Данное понимание приватизации, устраняя ряд юридических недостатков терминологии, все же требовало дополнительной детализации в специальном законодательстве. Модификация законодательства о приватизации, начавшаяся в 1997г. изменила и легальное определение приватизации.

      Действующее законодательство понимает под приватизацией  государственного и муниципального имущества возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных  образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и/или юридических лиц (ст. 1 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от 21.12. 2001 г. – далее закон о приватизации 2001 г.).

     Легальное определение приватизации изменялось и развивалось на протяжении ряда лет, в том числе в результате изменения ее целей и методов.

     От  приватизации следует отличать иные отношения, возникающие при отчуждении в частную собственность государственного и муниципального имущества, в том  числе при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями закрепленным за ними государственным имуществом.

      Законодательство  о приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

      - государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

      - государственного и муниципального имущества на основании судебного решения.

      Отчуждение  государственного и муниципального имущества в указанных случаях регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Так, например, отчуждение имущества государственного предприятия, признанного в установленном порядке банкротом, регулируется Законом «О банкротстве», а не законодательством о приватизации. Таким образом, указанные отношения не подпадают под понятие приватизации.

 

      

2.      Субъекты      отношений     по     приватизации      государственного     и муниципального  имущества. 
 

     В процессе приватизации государственного и муниципального имущества между  ее участниками возникают соответствующие  общественные отношения, регулируемые правом. В правовой литературе распространено мнение о существовании особых «приватизационных правоотношений». В качестве субъектов указанных отношений выступают, с одной стороны, собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, а с другой стороны - лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества.

     Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности  Российской Федерации (федеральная  собственность), и имущество, принадлежащее  на праве собственности субъектам  Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ст. 214 ГК РФ). Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ). То есть собственником государственного и муниципального имущества, а следовательно, и субъектом приватизационных отношений являются соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

     Разделение  государственной собственности, а  также выделение муниципальной  собственности было проведено на основании постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность». Дальнейшее разграничение государственной собственности и отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

     От  имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы и лица. Закон о приватизации 2001 г. наделяет правом действовать от имени Российской Федерации при приватизации федерального имущества Правительство РФ. В пределах своей компетенции Правительство РФ:

     - ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

     - руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

     - принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

     - осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества.

Правительство РФ вправе наделить федеральный орган  исполнительной власти полномочиями по осуществлению функций приватизации федерального имущества. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по приватизации федерального имущества является Министерство имущественных отношений РФ, действующее на основании Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 г. N 1063 «О Министерстве государственного имущества Российской Федерации» и Положения о Министерстве имущественных отношений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2002 г. N 377. По специальному поручению Правительства РФ от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные государственные учреждения. Таким образом, действующее законодательство ограничивает компетенцию федеральных органов исполнительной власти и иных государственных учреждений по принятию решений о приватизации и продаже имущества, закрепляя указанные полномочия непосредственно за Правительством РФ.

     Лица, приобретающие объекты приватизации, традиционно назывались и называются покупателями государственного и муниципального имущества (ст.5 Закона о приватизации 2001 г.). Надо признать не совсем удачным выбор данного термина, поскольку не все способы приватизации представляют собой разновидность гражданско-правового договора купли-продажи. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%. Таким образом, покупателями при приватизации не могут быть государственные и муниципальные предприятия, а также иные юридические лица (общества, товарищества), имеющие определенную долю государственной собственности. Подобное ограничение установлено исходя из смысла приватизации, при которой государственное имущество должно быть передано только в частную собственность, в противном случае передача имущества не будет являться приватизацией. Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации, поскольку это будет противоречить законодательству об акционерных обществах.

      Обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на покупателя. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение, соответствующая сделка признается ничтожной.

      Особую  категорию покупателей всегда составляли нерезиденты -иностранные инвесторы. Ранее действовавшее законодательство ограничивало участие нерезидентов в приватизации предприятий (разд. 10 Программы приватизации 1993 г.). Так, например, решения о возможности допуска иностранных инвесторов к участию в приватизации объектов и предприятий оборонной промышленности, нефтяной и газовой промышленности, по добыче и переработке руд стратегических материалов, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов, предприятий транспорта и связи могли быть приняты Правительством РФ или правительствами республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности) (п. 10.1 Программы приватизации 1993 г.).

     Законодательство  предусматривало перечень имущества, которое приватизируется с установлением  запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических  лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц (ст.4 Закона 1997 г.). Закон 2001 г. (ст. 16) не содержит подобных ограничений в отношении нерезидентов, предъявляя лишь дополнительные требования к документам, представляемым иностранными покупателями государственного имущества. А такой способ приватизации, как продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, предусматривает привлечение в качестве покупателей исключительно нерезидентов (ст.21 Закона о приватизации 2001 г.).

     В отличие от ранее действовавшего Закон о приватизации 2001 г. не требует обязательного декларирования источников денежных средств, используемых покупателями (юридическими и физическими лицами) при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности.2

2 См.: Андреева Е.М. становление права муниципальной собственности в РФ. //Государство и право. 2001. №3.-С31

 

  1. Объекты приватизации и их классификация.

Информация о работе Приватизация муниципального имущества