Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 17:09, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - рассмотреть вопросы приватизации государственного и муниципального имущества.
Введение 2
1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества....3
2. Субъекты отношений по приватизации государственного и
муниципального имущества 6
3. Объекты приватизации и их классификация………………………………..10
4. Порядок и способы проведения приватизации 14
5. Практическая часть …………………………………………………………..22
Заключение 30
Литература: 31
Приватизация в России проводилась в отношении различного рода имущества, каждый из которых имеет особый правовой режим и, как следствие этого, особый порядок приватизации. Но термин «приватизация государственного имущества» традиционно использовался и используется для обозначения передачи в частную собственность имущества государственных (муниципальных) предприятий, несмотря на то, что объектами приватизации являются и иные виды государственного имущества (жилье, земельные участки и др.). Закон о приватизации 2001 г. специально указывает, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы; природных ресурсов; государственного и муниципального жилищного фонда и некоторых иных объектов. Аналогичные нормы содержались и в ранее действовавших законах о приватизации, поскольку приватизация указанных объектов имеет особую специфику и регулируется специальным законодательством.3
Действующее
законодательство о приватизации в
качестве основного объекта приватизации
определяет государственное и
3Андреева Е.М. становление права муниципальной собственности в РФ. //Государство и право. 2001. №3.-С.ЗЗ
Закон о приватизации 1993 г. содержал обширный перечень объектов приватизации, для обозначения которых, как уже отмечено, использовались неюридические понятия и термины. К объектам приватизации относились: предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения этих предприятий, оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы предприятий, активы ликвидированных предприятий, доли (паи, акции) государства и местных Советов народных депутатов, приватизируемых предприятий в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Законы о приватизации 1997 и 2001 гг. отказались от подобного перечисления объектов приватизации, употребив в качестве объекта приватизации понятие государственного и муниципального имущества. При этом под имуществом понимаются предприятия как имущественные комплексы, а также принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.4
Законодательство о приватизации предусматривает определенную классификацию ее объектов, основанием которой является степень возможности приватизации тех или иных объектов. Исходя из этого основания объекты приватизации всегда подразделялись на:
- имущество, приватизация которого запрещена;
- имущество, приватизация которого ограниченна (данное имущество закрепляется в государственной собственности до принятия решения о его приватизации);
-
имущество, приватизируемое в особом порядке
(по решениям Правительства РФ, без участия
нерезидентов и т.п.);
4 См.: Зинченко С.А., Бондарь Н.С. Собственность - свобода- право. Ростов-на-Дону.,2005 С. 111
- приватизируемые объекты, в том числе в порядке обязательной приватизации.
Фактически
приведенная классификация
Наиболее полно подобная классификация объектов приватизации была проведена в Программе приватизации 1993 г. (разд.2) и Законе 1997 г. (п.З ст.4).
Закон о приватизации 2001 г. предусматривает иную классификацию имущества исходя из возможности его приватизации, содержащую два вида имущества:
- имущество, не подлежащее приватизации (объекты гражданских прав, оборот которых не допускается (объекты, изъятые из оборота), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности);
- имущество, подлежащее приватизации.
При
этом имущество, подлежащее приватизации,
включает в себя имущество, приватизация
которого ограниченна или осуществляется
в особом порядке. Во-первых, это стратегические
предприятия и акционерные общества, для
приватизации которых необходимо соответствующее
решение Президента РФ: федеральные государственные
унитарные предприятия, осуществляющие
производство продукции (работ, услуг),
имеющей стратегическое значение для
обеспечения обороноспособности и безопасности
государства, защиты нравственности, здоровья,
прав и законных интересов граждан РФ,
а также открытые акционерные общества,
акции которых находятся в федеральной
собственности и участие Российской Федерации
в управлении которыми обеспечивает стратегические
интересы государства, обороноспособность
и безопасность государства, защиту нравственности,
здоровья, прав и законных интересов граждан
РФ. Во-вторых, акции РАО «Газпром» и РАО
«ЕЭС», а также являющиеся субъектами
естественных монополий в сфере железнодорожных
перевозок и находящиеся в ведении федерального
органа исполнительной власти в области
управления железнодорожным транспортом
федеральные государственные унитарные
предприятия, которые приватизируются
на основании федерального закона (ст.7
Закона о приватизации 2001 г.).
Порядок
приватизации - предусмотренный
Действующий федеральный закон, регулирующий порядок приватизации федерального имущества, предусматривает следующие этапы приватизации:
- разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества,
- принятие решения о приватизации имущества,
- приватизация государственного имущества предусмотренным законом способом.
Порядок
разработки прогнозного плана (программы)
приватизации федерального имущества
определяется Правительством РФ. При
разработке плана учитываются предложения
федеральных органов
Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. В решении содержатся характеристика приватизируемого имущества (наименование и иные данные, позволяющие индивидуализировать его) и способ приватизации, а также иные предусмотренные законом и необходимые для приватизации имущества сведения (нормативная цена, срок рассрочки платежа).
Порядок планирования и порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества определяются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
Способы приватизации - это предусмотренные законом о приватизации действия государственных органов, направленные на возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц6. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными федеральным законом (ст. 13 Закона о приватизации 2001 г.).
Законодательство о приватизации всегда предусматривало конкретные ее способы. По мере развития законодательства количество способов приватизации увеличивалось, а ее условия совершенствовались.
Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа
государственного или муниципального
имущества на аукционе;
6 См.: Предпринимательское право. П/р. Е.П. Губина. М., 2008.
3) продажа
акций открытых
акционерных обществ
на
специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа
за пределами территории
РФ находящихся
в
государственной собственности акций
открытых акционерных обществ;
6) продажа
акций открытых акционерных обществ через
организатора
торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа
государственного или
муниципального имущества
посредством публичного предложения;
10) продажа
акций открытых акционерных обществ по
результатам
доверительного управления.
Способы приватизации расположены в Законе в определенном порядке исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован. Так, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования его в открытое акционерное общество, а если размер уставного капитала предприятия не превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством РФ, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными федеральным законом способами.
Порядок организации аукциона, в том числе участие покупателей, определение победителей, проведение расчетов, регламентируется Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585.
Разновидностью аукциона является специализированный аукцион. Специализированный аукцион - способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Заявка на участие в специализированном аукционе оформляется посредством заполнения бланка заявки и является предложением претендента заключить договор купли-продажи акций по итогам специализированного аукциона на условиях, опубликованных в информационном сообщении о его проведении. Обязательным условием участия претендента в специализированном аукционе является поступление на указанный счет перечисленных претендентом денежных средств.
Законодательство предусматривает проведение межрегиональных (прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем пятнадцати субъектов РФ) и всероссийских (прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем двадцати пяти субъектов РФ) специализированных аукционов.
Публичное
предложение - новый способ приватизации,
предусмотренный Законом о
Преобразование унитарного предприятия можно рассматривать как разновидность реорганизации юридического лица, в результате которой создается открытое акционерное общество, являющееся правопреемником этого унитарного предприятия. Обязательным условием преобразования является составление передаточного акта, порядок составления и содержание которого определяется Законом о приватизации 2001 г. Акции созданного акционерного общества закрепляются в государственной собственности и, в свою очередь, могут быть приватизированы предусмотренными законом способами приватизации. Предусматриваются различные варианты участия государства в деятельности созданного акционерного общества: путем закрепления в государственной собственности 100% акций открытого акционерного общества, путем закрепления в государственной собственности иного (менее 100%) количества акций или путем использования специального права («золотой акции»). Деятельность акционерного общества, созданного в результате преобразования государственного унитарного предприятия, регулируется законодательством об акционерных обществах с ограничениями, предусмотренными законом о приватизации (ст.1 Закона об АО, гл.VII Закона о приватизации 2001 г.).