Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:20, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации и ликвидации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование институтов реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Формы и порядок реорганизации юридических лиц…………………………………7
1.1. Реорганизация юридического лица: понятие и признаки……………………………………7
1.2. Реорганизация юридического лица в форме слияния………………………………………12
1.3. Реорганизация юридического лица в форме присоединения………………………………14
1.4. Реорганизация юридического лица в форме разделения…………………………………...16
1.5. Реорганизация юридического лица в форме выделения……………………………………18
1.6. Реорганизация юридического лица в форме преобразования……………………………...20
ГЛАВА 2. Организационно-правовые особенности процедуры ликвидации юридических лиц……………23
2.1. Ликвидация юридического лица: понятие и виды………………….………………………23
2.2. Основания и порядок ликвидации юридического лица…………….………………………24
2.3. Ликвидация юридических лиц в случае банкротства……………..………………………..29
2.4. Порядок удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица..45
Заключение…………………………………………………………………………………………50
Библиография………………………………………………………………………………………53
Приложение 1………………………………………………………………………………………55
Приложение 2………………………………………………………………………………………57
Приложение 3………………………………………………………………………………………59
Приложение 4………………………...……………………………………………………………60
Приложение 5………………………………………………………………………………………64

Работа состоит из  1 файл

Курсач сам.doc

— 474.50 Кб (Скачать документ)

              Попытки дать определение реорганизации предпринимались и юристами, занимавшимися исследованиями темы реорганизации юридических лиц. Например, Трофимов К.Т. предлагает понимать под реорганизацией прекращение коммерческой организации, связанное с изменением ее имущественного комплекса или организационно-правовой формы, направленное на достижение цели, для которой организация создавалась. Реорганизация влечет за собой изменение субъектного состава и правопреемство[11].

              Мартышкин С.В. видит в реорганизации особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающееся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства другому юридическому лицу (правопреемнику)[12].

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:

- слияние нескольких юридических лип в одно;

- присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;

- разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;

- выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности)

одного или нескольких новых юридических лиц;

- преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую[13].

              Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.

              Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект - юридическое лицо, подлежат прекращению.

              С учетом изложенных особенностей реорганизации юридического лица можно дать следующее определение реорганизации. Реорганизация - процедура (совокупность юридических действий), опосредующая переход в порядке правопреемства прав и обязанностей от одного или нескольких юридических лиц (правопредшественников) к другому или другим юридическим лицам (правопреемникам), связанная с прекращением правопредшественников и (или) созданием правопреемников.

              Реорганизация   представляет   собой   одну   из   форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых.  В отличие от ликвидации реорганизация  не  означает  погашения  обязательств юридического лица, прекращающего  деятельность. Все его права и обязанности переходят  к  вновь  образованным юридическим лицам  - его правопреемникам. Правопреемство при  реорганизации  носит  универсальный (общий) характер. Предполагается,    что,    во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и  обязанности, а весь их комплекс. И,  во-вторых,  организация - правопреемник не вправе  отказаться  от  принятия  каких-либо  обязательств реорганизуемого юридического лица.

              В процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности.

              Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных.

              При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения).

              Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство. И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника,  включая  те,  в  отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.

              Решение   о   реорганизации    может    быть    принято учредителями (участниками) (см. Приложение 1) либо   соответствующим   органом юридического лица. Здесь все зависит от  его  организационно-правовой  формы.

              В  ряде  случаев  для  реорганизации   в   форме слияния, присоединения и преобразования  может  потребоваться согласие уполномоченных государственных органов[14].

   Так, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также - последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате слияния таких коммерческих организаций), превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

2) присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

3) слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);

4) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом, которые являются основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), в том числе на основании передаточного акта или разделительного баланса, и в отношении данных акций (долей) и (или) имущества создаваемая коммерческая организация приобретает права, предусмотренные статьей 28 ФЗ «О защите конкуренции», и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает семь миллиардов рублей, либо если суммарная выручка учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр;

5) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) активами (за исключением денежных средств) финансовой организации и (или) создаваемая коммерческая организация приобретает такие акции (доли) и (или) активы финансовой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении таких акций (долей) и (или) активов приобретает права, предусмотренные  предусмотренные статьей 29 ФЗ «О защите конкуренции», и при этом стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) активы которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) активов (за исключением денежных средств) кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);

6) присоединение финансовой организации к коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;

7) присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к финансовой организации, если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при присоединении к кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации)[15].

              В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц[16].

              Юридические лица, получившие  его предписания, обязаны  провести  реорганизацию  в  установленный  срок.   В противном  случае  суд  должен  назначить внешнего управляющего  юридическим  лицом  и  поручить   ему провести   реорганизацию[17]. Учредительные   документы   вновь создающихся  организаций,  а  также разделительный   баланс утверждаются судом и регистрируются в общем порядке.

              Реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В противном случае решение о реорганизации или ликвидации юридического лица, а также акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, признаются судом недействительными.

              Реорганизация акционерного общества может быть осуществлена в форме слияния,

присоединения, разделения, выделения и преобразования. Изменение  типа акционерного общества не является реорганизацией, так как не меняется организационно-правовая форма.

              Следовательно, в этом случае нормы, касающиеся реорганизации, будут неприменимы. Любая добровольная реорганизация начинается с принятия соответствующего решения. В акционерном обществе этот вопрос относится к компетенции общего собрания акционеров[18]. Следует принять во внимание такие важные формальные требования:

              а) решение о реорганизации принимается только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом общества;

              б) решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, причем при решении вопроса о реорганизации акционеры владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса[19].

 

1.2. Реорганизация юридического лица в форме слияния

Нередко юридические лица объединяют усилия для достижения поставленных целей. Одним из юридических способов объединения предприятий является слияние как форма реорганизации. В свою очередь, слияние - реорганизация является способом как прекращения юридических лиц, так и создания новых.

Результатом такого мероприятия, как слияние - реорганизация, является образование нового юридического лица при прекращении существования объединяющихся организаций. При реорганизации в форме присоединения, в отличии от слияния - реорганизации, одно юридическое лицо вливается в другое и, таким образом, перестает существовать, а юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение, продолжает осуществлять финансово-хозяйственную деятельность[20].

В соответствии с текущим законодательством может быть произведена реорганизация в форме слияния юридических лиц, которые находятся в разных субъектах РФ.

Порядок реорганизации Общества с ограниченной ответственностью регламентирован ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" № 14-ФЗ от 14 января 1998г., а Акционерного общества - ФЗ "Об акционерных обществах" № 208-ФЗ от 24 ноября 1995г.

Так, акционеры каждого юридического лица, реорганизуемого в форме слияния, на общем собрании акционеров принимают решение о том что будет проведено слияние - реорганизация, утверждают договор о слиянии и устав создаваемого Общества[21].

Неотъемлемой частью такой процедуры как слияние является составление передаточного акта, в соответствии с которым переходят права и обязанности к вновь возникшему юридическому лицу[22]. По общему правилу, данный документ утверждается учредителями (акционерами) общества[23].

После принятия уполномоченными лицами решения о том, что будет проведено слияние - реорганизация и утверждения соответствующих документов необходимо подать документы в регистрирующий орган[24].

Последовательность действий для реорганизации в форме присоединения (слияния)

1. Проведение общих собраний участников (акционеров) обществ по вопросу реорганизации обществ в форме присоединения (слияния).

Информация о работе Реорганизация и ликвидация юридических лиц