Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:20, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации и ликвидации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование институтов реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Формы и порядок реорганизации юридических лиц…………………………………7
1.1. Реорганизация юридического лица: понятие и признаки……………………………………7
1.2. Реорганизация юридического лица в форме слияния………………………………………12
1.3. Реорганизация юридического лица в форме присоединения………………………………14
1.4. Реорганизация юридического лица в форме разделения…………………………………...16
1.5. Реорганизация юридического лица в форме выделения……………………………………18
1.6. Реорганизация юридического лица в форме преобразования……………………………...20
ГЛАВА 2. Организационно-правовые особенности процедуры ликвидации юридических лиц……………23
2.1. Ликвидация юридического лица: понятие и виды………………….………………………23
2.2. Основания и порядок ликвидации юридического лица…………….………………………24
2.3. Ликвидация юридических лиц в случае банкротства……………..………………………..29
2.4. Порядок удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица..45
Заключение…………………………………………………………………………………………50
Библиография………………………………………………………………………………………53
Приложение 1………………………………………………………………………………………55
Приложение 2………………………………………………………………………………………57
Приложение 3………………………………………………………………………………………59
Приложение 4………………………...……………………………………………………………60
Приложение 5………………………………………………………………………………………64
Если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший указанное заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.
В ряде случаев Законом установлено не право, а обязанность должника обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд (ст.9), подкрепленная мерами имущественной ответственности (ст.10). Для обращения в арбитражный суд самого должника установлены дополнительные требования по основаниям, срокам и процедуре подачи заявления (ст. ст.9, 37 - 38).
Следует особо отметить три момента:
- открытый перечень оснований (ст.9 Закона);
- принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом в случае установления фиктивного банкротства, т.е. уголовно наказуемого деяния (ст.55);
- противоречие между п.2 ст.9 Закона и п.3 и п.6 ст.64 ГК.
Буквальное толкование п.2 ст. 9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. делает невозможным ликвидацию юридического лица при недостаточности его имущества с распределением имущества между кредиторами соответствующей очереди пропорционально сумме требований, которые подлежат удовлетворению, и с погашением не удовлетворенных при этом требований, как это было предусмотрено ГК.
При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры (ст.27 Закона):
Здесь дается общая характеристика без учета особенностей отдельных категорий юридических лиц и исключений из правил.
Наблюдение
1. Финансовое оздоровление
2. Внешнее управление
3. Конкурсное производство
4. Мировое соглашение
Наблюдение применяется в целях обеспечения сохранности имущества должника, анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст.2). Оно вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству или по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику (ст. ст.48, 62).
Введение этой процедуры влечет за собой имущественные и организационные последствия:
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиями;
- запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая), выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
- запрещается зачет встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п.4 ст.134 Закона очередность удовлетворения требований кредиторов (ст.63);
- назначается временный управляющий (ст.49);
- ограничиваются полномочия органов управления путем получения письменного согласия временного управляющего на совершение сделок, связанных с изменением имущественного состояния должника более чем на 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения и (или) с принятием на себя обязательств перед третьими лицами (п.2 ст.64);
- органам управления должника запрещается принимать решения о создании и прекращении деятельности юридических лиц и правосубъектных образований, изменении структуры должника, выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками), о размещении эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций (п.3 ст.64).
Наблюдение оканчивается с даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения. Эта дата устанавливается соответствующим решением или определением арбитражного суда на основании решения первого собрания кредиторов (ст.75 Закона). Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве - не более 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (ст. ст.51, 62).
Финансовое оздоровление (санация) - процедура, которая подразумевает финансовую помощь должнику.
Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. В случае отсутствия такого решения, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному сроку.
В случае, если отложить рассмотрение дела невозможно, арбитражный суд выносит определение о введении процедуры финансового оздоровления, при наличии соответствующего ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов[68].
К ходатайству обязательно прилагается график погашения задолженности; при обращении учредителей или собственника - также план финансового оздоровления, возможно предоставление обеспечения исполнения должником обязательств; при обращении третьих лиц обязательны согласование с должником и предложение обеспечения исполнения должником обязательств.
При введении финансового оздоровления по инициативе суда обязательно предоставление обеспечения исполнения обязательств должника в объеме, превышающем эти обязательства не менее чем на 20%.
Исполнение должником обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой, а предмет обеспечения не может представлять собой имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения (т.е. должен не совпадать с имуществом должника и предоставляться реально третьим лицом).
При наличии противоречащих друг другу ходатайства и решения первого собрания кредиторов (п.3 ст.75 Закона) в качестве обеспечения исполнения обязательств должника предоставляется банковская гарантия (п.3 ст.75).
Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем 2 года (п.6 ст.80) и влечет за собой имущественные и организационные последствия (ст.81):
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда; т.е. речь идет о социальных приоритетах);
- запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая); выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
- прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до введения финансового оздоровления;
- применяется предусмотренный федеральным законом строго формализованный порядок предъявления требований кредиторов, наложения арестов на имущество должника и введения иных ограничений должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом, проведения зачета, расчетов по обязательствам должника.
На сумму требований кредиторов, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в порядке и в размере, предусмотренных п.2 ст.95 Закона (очевидно, в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения финансового оздоровления), с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора или до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Утверждается административный управляющий (ст.45) и ограничиваются полномочия органов управления.
Ограничение осуществляется путем получения согласия:
- кредиторов (комитета кредиторов) на совершение сделок, связанных с изменением имущественного состояния должника более чем на 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки, и (или) с принятием на себя обязательств перед третьими лицами или любых сделок, влекущих за собой возникновение новых обязательств должника, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов (п.3 ст.82);
- собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица (лиц), предоставившего обеспечение на принятие решения о его реорганизации (п.3 ст.82);
- административного управляющего на совершение сделок, которые связаны с любым изменением имущественной базы должника кроме реализации готовой продукции в процессе обычной хозяйственной деятельности; влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления; влекут за собой перемену лиц в обязательствах, получение займов (кредитов) (п.4 ст.82).
Нарушение изложенных норм может повлечь признание сделок недействительными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, т.е. речь идет об оспоримых сделках. Статьи 173 и 174 ГК о так называемых внеуставных сделках и сделках с превышением полномочий неприменимы, так как требуют доказательств того, что контрагент знал или заведомо должен был знать о незаконности или ограничениях. Возможно, следует ссылаться на ст.168 ГК - установление законом оспоримости сделки, не соответствующей требованиям закона или иных правовых актов.
Финансовое оздоровление оканчивается:
- при истечении срока путем принятия арбитражным судом определений о прекращении производства по делу или о введении внешнего управления либо решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. ст.88, 92 Закона);
Определенные сложности могут возникнуть на практике из-за п.6 ст.80 и п.2 ст.92 Закона: при введении внешнего управления по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления совокупный срок этих двух процедур не может превышать двух лет. Но и финансовое оздоровление может быть введено на срок до двух лет. Арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения указанного вопроса прошло более чем полтора года, однако и в оставшийся 6-месячный срок вряд ли возможно достичь целей внешнего управления.
В связи с вышесказанным, можно предложить внести следующее изменение в законодательство: увеличение совокупного срока финансового оздоровления и внешнего управления до 3 лет.
- досрочно - по инициативе собрания кредиторов или арбитражного суда путем принятия этим судом определения о введении внешнего управления или определения о введении процедуры банкротства, о которой ходатайствовало первое собрание кредиторов, или решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст.87).
Внешнее управление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Оно вводится на основании решения собрания кредиторов либо на стадии любой процедуры банкротства (точнее - от мирового соглашения можно вернуться к внешнему управлению), на срок не более чем 18 месяцев с возможностью его продления не более чем на 6 месяцев[69].
Введение этой процедуры также влечет за собой следующие имущественные и организационные последствия:
- полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия передаются внешнему управляющему;
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Возможность наложения ограничений должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом (в том числе ареста имущества) ограничивается рамками процесса о банкротстве. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, а также требований кредиторов о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника. Исключения составляют требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, морального вреда (ст.95 Закона).
Примечательно сохранение за органами управления должника (п.2 ст. 94) права принимать решения организационного плана (например, об определении порядка ведения общего собрания акционеров) и направленные на восстановление платежеспособности должника путем увеличения его имущественной массы (например, об увеличении уставного капитала АО путем размещения дополнительных обыкновенных акций). Несколько особняком стоит их право принять решение об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника.
Информация о работе Реорганизация и ликвидация юридических лиц