Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:20, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации и ликвидации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование институтов реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Формы и порядок реорганизации юридических лиц…………………………………7
1.1. Реорганизация юридического лица: понятие и признаки……………………………………7
1.2. Реорганизация юридического лица в форме слияния………………………………………12
1.3. Реорганизация юридического лица в форме присоединения………………………………14
1.4. Реорганизация юридического лица в форме разделения…………………………………...16
1.5. Реорганизация юридического лица в форме выделения……………………………………18
1.6. Реорганизация юридического лица в форме преобразования……………………………...20
ГЛАВА 2. Организационно-правовые особенности процедуры ликвидации юридических лиц……………23
2.1. Ликвидация юридического лица: понятие и виды………………….………………………23
2.2. Основания и порядок ликвидации юридического лица…………….………………………24
2.3. Ликвидация юридических лиц в случае банкротства……………..………………………..29
2.4. Порядок удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица..45
Заключение…………………………………………………………………………………………50
Библиография………………………………………………………………………………………53
Приложение 1………………………………………………………………………………………55
Приложение 2………………………………………………………………………………………57
Приложение 3………………………………………………………………………………………59
Приложение 4………………………...……………………………………………………………60
Приложение 5………………………………………………………………………………………64

Работа состоит из  1 файл

Курсач сам.doc

— 474.50 Кб (Скачать документ)

 

1.5. Реорганизация юридического лица в форме выделения

Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего[40].

Основой для выделения из акционерного общества еще одного общества является разделительный баланс - по нему передаются имущественные права и обязанности вновь образуемому обществу.

Как отмечают исследователи, при составлении разделительного баланса возможны различного рода злоупотребления в пользу одного или нескольких сторон. Например, известны случаи, когда при разделении общества на несколько обществ пассив реорганизуемого общества концентрировался в одном из новых обществ, которое вскоре объявлялось банкротом, а кредиторам оставалось только подсчитывать свои убытки. Другие же вновь образованные общества, избавившись от кредиторов, стали процветать. Подобная ситуация может возникнуть и при выделении общества[41].

Порядок реорганизации в форме выделения таков: совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме выделения общества выносит на решение общего собрания акционеров общества вопрос о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (обществ), о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и о порядке такой конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного баланса.

После общего собрания акционерного общества и решения всех ключевых вопросов реорганизации, собираются общие собрания акционеров каждого создаваемого общества, на которых, принимаются решения об утверждении его устава и образовании органов обществ. Как подчеркивается в п.3 ст. 19 Закона «Об акционерных обществах», если в соответствии с решением о реорганизации в форме выделения единственным акционером создаваемого общества будет являться реорганизуемое общество, утверждение устава создаваемого общества и образование его органов осуществляются общим собранием акционеров реорганизуемого общества.

Как и при реорганизации в форме разделения, Закон гарантирует защиту прав акционеров общества: если решение о реорганизации общества в форме выделения предусматривает конвертацию акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества или распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате выделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества[42].

Последовательность действий для реорганизации юридического лица в форме выделения (разделения):

1. Проведение общего собрания участников (акционеров) общества по вопросу реорганизации в форме выделения (разделения). Решение о реорганизации юридических лиц в форме выделения (разделения).

2. Выкуп у участников (акционеров) долей (акций) в связи с выходом из собственников общества.

3. Подача объявления в СМИ о проведении реорганизации.

4. Уведомление кредиторов о проведении реорганизации в форме выделения (разделения). Получение требований кредиторов о погашении (в т. ч. досрочном) кредиторской задолженности. Составление реестра требований кредиторов. Выверка расчетов с кредиторами и определение сумм кредиторской задолженности к погашению.

5. Погашение кредиторской задолженности до момента завершения реорганизации.

6. Проведение инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого общества.

7. Формирование разделительного баланса.

8. Начало процедуры конвертации прав участников (акционеров) в уставных капиталах правопреемников.

9. Передача документов на государственную регистрацию (по месту нахождения выделившегося общества).

10. Завершение государственной регистрации выделившегося юридического лица. Присвоение кодов. Изготовление печати. Постановка на учет в ИМНС, в фондах.

11. Уведомление о реорганизации общества (из которого произошло выделение). Снятие с учета общества, которое разделилось. Внесение изменений. Уведомление фондов.

12. Составление акта приемки-передачи активов и обязательств.

13. Перенос данных бухгалтерского учета в учетные системы правопреемников.

14. Завершение процедуры конвертации прав участников (акционеров) в уставном капитале[43].

 

1.6. Реорганизация юридического лица в форме преобразования

В результате преобразования происходит изменение организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица, сопровождающееся прекращением его деятельности и созданием новой организации, к которой в соответствии с передаточным актом в порядке универсального правопреемства переходят права и обязанности преобразованной организации[44] (см. Приложение 2). На правовой характеристике преобразования следует остановиться несколько подробнее, поскольку именно в отношении данной формы реорганизации, по нашему мнению, существуют определенные недостатки нормативно-правового регулирования.

Преобразование в последнее время стало одной из наиболее часто применяемых на практике форм реорганизации юридических лиц. В качестве основных обстоятельств способствовавших этому, можно выделить следующие.

Во-первых, в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий широкое распространение получил такой способ приватизации, как акционирование. Оно представляет собой, несмотря на имеющееся специальное нормативно-правовое регулирование, не что иное, как преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы (государственного или муниципального предприятия) в другую (акционерное общество). Кроме того, правовыми актами о приватизации предусматривалось и преобразование арендных предприятий в товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.

Во-вторых, становление гражданско-правового законодательства в РФ и замена нормативных актов, действовавших в начале этапа проводимых в стране экономических реформ, вызывают необходимость приведения организационно-правовых форм ранее созданных юридических лиц в соответствие с действующим законодательством. Данный процесс осуществляется посредством преобразования. Так, в ФЗ РФ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрена необходимость преобразования индивидуальных (семейных) частных предприятий, а также предприятий, созданных хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы[45].

Суть преобразования в том, что юридическое  лицо  одной организационно-правовой  формы  прекращает  деятельность,   а вместо  него образуется  новое   юридическое   лицо   другой организационно-правовой формы.    Никаких    количественных изменений участников гражданского оборота не происходит.  Все права и обязанности организации,  прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику.  По  сути,  преобразование является наиболее распространенной  формой  реорганизации.  К примеру, приватизация         государственных       предприятий представляет  собой  не  что  иное   как   преобразование   в акционерное общество.

              Гражданский  кодекс и  другие  законы,   в   частности Федеральный   закон "О    некоммерческих организациях", устанавливают определенные ограничения на  преобразование.

              Реорганизация коммерческих организаций может существенным образом затрагивать интересы их кредиторов. Учитывая это, законодатель предусмотрел гарантии прав кредиторов коммерческой организации при её реорганизации (ст. 60 ГК). Прежде всего это обязанность учредителей (участников) коммерческой организации или органа, принявшего решение о реорганизации коммерческой организации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой коммерческой организации.

              По общему правилу, коммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций. И лишь при реорганизации коммерческих организаций в форме присоединения реорганизация считается завершённой с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой коммерческой организации (п. 4 ст. 57 ГК).

              Государственная регистрация возникших при реорганизации коммерческих организаций, а также внесение записей в единый государственный реестр юридических лиц (при присоединении) происходит в общем порядке. В соответствии со ст. 59 ГК основаниями   для   отказа  в  государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций являются непредставление вместе с учредительными документами передаточного   акта   или  разделительного баланса  либо  отсутствие  в  них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной коммерческой организации. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

 

2.1. Ликвидация юридического лица: понятие и виды

Ликвидация - это прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства другому лицу[46]. Ликвидация имеет следующие виды:

- добровольная (по решению учредителей);

- принудительная (по решению суда).

По решению учредителей юридического лица оно может быть ликвидировано в любом случае (исключением являются фонды, которые могут быть ликвидированы только по заявлению заинтересованных лиц[47]), в том числе:

- при истечении срока, на который оно было создано;

- при достижении цели, ради которой оно было создано.

По решению суда юридическое лицо ликвидируется если:

- при создании юридического лица были допущены грубые нарушения закона, имеющие неустранимый характер;

- осуществляется деятельность без надлежащего разрешения (лицензии);

- осуществляется деятельность, запрещенная законом;

- осуществляется деятельность с нарушением законов и иных правовых актов;

- деятельность общественного, религиозного объединения, фонда противоречит уставным целям[48].

Ликвидация юридического лица также возможна вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Исключением являются казенные предприятия[49].

Лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, во-первых, устанавливают порядок, сроки ликвидации и назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). В свою очередь, ликвидационная комиссия выполняет ряд важных функций, в частности: публикует информацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке (не менее чем двухмесячном) заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, их письменному уведомлению о ликвидации, получению дебиторской задолженности; по окончании срока для представления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс с указанием сведений о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения; составляет после завершения расчетов с кредиторами ликвидационный баланс. Ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения об этом записи в государственный реестр юридических лиц.

Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".

 

2.2. Основания и порядок ликвидации юридического лица

Этапы ликвидации юридического лица.

1. После принятия решения о ликвидации (см. Приложение 3) учредители обязаны письменно сообщить в соответствующий государственный орган (в настоящее время - в налоговую инспекцию) о том, что предприятие находится в процессе ликвидации.

2. Учредители (либо орган юридического лица) назначают ликвидационную комиссию, устанавливают сроки и порядок ликвидации. С этого момента управление юридическим лицом переходит к ликвидационной комиссии.

3. В соответствующие издания помещается публикация о ликвидации юридического лица, сроках и порядке предъявления требований кредиторов. Срок должен быть не менее 2 месяцев с момента публикации.

4. Ликвидационная комиссия письменно уведомляет кредиторов о ликвидации.

5. По истечении установленного срока для предъявления требований составляется промежуточный ликвидационный баланс - состав имущества юридического лица, перечень предъявленных требований кредиторов, результат их рассмотрения. Промежуточный баланс утверждается учредителями юридического лица (по согласованию с государственным органом - при принудительной ликвидации).

6. При недостатке денежных средств для удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица продается с публичных торгов.

Информация о работе Реорганизация и ликвидация юридических лиц