Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа состоит из  1 файл

ОТВЕТЫ к экз конституционное право.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

Конституционные поправки. Порядок принятия поправок к главам 3 - 8 Конституции РФ устанавливается статьями 108, 134, 136 Конституции РФ и Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" (1998). Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме Закона РФ о поправке к конституции РФ (далее - закон). Под поправкой понимается любое изменение конституционного текста, одним законом охватываются взаимосвязанные изменения. Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены статьёй 134 Конституции РФ и рассмотрены в первом пункте. Поправки к главам 3 - 8 Конституции РФ принимаются Федеральным собрании в том же порядке, который предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов. Предложения о поправках к Конституции РФ вносятся в Государственную Думу в виде проекта закона. Поступившее предложение рассматривается соответствующим комитетом Государственной Думы. Проект закона рассматривается Государственной Думой в трёх чтениях. Проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов. Одобренный проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации в течение пяти дней опубликовывает уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами Федерального Собрания, и направляет закон в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для его рассмотрения. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ обязаны рассмотреть закон в течение года со дня его принятия. Соответствующие постановления направляются в течение четырнадцати дней в Совет Федерации. Совет Федерации ведёт учёт данных о рассмотрении закона и на очередном заседании после истечения срока рассмотрения устанавливает результаты этого рассмотрения. Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней вправе обжаловать постановление Совета Федерации в Верховный Суд РФ, немедленно известив Президента РФ и Совет Федерации. Верховный Суд рассматривает такие дела в порядке гражданского судопроизводства. Одобренный законодательными (представительными) органами субъектов РФ закон в течение семи дней после установления итогов рассмотрения, а в случае подачи жалобы - после вступления в силу решения Верховного Суда РФ или после повторного рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает закон и осуществляет его официальное опубликование с указанием дат одобрения палатами Федерального Собрания, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, даты подписания и регистрационного номера. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если иная дата не установлена самим законом. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона вносит принятую поправку в текст Конституции РФ и осуществляет её официальное опубликования с внесёнными поправками и указанием даты их вступления в силу. Предложение о поправке к Конституции РФ, не получившей одобрение двух третей законодательных (представительных) органов субъектов РФ, может быть повторно внесено не ранее, чем через год после установления результатов рассмотрения.

 

10. Структура Конституции  Российской Федерации 1993 г. Определение  понятия

Конституция Российской Федерации.

Конституция РФ – основной нормативный  акт России, обладающий высшей юридической  силой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения Конституция  РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

Верховенство  конституционных норм означает, что  Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство  Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т. е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого  действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость  от каких-либо обстоятельств.

Действующая Конституция  РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Она является писаной, постоянной конституцией второго поколения.

Структура Конституции  РФ состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них  разбит на 9 глав.

Содержание Конституции РФ включает в себя: 1) полное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека; 2) характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического устройства государства; 3) правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности.

Многие из глав Конституции РФ посвящены  структуре и компетенции органов  государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства  РФ. Кроме того, Конституция закрепляет принципы и структуру судебной власти.

Конституция РФ закрепляет все основные демократические принципы: выборность высших государственных органов, право граждан на местное самоуправление и т. д.

Конституция РФ в своем содержании закрепляет еще один из главных принципов  демократического государства –  принцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается  система «сдержек и противовесов»  в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

 

11. Юридические свойства  и основные функции Конституции  Российской Федерации

1993 года.

Конституция - единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, принимаемый народом или от имени народа, учреждающий основные принципы устройства общества и государства, правовой статус человека, принадлежность и механизм осуществления власти. Конституция РФ по своей сущности является Конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального народа РФ, она направлена на учреждение основ общества и государства, утверждает общедемократические принципы, признаёт человека, его права и свободы.

Юридические свойства Конституции. 1.Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

2.Высшая юридическая сила Конституции.  Согласно статье 15 Конституции РФ  Конституция РФ имеет высшую  юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

3.Центральное место во всей  правовой системе. Конституция является "ядром" правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

4.Особая охрана Конституции. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

5.Особый порядок принятия, изменения  и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения  и пересмотра Конституции характеризует  её как "жёсткую" (в отличие  от "гибких" конституций, изменяемых  в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

Функции Конституции раскрывают ее социальное назначение в обществе и одновременно характеризующие основные направления ее воздействия на общественные отношения. Иначе говоря, под функциями Конституции понимают ее государственно-общественное предназначение и способы его реализации. Чаще всего в юридической литературе выделяют три основные функции:

1.Юридическая функция - Конституция рассматривается в качестве основного источника права, главным регулятором важнейших общественных отношений. В данном случае речь, прежде всего, идет об отношениях между государством и личностью, а также между высшими органами власти. Являясь ядром всей правовой системы Конституция занимает особое положение среди норм действующего права, имеет характер прямого действия, составляет нормативную основу законодательства страны. Иначе говоря, Конституция есть основа всего правопорядка в государстве.

2. Политическая функция - Как политический документ Конституция представляет собой результат социально-политического согласия, своего рода общественный договор в котором согласованы политические интересы, представленные различными социальными группами и общественно-политическими объединениями страны. Конституция определяет устройство государства, регулирует отношения между субъектами политической системы общества, которые должны функционировать в рамках Конституции и законов Республики. Отражая расстановку политических сил в обществе, она юридически закрепляет баланс их интересов, создавая прочные гарантии политической стабильности общества. В связи с тем, что в Конституции закреплен принцип политического многообразия социально-политическая жизнь казахстанского общества развивается на основе плюрализма политических идеологий и мнений

3.Идеологическая функция  - Конституция как наиболее авторитетный закон страны обращается к таким общепризнанным ценностям как права человека, неприкосновенность собственности, разделение власти, которые находят свое подтверждение в текущем законодательстве, в судебной практике, в деятельности правоохранительных органов страны.

 

12. Конституционный строй  (объективная категория) Российской  Федерации: понятие конституционного строя, содержание, основные принципы.

Понятие «конституционный строй», как новое для современной России, для науки государственного права Российской Федерации, развивается из категорий общественного и государственного строя. Однако между понятиями общественного, государственного строя и конституционного строя можно выделить определенные различия.1 общественный строй – это социально-политическое понятие, с помощью которого охватывается вся сумма общественных отношений складывающихся и развивающихся в обществе. исторический процесс развития общества представляет собой закономерную смену общественно-экономических формаций, которые являются определенными типами общества, особыми ступенями его развития. общественный строй постоянно находится под воздействием государства, которое создается обществом для защиты своих интересов, в частности, для охраны общественного строя. Государство оказывает воздействие на общественный строй своей политикой, то есть, организованной и целенаправленной деятельностью государственных органов. Отдельные структурные элементы общественного строя могут быть предметом правового регулирования и находят свое проявление и в виде соответствующих государственно-правовых принципов а, в отдельных случаях – государственно правовых институтов.

2 как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а их воздействие на общество – преимущественно неправовым. Если же государство воздействует на общество, на общественный строй, посредством установления правовых норм, опираясь при этом на конституцию, то это позволяет говорить о началах конституционного строя.

3.Именно народовластие является сущностью конституционного строя, а само народовластие означает принадлежность всей власти народу, её свободное осуществление в полном соответствии и с его суверенной волей.

конституционное государство  – это такое государство, которое признает народ источником своей власти и действует в соответствии с интересами народа. Вместе с тем, конституционный строй есть условие и средство юридического оформления гражданского общества и правового государства. конституционный строй, как объективная категория, – это система социально-правовых отношений и институтов народовластия, которая основана на совокупности принципов, содействующих закреплению в обществе стабильных, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.

Принципы конституционного строя РФ – основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ. Выделяются следующие принципы конституционного строя РФ: 1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной); 2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности; 3) верховенство закона; 4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и т. д.); 5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России); 6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); 7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви); 8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской); 9) разделение властей; 10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан); 11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"