Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа состоит из  1 файл

ОТВЕТЫ к экз конституционное право.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

Те права, которые составляют группу экономических, социальных прав и прав в области культуры, в Конституции  Российской Федерации 1993г. представлены довольно широко, целесообразно классифицировать их следующим образом:1) права и свободы в сфере экономической жизни и деятельности гражданина и человека; 2) права и свободы в социальной области жизнедеятельности гражданина и человека;3) права и свободы в сфере науки и культуры гражданина и человека.К группе прав и свобод в экономической сфере жизни и деятельности гражданина и человека относятся:1)право частной собственности (ст. 35 Конституции); 2)право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом экономическую деятельность (ст. 34).3) право на землю (ст. 36).4)право на жилище (ст. 40 ч. 1).К группе основных прав и свобод в социальной сфере жизнедеятельности гражданина и человека следует отнести:1)право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст. 37);2)право на защиту от безработицы (ч.3 ст. 37);3)право на отдых (ч.5 ст.37);4)право на социальное обеспечение (ст. 39);5)право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41);6)право на благоприятную окружающую среду (ст.42).К группе основных прав и свобод в области науки и культуры относятся:1)право на образование (ст. 43);2)свобода литературного, худ., научного, технического и др. видов творчества и преподавания (ч.1 ст. 44);3) право на участие в культурной жизни (ч.2 ст. 44).

 

35. Гарантии конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.

Под гарантиями основных прав, свобод и обязанностей следует понимать те условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и охрану для каждого гражданина и человека. Т.е., гарантии – это меры, обеспечивающие возможность реализации физ. лицом принадлежащих ему прав, свобод и обязанностей. Правовые гарантии занимают особое место в ряду гарантий конст. прав, свобод и обязанностей, что прямо подчеркивается в ч.1 ст.45 Конст. РФ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Юридические (правые) гарантии – это закрепленные в законодательстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию и охрану прав и свобод гражд. и чел. К числу юрид. гарантий следует отнести:1)законод. и др. нормативные правовые акты гос. органов, органов местного самоупр., в кот.устанавливаются условия и средства осущ. конкретных основных прав, свобод и обязанностей;2)применение правовых норм в деятельности гос. органов, органов местного самоупр., долж. лиц, отдельных общ. объединений (например, профсоюзов), самих граждан.К юрид. гарантиям конст. прав, свобод и обязанностей закрепленых в Конст. РФ относят:право защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45);право на судебную защиту своих прав и свобод (ч.1 ст. 46);право на юридическую помощь (ст. 48);право гражданина на справедливое и гуманное судопроизводство(ст. 49, 50, ч.1 ст.51, ч.1 ст.54 и ч.3 ст.15);право на возмещение вреда (ст. 53);право на обращение в международные органы по защите прав человека и гражданина (ч.3 ст.46), Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и др.Уполномоченный по правам человека. Учреждение данного органа предусмотрено п.«е» ч.1 ст.103 Конст. РФ. Основной принцип этого института – поиск мирных решений в спорах между гражд. и гос., постепенная выработка доверительных отношений между ними и, соответственно, повышение авторитета власти, созданной для гарантий прав чело века.В РФ правовое положение Уполномоченного по правам человека определено Фед. Конст. Законом от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном по правам чел.».Основным направлением деят. Уполномоченного явл. рассмотрение жалоб граждан РФ и находящихся на терр. РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействия) гос. органов, органов местного самоуправления, должн. лиц, гос. служащих. При проведении проверок он вправе запрашивать все сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; получать соотв. объяснения; проводить самостоятельные проверки деятельности гос. органов; знакомиться с уголовными, гражд. делами и делами об адм.правонарушениях. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями государственных органов; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения, приговора суда. В случае грубого или массового нарушения предусмотренных Конст. РФ прав исвобод чел. и гражд. Уполномоченный вправе: выступать с докладом на очередном заседании ГД; обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, которые послужили основанием для проведения парламентского расследования; обратиться в ГД с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушений прав и свобод граждан.

 

36. Конституционные обязанности  человека и гражданина в Российской Федерации.

Важнейшей обязанностью гражданина и человека является требование соблюдать Конст.. РФ, законы (ст.15). Ссогласно ч.3 ст.62 Конст. РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.К числу обязанностей гражданина и человека в РФ следует отнести:1)уважение прав и свобод других лиц (ч.3 ст.17);2)обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст.57);3)обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);4)каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуре (ч.3 ст.44).Конст.обязанности гражд. РФ вытекают из смысла ч.2 ст.6 Конст., в которой указано, что каждый гражданин Российской Федерации на ее территории обладает правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конст. РФ.К числу обязанностей, которые принадлежат только гражданину РФ, относятся: 1)защита Отечества, которая является долгом и обязанностью гражданина РФ (ч.1 ст.59). Вместе с тем, в ч. 3 этой же ст. 59 предусмотрена возможность замены ее на альтернативную гражданскую службу, в случаях, установленных фед. законом. 2) забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность роди-

телей (ч.2 ст.38);3)заботу о нетрудоспособных родителях со стороны трудоспособных детей, достигших 18 лет (ч.3 ст.3);4)обязательность основного общего образования. Родители или лица, их замещающие, обеспечивают получением детьми основного общего образования (ч.4 ст.43).Таким образом, основные обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые определяют гражданину и человеку вид и меру должного поведения, связанные с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества,

государства, других лиц. Следовательно, в наиболее общем виде существо юридической обязанности заключается в требовании необходимого, нужного, должного, целесообр. поведения субъекта. Это поведение обязательно, непререкаемо обеспечивается на случай «непослушания» мерами государственного принуждения (административно-правовыми, уголовно-правовыми, реже – государственно-правовыми). В этом отличие конституционной обязанности от нравственных требований.

 

37. Правовое положение  иностранных граждан в Российской  Федерации: правовое регулирование; регистрация, учет, контроль за пребыванием иностранных граждан в Российской Федерации; ответственность иностранных граждан за нарушение требований Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

• Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115 «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации»; • Федеральный закон от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»;• Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ".

Иностранный гражданин  – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражд. (подданства) иностранного государства»1. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы. Лицо без гражданства, – сказано в той же части 1 статьи 2 Фед. закона от 25 июля 2002 г., – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражд. (подданства) иностранного государства.

ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ: режим наибольшего  благоприятствования; национальный режим; спец. режим.ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖД.ПОЛЬЗУЮТСЯ В РФ ПРАВАМИ И НЕСУТ ОБЯЗАННОСТИ НАРАВНЕ С ГРАЖД. РФ,ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ,ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЗ. СПЕЦ. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ГРАЖД.(ПОДДАННЫХ) ОПРЕДЕЛЕННОГО ГОС. В ОТВЕТ НА НЕОБОСНОВАННОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН.-реторсия (retorsio - возмездие).ВИДЫ: иностранцы, постоянно или временно проживающие в стране; иностранные военнослужащие; лица, пользующиеся диплом. или консульским иммунитетом; лица, получившие политическое убежище; беженцы; лица, получившие временное убежище.

РЕЖИМЫ ПРЕБЫВАНИЯ (ПРОЖИВАНИЯ) ИНОСТРАННЫХ  ГРАЖДАН В РОССИИ: временное пребывание на основании визы (ст. 5

Фед. закона «О правовом положении...);временное  проживание (3 года) на основании разрешения

в пределах квоты (ст. 6 Федерального закона «О правовом положении...);постоянное проживание на основании вида на жительство(5 лет).

ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ:свободы передвижения в пределах территории РФ; права  избирать и быть избранными; трудовых прав и права на доступ к гос. и  муниципальной службе;права на военную  службу.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: администр .выдворение (административное наказание); депортация (полит. или управленческая мера); реадмиссия (международно-правовой механизм). ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ВЫСЫЛКА ИНОСТРАН. ГРАЖД. ИЗ РФ В СЛУЧАЕ УТРАТЫ ИЛИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРЕБЫВАНИЯ (ПРОЖИВ.) В РФ-депортация. РЕАДМИССИЯ(ОТ АНГЛ. ГЛАГОЛА TO READMIT — ПРИНИМАТЬ НАЗАД) ПЕРЕДАЧА ЛИЦ, НЕЗАКОННО ПРЕБЫВАЮЩИХ НА ТЕРР. ГОС., В СТРАНУ, ИЗ КОТОРОЙ ОНИ ПРИБЫЛИ С СОГЛАСИЯ ЭТОЙ СТРАНЫ"Соглашение между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики о реадмиссии" (Закл. в г. Москве 18.01.2011). Въезд

иностранного гражд. может быть не разрешен, ст. 7 ФЗ от 31 мая 2002 г. :а)выступает за насильственное изменение основ конституционного строй РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или ее гражданам;б)финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты,

оказывает содействие в совершении таких актов или совершает  их;б) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;в) не может представить доказ. возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства;г) заключал брак с гражданином РФ, послужившим основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;д) является больным наркоманией, не имеет сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции, либо страдает заболеванием, которое представляет опасность для окружающих. РЕЖИМЫ ПРЕБЫВАНИЯ

(ПРОЖИВАНИЯ) ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН  В РОССИИ: временное пребывание на основании визы (ст. 5 ФЗ «О правовом положении...); временное проживание (3 года) на основании разрешения в пределах квоты (ст. 6 ФЗ «О правовом положении...); постоянное проживание на основании вида на жительство(5 лет).

В настоящее время, после вступления в силу ФЗо 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ», с целью усиления контроля за пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства в РФвведена так миграционная карта, обязательный документ, помимо документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, который должен иметь каждый иностранный гражданин и лицо без гражданства, прибывшие в РФ. Если миграционной карты нет, значит иностранный гражданин или лицо без гражданства находятся в РФ нелегально.

В миграционной карте содержатся сведения о въезжающих или прибывших в  РФ иностранном гражданине или лице без

гражданства, о сроках их временного пребывания в РФ. Получают миграционную карту в пункте пропуска через  Гос. границу РФ, либо в поезде или самолете,и заблаговременно заполняют ее; в ней также делается отметка о времени пересечения Гос. Миграционная карта предусмотрена для одного посещения РФ; срок ее действия зависит от цели приезда в Российскую Федерацию. Миграционная карта находится у иностранного гражданина или лица без

гражданства в течение всего  срока его пребывания в Российской Феде-

рации.Срок временного пребывания в РФ в порядке, не требующем получения визы, как

правило, не может превышать 90 (девяносто) суток. Вместе с тем Правительство РФ в отношении отдельных категорий временно пребывающих в РФ иностранных граждан,

вправе увеличить (до 180 (ста восьмидесяти) суток) или сократить девяносто-суточный срок. Срок действия разрешения на временное проживание в РФ составляет три года.Разрешение на временное проживание в РФ может получить иностранный гражданин, достигший возраста 18 лет. Иностранный гражданин и лицо без гражданства, достигшие 18-летнего возраста и проживающие на территорий РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, могут получить вид на жительство в РФ сроком на 5 лет, затем продлить ещё на 5 лет.

 

38. Государственно-правовые  признаки Российской Федерации  как суверенного государства по Конституции 1993 года. Государственные символы Российской Федерации.

Суверенные права и гос.-правовые признаки, кот. характеризуют РФ как  суверенное Федеративное государство.

1.Учредительный характер федеральной государственной власти,проявляется в следующем: а) определении наименования государства, установлении основ конституционного строя. Б)в установлении характера взаимоотношений между человеком, гражд., обществом и государством, пределов ответственности гос. перед гражданином, обществом и, в свою очередь, граждан перед государством; в)в определении формы государственного устройства, объеме предметов исключительного ведения федерации, гарантий целостности исторически сложившегося гос. единства народов; г)в выборе системы государственных органов и определении характера взаимоотношений между ними; д)в праве вступать в новые гос. и межгос. союзы.2. РФ как государство имеет свою территорию3.Важным элементом гос.-правового статуса РФ явл. федеральное гражданство. 4. РФ имеет общие для всей страны высшие государственные органы. Гос. власть в РФ осущ. Президентом РФ, Фед. Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством РФ, судебными органами (ч.1ст.11). Гос.власть в субъектах РФ осущ. Образуемыми ими гос. органами (ч.2 ст. 11). 5. федеральная нормативно-правовая система.

6. федеральная государственная собственность и единая кредитно-денежная система.7. национальных Вооруженных Сил, 8. абсолютная международная правосубъектность России. 9.закрепление Конст. русского языка в качестве государственного языка (ч. 1 ст.68).

10. Государственные символы Российской Федерации и ее столица.Таковыми, прежде всего, являются герб, флаг (цвета) государства. К числу государственных символов можно также отнести государственный гимн, гос. праздники и государственные награды.

Конституция РФ в ст. 70 к числу  гос. символов государства относит государственные флаг, герб и гимн; их описание и порядок официального использования устанавливается федеральным конст. законом.

 

 

39. Компетенция Российской  Федерации: понятие компетенции;  предметы исключительного ведения Российской Федерации; особенности предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов

Компетенция состоит из многих элементов, но основными из них являются предметы ведения и полномочия (права и обязанности). При этом предметы ведения это те области общественных отношений, в пределах которых РФ осущ. Свою Гос. деятельность. Вместе с тем, компетенция в федеративном государстве включает: 1) предметы исключительного веде-

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"