Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа состоит из  1 файл

ОТВЕТЫ к экз конституционное право.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

 

21. Общественные объединения в  Российской Федерации: правовое  регулирование, понятие и виды общественных объединений, особенности правового положения общественных объединений.

Неотъемлемым  правом человека и гражданина, провозглашенным в статье 30 Конституции Российской Федерации, является право на объединение, а свобода деятельности общественных объединений гарантируется. В части 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации говорится о том, что общественные объединения равны перед законом. Правовое положение общественных объединений урегулировано Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года с последующими изменениями.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединения реализуется как непосредственно, путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения. Целью создания общественных объединений является реализация и защита гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав и свобод, развитие активности и самодеятельности граждан, их участие в управлении государственными и общественными делами; удовлетворение профессиональных и любительских интересов, развитие научного, технического и художественного творчества; охрана здоровья, участие в благотворительной деятельности, а также иной деятельности, не запрещенной законом. Возможные ограничения определены в статье 13 Конституции, о чем мы уже говорили. Учредителями общественных объединений являются физические и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимаются устав общественного объединения, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы. Для создания общественного объединения требуется инициатива не менее трех физических лиц. Федеральный закон устанавливает два понятия для физических и юридических лиц, включающихся в создание и деятельность общественного объединения. Они могут иметь статус члена общественного объединения и статус участника общественного объединения. Основное различие состоит в том, что членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями. Для участника общественного объединения такое членство в качестве обязательного условия не требуется. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, если иное не установлено рассматриваемым Федеральным законом или законами об отдельных видах общественных объединений.

Федеральный закон предусматривает следующие организационно-правовые формы функционирования общественных объединений: − общественные организации; − общественные движения; − общественные фонды; − общественные учреждения; − органы общественной самодеятельности; − политические партия. Кроме того, Федеральным законом о внесении изменений в Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 10 ноября 2003 г. к числу общественных объединений отнесена национально-культурная автономия. Организационно-правовыми формами политических партий и национально-культурных автономий являются общественные организации. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Во всех других формах лица, входящие в их состав, именуются участниками.

Территориальная сфера  деятельности российской общественных объединений. В Российской Федерации создаются и действуют: общероссийскими общественными объединениями считаются такие, которые осуществляют свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения; межрегиональными признаются общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность на территории менее половины субъектов Российской Федераций и также имеют там свои структурные подразделения; региональные общественные объединения действуют в пределах территории субъекта Российской Федерации, а местные – в пределах территории муниципального образования.

Общественные объединения  имеют право: − свободно распространять информацию о своей деятельности; − участвовать в выработке решений государственных органов и органов местного самоуправления; − проводить собрания, митинги, демонстрации и пикетирования; − выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления; − представлять и защищать свои интересы, права и законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Федеральными законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных целей и конкретных видов общественных объединений. Что касается их права участвовать в выборах представительных органов, то право выдвижения кандидатов предоставлено только политическим партиям. Те общественные объединения (организации), в уставах которых закреплено их право принимать участие в выборах, могут реализовать его только с той или иной политической партией и только при выборах в законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

22. Политические партии в Российской Федерации: правовое регулирование; основные функции политических партий в условиях многопартийности; парламентские партии.

Политические партии в Российской Федерации играют важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, будучи одним из центральных компонентов политической системы.

Право граждан Российской Федерации  на объединение в политические партии, закрепленное в статье 30 Конституции Российской Федерации, включает в себя: право на добровольной основе создавать политические партии в соответствии со своими убеждениями; право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии; право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами; а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

Правовое положение политических партий в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 11 июля 2001 года «О политических партиях», включая  изменения, внесенные Федеральным  законом от 22 апреля 2009 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий».В статье 3 Федерального закона дано следующее определение политической партии: «Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления

интересов граждан в органах  государственной власти и органах  местного самоуправления».

Требования, которым должна отвечать политическая партия, определены в пункте 2 статьи 3 Федерального закона: 1, политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение политической партии; 2, в политической партии должно состоять: до 1 января 2010 года – не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии; в остальных региональных отделениях численность каждой из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии. Поэтапное снижение минимальной численности членов политической партии должно привести к тому, чтобы с 1 января 2012 года в политической партии состояло не менее сорока тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов политической партии; в остальных региональных отделениях численность каждой из них не может составлять менее ста пятидесяти членов политической партии; 3, руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни и доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти. В то же время главной целью политической партии является выдвижение кандидатов в депутаты на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе. При этом политическая партия не может вступать в блоки с другими политическими партиями и общественными объединениями кроме случаев, предусмотренных Федеральным Законом; она не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе и в составе списка кандидатов, и на иные выборные должности в органы государственной власти и в органы местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

Требование об участии политической партий в выборах имеет весьма категорический характер. В п. 2 статьи 37 Федерального закона предусмотрено, что если политически партия не принимает участия в выборах в течение пяти лет, то такая партия подлежит ликвидации по решению ее высшего руководящего органа, то есть съезда партии, либо по

решению Верховного Суда Российской Федерации. В статье 41 Федерального закона предусмотрены также иные основания ликвидации политической партии.

Членство в политической партий является добровольным и индивидуальным (ст. 23 Федерального закона). Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Запрещается требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или его отсутствие. Политическая партия действует на основании устава. Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.

Многопартийность в  Российской Федерации.  Практикой развития демократии в современных государствах порождены, в основном, две формы партийных систем: многопартийная (с целым рядом разновидностей) и однопартийная политическая система. Особой разновидностью многопартийной системы считают двухпартийную систему в США. Обычно о многопартийности говорят тогда, когда в той или иной стране действуют две и более политические партии. Подобное утверждение нуждается в уточнении. О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе участвуют более двух политических партий и все они имеют шансы принять участие в формировании правительства.

 

23. Российская Федерация  - светское государство.

В наиболее общем виде – понятие «светское государство» – отражает отношение государства к религии. Что касается Российской Федерации, то в настоящее время в нашем государстве вопросы свободы совести и религиозных объединений урегулированы Федеральным законом от 20 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». Во вводной части (преамбуле) этого Федерального закона установлены, в частности, положения о том, что признавая особую роль православия в России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, в Российской Федерации уважаются христианство, ислам, буддизм, индуизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов Российской Федерации. Тем самым подтверждается отсутствие единой государственной религии, и в Российской Федерации признается поликонфессионализм (то есть население исповедует различные верования) Итак, светским государством следует считать - государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии, ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия или канонические установления не признаются источником права и не оказывают влияния на деятельность государственных органов, систему государственного и муниципального образования, которая тоже носит светский характер.

Конкретное проявление светского характера Российского  государства: 1, светский характер государства подразумевает признание ряда принципов в сфере отношений государства с религиозными объединениями граждан. Основой этих отношений является свобода совести, поскольку, согласно части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации, никакая религия в Российской Федерации не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В статье 28 Констуции Российской Федерации под свободой совести подразумевается свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. 2, светский характер государства означает отсутствие определенной церковной иерархии, стоящей над государственной властью. Он проявляется и в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанности исповедовать определенную религию, а также в гражданском статусе верующих. 3, как светское государство Российская Федерация опирается на принцип отделения религиозных объединений от государства. В соответствии с этим принципом в п. 2 ст. 4 Федерального закона определено, что государство не возлагает на религиозные объединения функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. 4, светский характер государства характеризуется также светским характером государственной системы образования и воспитания. Согласно статьи 5 Федерального закона по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях, администрации указанных учреждений по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления предоставляют религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы, то есть факультативно.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"