Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".
Светский характер государства не означает, что оно не взаимодействует с религиозными организациями. Государство издает законы, обеспечивающие претворение в жизнь свободы вероисповедания и устанавливает ответственность за ее нарушение. Федеральный закон закрепил регистрационный порядок создания религиозных объединений с учетом участников не менее 10 человек. Государственная регистрация осуществляется федеральным органом юстиции и органом юстиции субъекта Российской Федерации. Среди религиозных объединений имеются и такие, которые в силу специфики религиозных учений, запрещают своим сторонникам брать в руки оружие (например, Служители Иеговы). Для таких граждан статья 45 Конституции Российской Федерации предусматривает возможность замены несения воинской службы выполнением альтернативных гражданских обязанностей, что подтверждено в п. 4 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также Федеральным законом от 25 июля 2002 года «Об альтернативной гражданской службе».
24. Понятие, содержание и основные принципы правового положения (правового статуса) человека и гражданина (личности) в Российской Федерации.
под правовым положением понимается юридически закрепленное положение человека в обществе и государстве, то есть, все то, что так или иначе юридически определяет, характеризует, гарантирует, упрочивает реальное положение человека в обществе и государстве. Другими словами, фактическое положение человека в обществе и государстве, выраженное в правовой форме, и есть правовое положение личности. Оно устанавливается государством с помощью права и называется правовым или юридическим потому, что речь идет именно о правовых прерогативах личности, ее юридических возможностях.
Содержание правового положения личности определяют все те нормы и регулируемые ими отношения, которые складываются между государством и личностью в связи с их фактическим местом в социально-экономической, общественно-политической и духовно-нравственной жизни общества. Однако особую роль в определении правового положения гражданина и человека играют конституционные нормы. Вследствие своего общерегулятивного характера они очерчивают правовое положение не в какой-либо одной области жизни, а в основных, определяющих ее областях. При том они устанавливают лишь наиболее существенные, коренные отношения между государством и личностью в связи с их местом в управлении общественными и государственными делами, оставляя подробное регулирование таких отношений нормам других отраслей права. Поэтому конституционное положение следует рассматривать как основу правового положения личности. Структурными элементами содержания правового положения гражданина и человека являются: гражданство; правосубъектность; конституционные права и свободы; конституционные обязанности; гарантии реализации конституционных прав, свобод и обязанностей.
Гражданство, будучи составной частью конституционного положения, представляет собой условие или предпосылку приобретения всех других элементов структуры правового положения гражданина и человека. Именно с помощью института гражданства государство юридически закрепляет те фактические отношения, которые складываются у него с лицами, находящимися под непосредственным воздействием государственной власти, в силу этого на гражданина распространяются все права, свободы и обязанности, установленные законодательством государства, и, соответственно, обязанности по отношению к государству. Кроме того, гражданин приобретает право на охрану и защиту принадлежащих ему конституционных прав и свобод как внутри страны, так и покровительство за рубежом.
Другим структурным элементом правового положения гражданина и человека, непосредственно вытекающим из гражданства, является правоубъектность, то есть праводееспособность. И гражданство, и правосубъектность означают устойчивую связь между государством и личностью.
Однако гражданство устанавливает правовую связь между конкретным лицом в самом общем виде. Правосубъектность конкретизирует правовое состояние, закрепленное институтом гражданства. Правосубъектность, как структурный элемент правового положения, делает более определенным место лица в правовом общении и, следовательно, в его положении в обществе.
Центральное место в содержании основ правового положения личности принадлежит конституционным (основным) правам и свободам человека и гражданина. Права и свободы в правовом пространстве играют далеко не последнюю роль. Конституция Российской Федерации отмечает три аспекта ее проявления: 1, конституционные права и свободы выступают в качестве одного из основополагающих принципов основ конституционного строя Российской Федерации, о чем достаточно четко сказано в статье 2 Конституции: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». 2, они определяют основное направление деятельности государственных органов. Так, в статье 18 Конституции Российской Федерации сказано: «Они ( то есть права и свободы – И.Б.) определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». 3, главное предназначение прав и свобод, закрепленных в Конституции, – это раскрытие содержания основ правового положения личности. По содержанию и объему основных прав можно особенно наглядно судить о правовом положении личности в обществе и государстве. Главное и основное в содержании конституционных прав и свобод – это определенная правовой нормой возможность пользоваться конкретными социальными благами. Неотъемлемым структурным элементом основ правового положения гражданина и человека являются конституционные обязанности, независимо от того, включены ли они в конституцию государства полно или, напротив, весьма скупо, как это сделано в Основном законе Российской Федерации.
С юридической точки зрения поведение обязанного связано с такой возможностью, которая в то же время призвана законодателем необходимой.
В свою очередь, исполнение обязанностей может быть как активным, так и пассивным; как обязанностью совершать определенные действия в связи с реализацией прав, так и обязанностью воздержаться от действий, способных нанести ущерб правам управомоченного субъекта. В случае незаконного ущемления прав граждан государство обязано принять меры к их защите и восстановлению. На основании таких посылок можно
сказать, что конституционные права и конституционные обязанности противопоставляются как «свобода – несвобода». И, наконец, реальность конституционного статуса гражданина и человека, как в целом, так и отдельных его структурных элементов обеспечивается определенными гарантиями, то есть принятыми на себя государством обязанностями создавать необходимые условия и предоставлять соответствующие средства для обеспечения конституционных прав, свобод и обязанностей. Гарантии связывают воедино правовое и фактическое положение гражданина и человека в обществе, образуют своего рода механизм реализации основных прав и свобод. Таким образом, гражданство, правосубъектность, конституционные права, свободы, обязанности и юридические гарантии не просто находятся в неразрывной связи с правовым статусом гражданина и человека, но и составляют его непосредственное содержание. Только их наличие делает правовой статус функционирующим, действенным для личности.
25. Понятие, правовое
С юридической точки зрения гражданство выступает: как форма связи физического лица с государством. Однако одни авторы считают эту связь чисто правовой, которая выступает в виде совокупности прав и обязанностей; в виде правовой принадлежности личности к определенному государству; в виде принадлежности, проявляющейся в правовой связи; другие подчеркивают не только правовой, но и политический характер связи между человеком и государством, что находит свое проявление в распространении всей полноты власти государства на граждан, в пользовании гражданами всеми правами, свободами и обязанностями. Иностранца от гражданина в этом случае отличает не только разный объем прав, свобод и обязанностей, но и сам характер связи, которая носит временный характер.
Первый Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» был принят Верховным Советом РСФСР 28 ноября 1991 года, который с изменениями 1993 и 1995 гг. действовал до вступления в силу 1 июля 2002 года Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», принятого 31 мая 2002 года.
Принципы гражданства
1. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Это означает, что в Российской Федерации нет гражданства разных сортов, не существует деления граждан на «природных» и «натурализованных».
2. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Это право гражданина Российской Федерации в настоящее время подкреплено соответствующими положениями, содержащимися в Федеральном законе от 24 мая 1999 года «О государственной политике
Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (с последующими и изменениями).
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменять его. Названный принцип является основополагающим новейшего российского законодательства о гражданстве, который учитывает соответствующие положения международно-правового законодательства.
4. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Содержание этого принципа, закрепленного в п. 5 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года, воспроизводит положения п.1 статьи 61 Конституции Российской Федерации. Суть этого положения состоит в несвязанности российского гражданства с мерами наказания за противоправные действия.
5. Гражданство как специфическая форма выражения государственного суверенитета. В качестве основного элемента принципа государственного суверенитета применительно к гражданству выступает принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации, о чем сказано в статье 7 Федерального закона от 31 мая 2002 года. Часть 2 статьи 7 устанавливает, что органы государственной власти Российской Федераций, дипломатические представительстваи консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федераций, а также защищать их права и охраняемые законом интересы.
6. Принцип двойного гражданства. Статья 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года предусматривает возможность приобретения гражданином Российской Федерации иного гражданства, что не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации. На территории Российской Федерации такое лицо рассматривается только как гражданин Российской Федерации. Эти положения Федерального закона полностью соответствуют требованиям статьи 62 Конституции Российской Федерации. В части 2 статьи 62 Конституции указано, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Двойное (множественное) гражданство является исключением из правила. Оно создает определенные неудобства как для человека, так и для государства, то есть страны пребывания и страны гражданства.
7. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. Понятно, что это положение Федерального закона направлено на сокращение контингента лиц без гражданства на территории государства, на упорядочение правового положения
этой категории лиц, проживающих на территории России. Для этой категории лиц устанавливается упрощенный порядок приобретения статуса граждан России. Состояние без гражданства прекращается натурализацией, усыновлением (удочерением).
26. Приобретение гражданства
Основу правового регулирования гражданства Российской Федерации составляет Федеральный закон «О гражданстве Российской Федераций», который был принят 31 мая 2002 года и вступил в силу 1 июля 2002 года. 11 ноября 2003 года в названный Федеральный закон были внесены существенные изменения и дополнения. В статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. также сказано, что по вопросам гражданства принимаются в соответствии с федеральным законом другие нормативные правовые акты. К числу таких актов в настоящее время относятся: Указы Президента Российской Федерации, которыми были утверждены Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, Положение о Комиссии по вопросам
гражданства при Президенте Российской Федерации и состав этой Комиссии и др. В целях исполнения Федерального закона от 31 мая 2002 года и Указов Президента Российской Федерации приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации были утверждены Инструкции, затрагивающие различные стороны работы органов внутренних дел по вопросам гражданства Российской Федерации. В статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации» дано следующие определение понятия гражданства Российской Федерации: «Гражданство Российской Федерации устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».