Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:14, курсовая работа
Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школе и разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся. Задачи:
1. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом и Краснодарском крае, в частности, основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.
2. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников, модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
Введение
1. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы
1.1 Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии
1.2 Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
1.3 Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
2 Профильное обучение школьников в современных условиях
2.1 Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
2.2 Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
2.3 Основные проблемы и противоречия, эффективность профильного обучения
Заключение
Как подчеркнуто
в Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года, устаревшее
и перегруженное содержание школьного
образования не обеспечивает выпускникам
общеобразовательной школы фундаментальных
знаний, важнейших составляющих стандарта
образования наступившего века: математики
и информатики (включая умения вести поиск
и отбор информации), русского и иностранных
языков, базовых социальных и гуманитарных
дисциплин (экономики, истории и права).
Профессиональное образование, в свою
очередь, еще не способно в должной мере
решить проблему "кадрового голода",
обусловленного новыми требованиями к
уровню квалификации работников. В то
же время многие выпускники учреждений
профессионального образования не могут
найти себе работу, определиться в современной
экономической жизни. В условиях экономического
расслоения общества все эти недостатки
системы образования усугубились неравным
доступом к качественному образованию
в зависимости от доходов семьи.
Предстоит существенная
модернизация содержания и структуры
профессионального образования в соответствии
с требованиями основных отраслей промышленности,
сферы услуг, культуры, армии, государственной
службы и др. В качестве основного фактора
обновления профессионального образования
выступают запросы развития экономики
и социальной сферы, науки, техники, технологий,
федерального и территориальных рынков
труда, а также перспективные потребности
их развития.
Должна быть
создана система постоянного
мониторинга текущих и
Система образования
должна быть ориентирована не только
на задания со стороны государства,
но и на постоянно возрастающий общественный
образовательный спрос, на конкретные
интересы семей, местных сообществ, предприятий.
Ориентация на реальные потребности конкретных
потребителей образовательных услуг должна
создать основу для привлечения дополнительных
финансовых и материально-технических
ресурсов.
Основное отличие
профильного обучения от профориентации
состоит в том, что в рамках
этой формы обучения происходит не
только удовлетворение современного заказа
общества на профессии, но и удовлетворение
индивидуальной потребности личности
в самореализации. Таким образом, профильное
обучение обеспечивает взаимовыгодное
и взаимозаинтересованное движение обоих
участников процесса – как самих школьников,
так и экономических институтов и производственных
структур общества.
В соответствии
с одобренной Министерством образования
России «Концепцией профильного
обучения на старшей ступени общего
образования» профильная подготовка обеспечивает
углубленное изучение отдельных
общеобразовательных предметов, создает
условия для выбора учащимися индивидуальных
образовательных траекторий в соответствии
с их способностями, склонностями и потребностями,
более эффективно готовит выпускников
к профессиональному самоопределению,
обеспечивая преемственность общего и
профессионального образования. Обучающиеся
в системе профильной подготовки готовят
себя к трудовой деятельности, адаптируют
умения к изменяющимся требованиям рынка
труда.
Таким образом,
можно сделать следующие
В условиях перехода
к рыночным отношениям приоритетные
функции непрерывного образования неразрывно
связаны с рынком труда. Современный молодой
человек должен научиться правильно вести
себя на рынке труда, понимать, как продвигать
свои достоинства и возможности, и не бояться
этого, то есть выбрать ту профессию, которая
бы была востребована современной экономикой,
соответствовала желанию и интересам
личности, ее возможностям и общеобразовательной
подготовке.
Глобализация
экономики и задача формирования
общества, основанного на знаниях, ставят
новые требования перед системой образования
и обучения. В рамках этих требований система
профессионального образования и обучения
призвана решать триединую задачу развития:
личности, способной полностью реализовать
свои потенциал в профессиональном и личном
плане; общества – за счет уменьшения
различий и неравенства между гражданами
и группами граждан; экономики – путем
обеспечения соответствия умений на рынке
труда потребностям промышленности и
работодателей.
Новая парадигма
развития образования предполагает
универсализацию профессионального образования,
сопровождающуюся развитием новых базовых
умений и компетенций. А это в свою очередь
означает и новое качество партнерских
отношений между образованием и миром
труда, обеспечивающих синергию всех секторов
образования, промышленности и экономики,
направленных на развитие общих компетенций,
этики труда, технических и предпринимательских
умений, выработку новой политики и финансовых
обязательств с учетом местных, региональных
и глобальных возможностей и потребностей.
Таким образом,
в настоящее время в рамках «Концепции
модернизации российского образования»
идет поиск путей интеграции общего среднего,
начального, среднего и высшего профессионального
образования, получает развитие многоуровневое
образование, создаются университетские
комплексы. Главная задача состоит в том,
чтобы на этой основе обеспечить более
полное соответствие системы и практики
подготовки кадров требованиям, предъявляемым
рынком.
В связи с
этим наиболее актуальной задачей на
современном этапе развития профильного
образования в Краснодарском крае является
определение приоритетных направлений
дальнейшего развития системы профильной
подготовки, выстроенной на местном, региональном
уровне с учётом потребностей рынка труда,
исходя из экономических условий территории.
1.2 Развитие профильного
образования в контексте
Глобализация
экономики и задача формирования
общества, основанного на знаниях, ставят
новые требования перед системой
образования и обучения. Развитие образования
теснейшим образом связано и с основными
направлениями социально-экономической
политики Правительства Российской Федерации
на долгосрочную перспективу. Основные
направления модернизации образовательной
системы в Российской Федерации определены
Концепцией модернизации образования
до 2010 г. Направления развития допрофессионального
обучения и довузовской подготовки в российской
школе, в основном, соответствует мировым
тенденциям развития образования.
Цель модернизации
образования состоит в создании механизма
устойчивого развития системы образования.
Для достижения указанной цели будут решаться
в первоочередном порядке следующие приоритетные,
взаимосвязанные задачи: обеспечение
государственных гарантий доступности
и равных возможностей получения полноценного
образования; достижение нового современного
качества дошкольного, общего и профессионального
образования; формирование в системе образования
нормативно-правовых и организационно-экономических
механизмов привлечения и использования
внебюджетных ресурсов; повышение социального
статуса и профессионализма работников
образования, усиление их государственной
и общественной поддержки; развитие образования
как открытой государственно-общественной
системы на основе распределения ответственности
между субъектами образовательной политики
и повышения роли всех участников образовательного
процесса: обучающегося, педагога, родителя,
образовательного учреждения.
Концепция модернизации
российского образования на период
до 2010 г. предусматривает создание "системы
специализированной подготовки (профильного
обучения) в старших классах общеобразовательной
школы, ориентированной на индивидуализацию
обучения и социализацию обучающихся,
в том числе с учетом реальных потребностей
рынка труда, отработки гибкой системы
профилей и кооперации старшей ступени
школы с учреждениями начального, среднего
и высшего профессионального образования".
Пути реализации
поставленной задачи и перспективы
развития общего и профильного образования
определены в Концепции профильного обучения
на старшей ступени общего образования.
Профильное обучение направлено на реализацию
личностно-ориентированного учебного
процесса. При этом существенно расширяются
возможности выстраивания учеником индивидуальной
образовательной траектории.
Краснодарский
край одним из первых в стране подошел
к реализации всего комплекса
задач организации профильного
образования в контексте
В 2004 году были разработаны
и утверждены план мероприятий по
введению профильного обучения в
Краснодарском крае, порядок открытия
профильных классов, региональный базисный
учебный план для 10-11 классов экспериментальных
общеобразовательных учреждений и другие
норматино-правовые документы.
В 2004 году общеобразовательные
учреждения края перешли на новый
федеральный Базисный учебный план,
которым предусмотрено введение профильного
обучения на старшей ступени общего образования
и предпрофильной подготовки в 9-х классах
начат. С сентября 2004 года в десятых классах
30 школ города Краснодара и 7 Павловского
района было введено профильное обучение
– всего открыт 101 профильный класс по
29 профилям. Предпрофильную подготовку
стали апробировать 422 общеобразовательных
учреждения из всех муниципальных образований
края.
По итогам первого
года эксперимента по введению профильного
обучения в г. Краснодаре и Павловском
районе проведен мониторинг.
На проведение
эксперимента в 2004 году из краевого бюджета
были выделены средства в объеме 1 млн.
рублей. Проведена работа по укреплению
материально-технической базы экспериментальных
общеобразовательных учреждений. Поставлена
компьютерная техника в 10 школ г. Краснодара
и Павловского района, приобретены химические
реактивы и мини лаборатории для 3 школ
Павловского района, открывших химико-биологический
профиль. Для организации центров сопровождения
эксперимента в управления образования
г. Краснодара и Павловского района приобретена
компьютерная и множительная техника.
Подготовлены и изданы сборники программ
элективных курсов для учащихся 9-х классов,
разработанные педагогами экспериментальных
образовательных учреждений г. Краснодара
и специалистами ККИДППО.
Продолжалась
работа по организации предпрофильной
подготовки в 9-х классах основной
школы. Во «вторую волну» эксперимента
по предпрофильной подготовки были включены
46 территорий края (422 учреждения). В рамках
краевого конкурса педагогических инициатив
открыты 4 краевые экспериментальные площадки
по организации сетевого взаимодействия
образовательных учреждений при организации
профильного обучения в старшей школе.
Для 11 категорий
педагогических работников, участвующих
в эксперименте по введению профильного
обучения, за счет целевых средств, предусмотренных
в Фонде развития образовательных учреждений,
на базе ККИДППО, школ г. Краснодара и Павловского
района проведены курсы повышения квалификации.
В течение первого года реализации эксперимента
в них приняли участие 6439 человек из всех
территорий края.
Ход эксперимента
был рассмотрен на коллеги департамента
образования и науки (ноябрь 2004г.)
и представлен на Всероссийской
научно-практической конференции (октябрь
2004).
Эксперимент выявил
ряд серьезных проблем и
Вместе с тем
принято однозначное решение
продолжить работу по созданию условий
для перехода общеобразовательных
учреждений на профильное обучение, а
именно: расширить число общеобразовательных
учреждений, реализующих предпрофильную
подготовку; обеспечить разработку программ
элективных курсов для 9 и 10 классов, организовать
переподготовку кадров и использование
информационных технологий в профильных
классах, укрепление учебно-материальной
баз экспериментальных ОУ.
Можно утверждать,
что на сегодня в ходе федеральных
экспериментов по профилизации отечественного
образования и созданию университетских
образовательных комплексов в Краснодарском
крае разработана региональная модель
довузовской подготовки и психолого-педагогическое
сопровождение ее реализации с учетом
региональных особенностей и результатов
мониторинга развития гибкой системы
профилей. Эта модель выступает в тесной
связи ее основных компонентов (блоков):
довузовской подготовки в учреждениях
среднего (полного), дополнительного и
профессионального (начального, среднего
и высшего) образования, проектирует новые
формы и механизмы организации взаимодействия
с социальными партнерами и отражает педагогические
условия становления и развития региональной
системы довузовской подготовки в образовательном
пространстве края.