Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:14, курсовая работа
Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школе и разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся. Задачи:
1. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом и Краснодарском крае, в частности, основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.
2. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников, модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
Введение
1. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы
1.1 Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии
1.2 Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
1.3 Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
2 Профильное обучение школьников в современных условиях
2.1 Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
2.2 Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
2.3 Основные проблемы и противоречия, эффективность профильного обучения
Заключение
В Приложении Б
приведены выдержки из доклада-презентации
СОШ №42 по охвату учащихся проектной
деятельностью, участию в олимпиадах,
спортивных соревнованиях. Эти данные
убедительно свидетельствуют, что выбранные
профили позволяют педагогическому коллективу
и учащимся достигать реальных результатов,
учить и учиться с увлечением.
2.3 Основные проблемы
и противоречия в организации
профильной подготовки, эффективность
профильного обучения
Изучение опыта
профильной подготовки, предшествующей
высшему профессиональному
С одной стороны,
следует констатировать наличие
имеющегося опыта решения отдельных проблем
профильной подготовки в отечественной
системе непрерывного образования, а с
другой – отсутствие его целостного научного
осмысления и описания, а также системной
модели, проектирующей новые формы и механизмы
ее организации на региональном уровне.
К положительным
аспектам профильного подхода к
обучению специалисты относят следующие:
благоприятные условия для
К отрицательным
аспектам профильного обучения можно
отнести сужение
Сегодня профильное
образование вынуждено брать
на себя компенсаторную функцию коррекции
содержания общего среднего образования,
которое отстаёт от задач приближения
его к требованиям рационального
профессионального выбора молодыми людьми
и сохраняет некоторую академическую
заданность, выраженную в преподавании
"основ наук" и определяемую стандартизованным
набором учебных предметов.
У значительной
части выпускников школы, вступающих
в современный рынок труда, формируется
запрос на новый тип образования, интегрирующий,
традиционное для нашей школы, гимназическое
образование с реальным, то есть позволяющим,
если не получить профессию, то составить
представления о характере профессионального
труда людей на основе личного опыта. Реализовать
же разделение пространства общего среднего
образования на гимназическое и реальное
созданием двух типов учебных заведений
весьма сложно по экономическим, социальным
и педагогическим соображениям.
В современных
условиях предпринимаются попытки
ориентировать перспективное
Профильная подготовка
в регионах осуществляется, в основном,
в рамках традиционных видов деятельности,
однако на современном этапе необходим
педагогический поиск более эффективных
форм.
Каждый из базовых
профильных курсов должен отражать: представления
о состоянии и перспективах развития
теории и практики в данной области
трудовой деятельности; спектр траекторий
получения профессионального образования,
особенности этого образования; психолого-педагогическое
сопровождение профессионального самоопределения
школьников в профильном обучении; возможности
дополнительного образования, информационного
обеспечения расширения представлений
о профессиональной деятельности людей
в русле выбранного профиля обучения;
состояние рынка труда и занятости.
Решение проблемы
профилизации в городе или районе,
как правило, переложено на плечи школы
и образовательной сети территорий, при
этом каждая школа должна в одиночку выбирать
профили, учитывая свои возможности и
ресурсы, не связывая выбор профилей с
экономической ситуацией территории;
однако системе муниципального образования
в одиночку не решить эту проблему, поэтому
профилизация должна быть «привязана»
к региональным и муниципальным программам
развития.
Рассмотрим типичные
точки зрения на вопрос эффективности
профильного обучения.
Полный перечень
критериев эффективности
Организационно-педагогические
условия предполагают, что эффективность
профильного обучения возможна, если стимулируется
активная позиция учащихся и учителей
в учебном процессе. Следовательно, введение
профильного обучения возможно не только
через содержание образовательных модулей,
но и посредством новых педагогических
и методологических подходов. Основным
в этом случае является использование
проблемно-исследовательских ситуаций,
основанных на тематике профиля обучения.
Таким образом,
эффективность воспитательно-
Система методов
оценки эффективности методического
обеспечения с учетом комплекса
организационно-педагогических условий,
как правило, включает в себя тестирование
учащихся и учителей профильных классов;
проведение диагностических контрольных
работ; метод экспертных оценок; наблюдение;
изучение документации и продуктов различных
видов деятельности учащихся и учителей.
В СОШ №42 в
оценку входят так же такие критерии
как количество и качество исследовательских
проектов, представленных на городскую
и краевую конференцию «Эврика»; количество
учителей, освоивших технику презентации;
количество учителей, обученных методике
проектной деятельности; количество учащихся,
вовлеченных в коллективные творческие
дела и проектную деятельность; качество
школьной воспитательной среды в результате
осуществления программы развития (по
результатам анкетирования учащихся и
их родителей).
Вместе с тем
практика показывает, что потребность
в обосновании критериев
Заключение
На современном
этапе развития общество предъявляет
сегодня школе новые
Необходимость
повышения
Введение профильного
обучения – это одно из важнейших
направлений модернизации российской
школы.
Профильное обучение
рассматривается как средство дифференциации
и индивидуализации обучения, позволяющее
за счет изменений в структуре, содержании
и организации образовательного процесса
более полно учитывать интересы, склонности
и способности учащихся, создавать условия
для обучения старшеклассников в соответствии
с их профессиональными интересами и намерениями
в отношении продолжения образования.
Профильное обучение направлено на реализацию
личностно ориентированного учебного
процесса.
Цель профильной
дифференциации содержания обучения определяется
в направленной специализации образования
в области устойчивых интересов,
склонностей и способностей обучаемых
с целью максимального их развития в избранном
направлении.
Профильное обучение,
обеспечивающее индивидуальное развитие
учащегося, является актуальным вопросом
политики государства в области
образования.
Реализация профильного
обучения в конкретной школе – это формирование
учебных планов профильных классов, организация
работы с вузами, психолого-профориентационное
сопровождение, участие в конференциях,
конкурсах, смотрах, олимпиадах, формирование
«Портфолио», подготовка к ЕГЭ, подготовка
к переходу на следующую ступень образования.
Характеризуя
деятельность СОШ №42 в профильном
обучении, можно сделать вывод, что
здесь оно носит характер систематизирующей
деятельности, т.е. деятельности, вокруг
которой, как вокруг стержня, и выстраивается
вся система образования и внеклассной
работы. Профильное обучение отражает
коллективную потребность; престижно,
значимо в глазах учащихся; органично
для школы; обеспеченно материально-технической
базой, носит коллективный характер.
Проведенный анализ позволяет так же сделать вывод о том, что успешности осуществления профильного обучения зависит от многих факторов. Эффективность профильного обучения возможна, если стимулируется активная позиция учащихся и учителей в учебном процессе. Следовательно, введение профильного обучения возможно не только через содержание образовательных модулей, но и посредством новых педагогических и методологических подходов.