Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:14, курсовая работа
Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школе и разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся. Задачи:
1. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом и Краснодарском крае, в частности, основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.
2. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников, модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
Введение
1. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы
1.1 Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии
1.2 Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
1.3 Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
2 Профильное обучение школьников в современных условиях
2.1 Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
2.2 Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
2.3 Основные проблемы и противоречия, эффективность профильного обучения
Заключение
II. В области
организации деятельности по введению
профильного обучения.
1. Определение
вариантов изменений в
2. Создание
и организация работы приемной
комиссии.
3. Установление
сетевого взаимодействия школы
с другими учреждениями образования.
4. Организация
методической работы с
III. В области
мотивации педагогических
1. Определение
причин недостаточной
2. Разработка
и осуществление мер по
3. Разработка
и введение обновленной
IV. В области
внутришкольного контроля.
1. Разработка
и введение обновленной
2. Разработка
и введение системы
Система профильного
обучения - это педагогическая инновация,
предполагающая радикальное изменение
образовательного процесса (его структуры,
организации, содержания, технологий и
управления) на старшей ступени общеобразовательной
школы.
Организация профильного
обучения на основе индивидуальных образовательных
траекторий предполагает, что каждый ученик
самостоятельно определяет интересующий
его набор учебных предметов из числа
предлагаемых школой, в том числе их нетрадиционное
сочетание. В этой ситуации перед педагогическим
коллективом стоят серьезные и трудоемкие
задачи по эффективной организации учебно-воспитательного
процесса на старшей ступени общеобразовательной
школы.
Таким образом,
весь спектр и многообразие задач, стоящих
перед образовательными учреждениями,
определяется содержанием внедряемой
инновации и ее вариативностью. По мнению
специалистов, опыт ряда регионов, участвующих
в эксперименте по профильному обучению,
показывает, что в учреждениях повышения
квалификации, педагогических вузах, в
общеобразовательных учреждениях создаются
собственные варианты механизмов реализации
программ профильного обучения. В этой
связи очень важно региональным и муниципальным
органам управления образованием отмечать
и анализировать наиболее интересный
опыт, создавать банки данных по различным
способам организации профильного образования,
организовать информационную поддержку
и обмен опытом его введения.
Итак, в первом
разделе курсовой работы были реализованы
следующие задачи: дано понятие профильного
обучения, описаны законодательные
основы развития профильного обучения
учащихся средней школы, история внедрения
профильного образования в Краснодарском
крае в контексте модернизации образовательной
системы в Российской Федерации в целом,
перечислены основные задачи образовательных
учреждений по организации профильной
подготовки.
Выполненный анализ
позволил сделать следующие выводы.
Важнейшим социальным
требованием к школе, заявленным
в Постановлении Правительства
РФ «О проведении эксперимента по введению
профильного обучения учащихся в
общеобразовательных учреждениях, реализующих
программы среднего (полного) общего образования»,
«Концепции модернизации российского
образования», «Концепции профильного
обучения на старшей ступени общего образования»,
Письме Минобразования России «Об организации
предпрофильной подготовки учащихся основной
школы в рамках эксперимента по введению
профильного обучения», является ориентация
образования не только на усвоение обучающимися
определенной суммы знаний, но и на развитие
личности школьника, на формирование у
него познавательных и созидательных
способностей, необходимых для успешной
социализации в обществе и активной адаптации
на рынке труда. Введение профильного
обучения – это одно из важнейших направлений
модернизации российской школы. Переход
на профильное обучение в старшей школе
является серьезной институциональной
перестройкой для системы образования
в целом.
Структура непрерывного
профессионального образования
определяется интеграцией традиционного
профессионального образования
и инноваций в сфере труда.
Непрерывное профессиональное образование
призвано обеспечить интересы личности,
производства, общества и самой системы
образования.
Реализация идеи
профилизации обучения на старшей ступени
общего образования позволяет
На сегодняшнем
этапе внедрения профильного образования
оптимизируются модели организации профильного
обучения на региональном, муниципальном
уровнях и на уровне общеобразовательного
учреждения. В числе актуальных задач
на ближайшую перспективу рассматривается
анализ наиболее интересного опыта и его
популяризация.
Как отмечено в
Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года, модернизация
образования - это политическая и
общенациональная задача, она не должна
и не может осуществляться как ведомственный
проект. Интересы общества и государства
в области образования не всегда совпадают
с отраслевыми интересами самой системы
образования, а потому определение направлений
модернизации и развития образования
не может замыкаться в рамках образовательного
сообщества и образовательного ведомства.
Активными субъектами образовательной
политики должны стать все граждане России,
семья и родительская общественность,
институты государственной власти, органы
местного самоуправления, научные, культурные,
коммерческие и общественные институты.
2. Профильное
обучение школьников в
2.1 Особенности
организации, модели и
Организация профильного
обучения обусловлена выбором модели
профилизации. Основные модели определяет
Концепция профильного обучения на старшей
ступени общего образования.
Модель общеобразовательного
учреждения с профильным обучением
на старшей ступени
Базовые общеобразовательные
предметы являются обязательными для
всех учащихся во всех профилях обучения.
Предлагается следующий набор обязательных
общеобразовательных предметов: математика,
история, русский и иностранные языки,
физическая культура, а также интегрированные
курсы обществоведения (для естественно-математического,
технологического и иных возможных профилей),
естествознания (для гуманитарного, социально-экономического
и иных возможных профилей).
Профильные
Содержание указанных
двух типов учебных предметов
составляет федеральный компонент
государственного стандарта общего
образования.
Достижение выпускниками
уровня требований государственного образовательного
стандарта по базовым общеобразовательным
и профильным предметам определяется
по результатам единого государственного
экзамена.
Элективные курсы
- обязательные для посещения курсы
по выбору учащихся, входящие в состав
профиля обучения на старшей ступени школы.
Элективные курсы реализуются за счет
школьного компонента учебного плана
и выполняют две функции. Одни из них могут
"поддерживать" изучение основных
профильных предметов на заданном профильным
стандартом уровне. Например, элективный
курс "Математическая статистика"
поддерживает изучение профильного предмета
экономики. Другие элективные курсы служат
для внутрипрофильной специализации обучения
и для построения индивидуальных образовательных
траекторий. Например, курсы "Информационный
бизнес", "Основы менеджмента"
и др. в социально-гуманитарном профиле;
курсы "Химические технологии", "Экология"
и др. в естественно-научном профиле. Количество
элективных курсов, предлагаемых в составе
профиля, должно быть избыточно по сравнению
с числом курсов, которые обязан выбрать
учащийся. По элективным курсам единый
государственный экзамен не проводится.
Набор профильных
и элективных курсов на основе базовых
общеобразовательных предметов
составит индивидуальную образовательную
траекторию для каждого школьника.
Как отмечает Орлов
В.А. в статье «Типология элективных
курсов и их роль в организации
профильного обучения», ожидания учащихся
в большинстве случаев будут
связаны с достижением
При проведении
элективных курсов проще использовать
новые технические возможности,
в частности, электронные учебные пособия.
Это обусловлено меньшей наполняемостью
групп и большей общностью интересов школьников.
Элективные курсы могут выполнить важную
функцию - явиться полигоном для создания
и экспериментальной проверки нового
поколения учебных материалов.
В информационной
письме Министерства образования Российской
Федерации «Об элективных курсах
в системе профильного обучения
на старшей ступени общего образования»
подчеркивается, что опыт ряда регионов,
участвующих в эксперименте по профильному
обучению, показывает, что в институтах
повышения квалификации, педагогических
вузах, в школах на местах создаются собственные
варианты элективных курсов. Многие из
них представляют интерес и заслуживают
поддержки. В этой связи можно рекомендовать
региональным и муниципальным органам
управления образованием создавать банки
данных по элективным курсам, организовать
информационную поддержку и обмен опытом
введения элективных курсов.
Далее выделяются
модели организации профильного
обучения.
1) Модель внутришкольной
профилизации. Общеобразовательное
учреждение может быть
Общеобразовательное
учреждение может быть в целом
не ориентировано на конкретные профили,
но за счет значительного увеличения числа
элективных курсов предоставлять школьникам
(в том числе в форме многообразных учебных
межклассных групп) в полной мере осуществлять
свои индивидуальные профильные образовательные
программы, включая в них те или иные профильные
и элективные курсы.
2) Модель сетевой
организации. В подобной
Первый вариант
модели сетевой организации связан
с объединением нескольких общеобразовательных
учреждений вокруг наиболее сильного
общеобразовательного учреждения, обладающего
достаточным материальным и кадровым
потенциалом, которое выполняет роль "ресурсного
центра". В этом случае каждое общеобразовательное
учреждение данной группы обеспечивает
преподавание в полном объеме базовых
общеобразовательных предметов и ту часть
профильного обучения (профильные предметы
и элективные курсы), которую оно способно
реализовать в рамках своих возможностей.
Остальную профильную подготовку берет
на себя "ресурсный центр".
Второй вариант
основан на кооперации общеобразовательного
учреждения с учреждениями дополнительного,
высшего, среднего и начального профессионального
образования и привлечении дополнительных
образовательных ресурсов. В этом случае
учащимся предоставляется право выбора
получения профильного обучения не только
там, где он учится, но и в кооперированных
с общеобразовательным учреждением образовательных
структурах (дистанционные курсы, заочные
школы, учреждения профессионального
образования и др.).