Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:14, курсовая работа
Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школе и разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся. Задачи:
1. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом и Краснодарском крае, в частности, основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.
2. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников, модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
Введение
1. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы
1.1 Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии
1.2 Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
1.3 Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
2 Профильное обучение школьников в современных условиях
2.1 Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
2.2 Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
2.3 Основные проблемы и противоречия, эффективность профильного обучения
Заключение
Предложенный
подход не исключает возможности
существования и дальнейшего
развития универсальных (непрофильных)
школ и классов, не ориентированных на
профильное обучение и различного рода
специализированных общеобразовательных
учреждений (хореографические, музыкальные,
художественные, спортивные школы, школы-интернаты
при крупных вузах и др.).
Решение об организации
профильного обучения в конкретном
образовательном учреждении принимает
его учредитель по представлению
администрации образовательного учреждения
и органов его общественного
самоуправления.
Наиболее успешно
сегодня реализуются однопрофильная
и многопрофильная модели внутренней
профилизации. В Приложении А приведены
таблица и диаграмма, характеризующие
представленность различных моделей профильного
обучения в 10-11 классах по общеобразовательным
учреждениям муниципального образования.
Реализация модели
сетевой организации с
Однако в Краснодарском
крае есть яркий опыт внедрения сетевой
модели на базе КубГТУ. Для привлечения
заинтересованных абитуриентов для
поступления в КубГТУ в рамках
системы довузовского обучения сформирована
сеть профильных и предуниверситетских
классов на базе средних общеобразовательных
учреждений г. Краснодара (25 ОУ) и Краснодарского
края (13 ОУ). В данных классах организована
профильная, дополнительная подготовка
учащихся, а также организация воскресного
лектория и информационно-методическое
сопровождение выпускников для поступления
в КубГТУ. В 2009-2010 учебных годах КубГТУ
в рамках краевой экспериментальной площадки
по внедрению профильного обучения продолжает
работу по реализации моделей взаимодействия
образовательных учреждений среднего
общего и высшего профессионального образования
в системе профильного обучения в старших
классах общеобразовательных учреждений
г. Краснодара и Краснодарского края на
основе кооперации с КубГТУ и ИСТЭк.
Таким образом,
в Краснодарском крае на сегодня
успешно реализуются не только внутришкольной
профилизации, но и сетевая модель
- модель довузовской подготовки, разработанная
в ходе федеральных экспериментов
по созданию университетских комплексов
и профилизации современного образования
с учетом региональных особенностей и
результатов мониторинга развития гибкой
системы профилей.
2.2 Учебный план
и содержание программ
Базисный учебный
план является выражением данного уровня
в государственных образовательных стандартах.
В ходе построения учебного плана общеобразовательного
учреждения происходит конкретизация
содержания образования в зависимости
от целей обучения.
Все содержание
образования делится на две части:
инвариантную, обязательную для всех средних
учебных заведений (базисный учебный план),
варьируемую, которая может изменяться
в зависимости от специфики учреждения,
от особенностей содержания и структуры
профессиональной подготовки.
Учебный план определяет
номенклатуру дисциплин, последовательность
их изучения, время, отводимое на каждый
предмет, формы контроля (зачеты, экзамены)
и тому подобное. Учебный план предопределяет
реализацию таких дидактических принципов
как научность (по номенклатуре учебных
предметов), доступность (в плане соответствия
учебного материала познавательным возможностям
обучаемых), системность и преемственность
(в плане реализации межпредметных связей.
На элементы
варьируемой части учебного плана
существенное влияние оказывает
процесс дифференциации наук. В связи
с этим содержание специальных предметов
и производственного обучения для различных
профессий или групп отличается. Следовательно,
наличие тех или иных предметов в учебном
плане определяется целями и задачами
целостной системы образования.
Вопрос о критериях
определения номенклатуры предметов
в учебном плане вызывает особые
проблемы. Учебные планы
Перспективным
средством совершенствования
Приведем рекомендации
по формированию учебных модулей, которые
должны входить в учебные программы,
изложенные в Концепция профильного
обучения на старшей ступени общего
образования.
Обязательные
общеобразовательные модули:
1. Основной (профессионально
ориентированный)
2.Модули общих
навыков (объемом до 300 часов). Термин
"общие навыки" вводится как
рабочий для обозначения совокупности
навыков, необходимых для успешной адаптации
выпускников учреждений начального и
среднего профессионального образования
на рынке труда.
После изучения
обязательных общеобразовательных
модулей обучаемые делятся на
два потока с учетом их собственных
интересов и результатов обучения. Образовательные
программы для этих потоков структурно
отличаются соотношением общего и профессионального
образования.
Первый поток,
основной по численности, продолжает углубленное
освоение профессии или специальности
(повышение уровня квалификации и освоение
дополнительных специализаций), что позволит
повысить конкурентоспособность выпускников
на рынке труда. В будущем, по мере формирования
устойчивых жизненных приоритетов, часть
этих выпускников может пройти дополнительный
общеобразовательный курс и сдать единый
государственный экзамен, что позволит
им поступить в учебное заведение высшего
профессионального образования.
Второй поток,
включающий учащихся, успешно освоивших
обязательные общеобразовательные
модули и стремящихся к получению высшего
образования, завершает освоение профессии
или специальности в рамках стандарта
по сокращенной программе, осваивает специализацию
на начальном уровне квалификации. При
этом они изучают дополнительный общеобразовательный
модуль, ориентированный на требования
единого государственного экзамена (этот
модуль учащиеся могут осваивать как в
своем образовательном учреждении, так
и в близлежащей школе, по дневной или
вечерней форме обучения). Таким образом,
общий срок обучения не увеличивается,
но при этом более эффективно используются
образовательные ресурсы за счет четкой
расстановки акцентов в образовательных
программах начального и среднего профессионального
образования.
Рассмотрим особенности
реализации профильного обучения в
СОШ №42 (г. Краснодар). Адрес – 350062, г.
Краснодар, ул. Яна Полуяна, 40, тел. 226-33-38.
Директор – Гуленко Татьяна Григорьевна.
Школа существует
более 60-ти лет. В школе обучается
1216 учащихся. В 10-м классе – 66 человек,
в 11-классе – 86 человек. Средняя наполняемость
классов – 26 человек. Педагогических работников
– 98 человек. 78% педагогов имеют высшую
квалификационную категорию. У половины
педагогов педагогический стаж превышает
20 лет. Имеют звания заслуженный (народный)
учитель РФ – 5 человек, Отличник просвещения
– 17 человек, Почетный работник общего
образования РФ – 5 человек, Заслуженный
учитель Кубани – 4 человека, 2 педагога
являются победителями конкурса «Лучший
учитель РФ».
В школе работает
9 кружков: вокальный ансамбль «Конфетти»,
танцевальный ансамбль «Калинка», ЮИД,
театральные студии «Велосипед» и «Самоцветы»,
«Речь и культура общения», «Зарничник»,
«Кубановедение в музее и на сцене», «Искусство
художественного чтения»; 4 спортивных
секций: волейбол, художественная гимнастика,
гандбол, шахматы.
Школа является
муниципальной
СОШ №42 вступила
в эксперимент по профильному
обучению учащихся в 2003-2004 учебном году.
При выборе профилей
были учтены следующие составляющие.
Во-первых, накопленный позитивный опыт
организации внеурочной деятельности:
успешно осуществленные общешкольные
коллективные творческие дела, сеть внутришкольных
кружков и клубов по интересам, профильные
отряды. Во-вторых, благоприятная
внешняя среда школы: спортивная школа
тяжелой атлетики, плавательный бассейн,
школа искусств, Центр дополнительного
образования. В-третьих, высокопрофессиональный
коллектив классных руководителей, характеризующийся
стабильностью, привязанностью, преданностью
школе, добрым материнским отношениям
к детям. В-четвертых, сложившийся гуманистический
менталитет школы.
Сотрудничество
с ДЮСШ, находящихся в непосредственной
близости, позволяет реализовать
развитие физической сферы личности,
удовлетворить этот вид потребностей
детей; сотрудничество со школой искусств,
находящейся непосредственно в здании
школы, способствует развитию эмоционально-чувственой
сферы; сотрудничество с Центром дополнительного
образования – хореографический ансамбль
«Калинка», «Школа ремесел», - как филиал
, находящийся в микрорайоне, обеспечивает
развитие проективно-творческой и эмоционально-чувственной
сфер.
Занимаясь в
этих воспитательных центрах микросоциума,
дети общаются, возникают отношения
симпатии, эмпатии, а значит развивается
коммуникативная и потребностно-мотивационная
сферы.
Совместно проводимые
спортивные праздники, концерты, выставки
художественно-прикладного
Воспитательные
центры внутришкольной среды обеспечиваются
финансовыми и материальными
средствами самой школы за счет педагогически
целенаправленного
Последнее направление
– театральное, - сравнительно новое.
Несколько неожиданно и вместе с тем закономерно
в рамках присущей воспитательной системе
способности к саморазвитию эта подсистема
стала расширять свою нишу. Школьные спектакли
и выступления агитбригады пользуются
большой популярностью у школьного народа.
Желающих испытать себя в качестве артистов
оказалось на удивление много. Сценическая
деятельность, как ни какая другая, позволяет
решить целый комплекс задач, связанных
с развитием личности: происходит сублимация
психо-энергетики ребенка в позитивные
действия; идет процесс освобождения от
подростковой «зажатости»; высвобождаются
и развиваются творческие способности;
достаточно быстро достигается осязаемый
результат; возникает ощущение успеха,
столь необходимое каждому человеку.
Так школьный театр
постепенно стал смыслообразующим фактором
организации деятельности в школе. Заметив
и проанализировав этот процесс и учитывая
его педагогическую перспективность,
аналитическая группа разработала целевую
воспитательную программу «Школа – театр».
На сегодня
в школе открыты 4 профиля: гуманитарный,
физико-математический, оборонно-спортивный,
экономико-математический.
В 2003-2004 учебном
году предпрофильную подготовку прошли
210 учеников 9-х классов, в 2004-2005 учебном
году – 142 ученика, в 2005-2006 у.г. – 154 ученика
, в 2006-2007 у.г – 122 ученика.
Исходя из анализа
кадрового потенциала и образовательных
запросов учащихся, были открыты: в 2004-2005
у. г. - физико-математический и гуманитарный
классы. В 2005-2006 у. г. - экономико –
математический класс. В 2006-2007 у. г. - физико-математический
и оборонно-спортивный классы.