Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:14, курсовая работа
Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школе и разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся. Задачи:
1. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом и Краснодарском крае, в частности, основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.
2. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников, модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
Введение
1. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы
1.1 Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии
1.2 Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
1.3 Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
2 Профильное обучение школьников в современных условиях
2.1 Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
2.2 Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
2.3 Основные проблемы и противоречия, эффективность профильного обучения
Заключение
Основные приоритетные
направления становления и
Реализация в
различных формах и по нескольким
направлениям Программы развития социального
партнёрства в Краснодарском
крае способствует осуществлению профориентационной
работы; участию работодателей в разработке
нормативно-правовой и учебно-программной
документации; совершенствованию содержания
и организации учебного процесса; привлечению
социальных партнёров к формированию
стратегии развития учебного заведения,
участию их в практическом обучении студентов
с предоставлением современной технологической
базы; созданию учебно-производственных
комплексов путём интеграции с производством;
предоставлению обучающимся рабочих мест;
руководству практикой наиболее квалифицированными
специалистами предприятия или организации;
оперативному реагированию на потребности
рынка труда; обеспечению занятости выпускников.
Эффективная система социального партнёрства
в учебных заведениях позволила создать
условия для успешной подготовки обучаемых
на всех уровнях системы непрерывного
образования в Краснодарском крае.
По итогам первых
лет эксперимента в крае созданы
координационные советы, разработаны
разноуровневые банки нормативно-правовой
информации, сформирован аннотированный
каталог курсов по выбору. Краевой институт
дополнительного профессионального педагогического
образования обеспечивает научное, методическое
сопровождение эксперимента, а это — экспертиза,
авторские курсы по выбору, технологические
карты, методические пособия, моделирование
сетевого взаимодействия образовательных
учреждений разного статуса, мониторинг,
прогнозирование и многое другое. Проводится
краевой (заочный) конкурс программ элективных
курсов для 10-11-х классов, которые разрабатывают
педагоги экспериментальных учреждений.
Серьезно поставлен вопрос об обучении
муниципальных и школьных координаторов
эксперимента. Ежегодно пять с половиной
тысяч учителей повышают квалификацию,
делается акцент на перестройку логики
преподавания учебной дисциплины от «узкопредметной»
к «детоцентристской», учитывающей потребности
ученика. Учителя осваивают интерактивные
технологии, проектно-исследовательские,
блочно-модульные методы и т.д. Кроме того,
постоянно изучаем потребности территорий
в предпрофильной подготовке и профильном
обучении.
Таким образом,
можно сделать следующие
Дальнейшее развитие
профильного обучения предполагает
так же создание на базе университетских
комплексов объединений учреждений
общего, дополнительного и профессионального
(начального, среднего и высшего) образования,
а также иных учреждений различных форм
собственности и ведомственной принадлежности,
некоммерческих организаций или выделенных
из их состава структурных подразделений.
Сегодня решение
проблемы профилизации в городе или
районе, как правило, переложено на
плечи школы и образовательной
сети территорий, при этом каждая школа
должна в одиночку выбирать профили,
учитывая свои возможности и ресурсы,
не связывая выбор профилей с экономической
ситуацией территории. Однако системе
муниципального образования в одиночку
не решить эту проблему, поэтому профилизация
должна быть «привязана» к региональным
и муниципальным программам развития.
Систему профильного обучения необходимо
строить на местном, региональном уровне,
исходя из экономических условий территории,
игнорирование которых в современных
социально-экономических условиях может
стать тормозом к последующей профессиональной
и социально-психологической адаптации
молодых людей.
1.3 Основные задачи
образовательных учреждений по
организации профильной
Комплекс задач
образовательных учреждений по организации
профильной подготовки формируется
на основе новых требований, которые
перед системой образования и
обучения ставит современное общество.
В теории и практике
профильного обучения на сегодняшний
день еще нет единых подходов. Вместе
с тем крепнет понимание того
факта, что необходимо комплексное
решение данной проблемы.
Основные цели
перехода к профильному обучению
определены в Концепции профильного обучения
на старшей ступени общего образования:
обеспечить углубленное изучение отдельных
предметов программы полного общего образования;
создать условия для существенной дифференциации
содержания обучения старшеклассников
с широкими и гибкими возможностями построения
школьниками индивидуальных образовательных
программ; способствовать установлению
равного доступа к полноценному образованию
разным категориям обучающихся в соответствии
с их способностями, индивидуальными склонностями
и потребностями; расширить возможности
социализации учащихся, обеспечить преемственность
между общим и профессиональным образованием,
более эффективно подготовить выпускников
школы к освоению программ высшего профессионального
образования.
Для реализации
этих целей перед образовательными
учреждениями поставлены конкретные задачи.
В числе основных задач, стоящих
перед всей образовательной политикой
на современном этапе, становится обеспечение
качества фундаментального образования
и его соответствие актуальным и
перспективным потребностям личности,
общества и государства.
Определенное
Концепцией модернизации российского
образования введение профильного
обучения требует уточнения набора
различных видов
При планировании
введения профильного обучения следует
принять во внимание объективную необходимость
подготовительной работы по обновлению
содержания образования и его обеспечения
(стандарты, учебные планы, примерные программы,
учебники и методические пособия, переподготовка
кадров и проч.). Следует также учитывать
необходимость соотнесения планируемых
действий с рядом осуществляемых общесистемных
нововведений в образовании. В частности,
введение единого государственного экзамена.
При содействии
муниципальных и региональных органов
управления образованием необходимо организовать
повышение квалификации учителей и администрации
общеобразовательных учреждений, принять
меры по обеспечению школ учебными пособиями
и при необходимости учебниками, отвечающими
задачам профильного обучения.
Перед введением
профильного обучения в общеобразовательных
учреждениях должен быть проведен значительный
объем работ по обеспечению предстоящего
выбора учащимися профилей обучения (анкетирование,
беседы с родителями и др.).
Параллельно должна
быть осуществлена разработка процедуры
приема выпускников предпрофильных классов
в профильные школы (классы, группы). Органам
управления образованием различных уровней
целесообразно разработать предложения
по сетевому взаимодействию образовательных
учреждений, обеспечивающему наиболее
сбалансированный спектр возможностей
получения старшеклассниками полного
среднего образования на профильном уровне,
а также в непрофильных (общеобразовательных)
школах, классах и группах.
Должна быть
продолжена работа по созданию нового
поколения учебной литературы, уточнению
базисных учебных планов, разработке и
принятию примерных учебных планов профилей
и ежегодному расширению числа школ и
обучающихся, переходящих на профильное
обучение на основе соответствующих региональных
программ.
Можно конкретизировать
так же следующие актуальные задачи.
Важным институтом
профильной подготовки школьников и
значимым фактором профилизации обучения
должна выступать система
Для повышения
объективности результатов
Необходимым условием
успешности профильной подготовки школьников
является ее психолого-педагогическое
сопровождение, выступающее как
комплексная технология, форма осуществления
пролонгированной социальной, педагогической
и психологической помощи и особая культура
поддержки обучаемому в решении задач
профессионального и жизненного самоопределения.
Перечисленные
выше задачи можно назвать стратегическими.
Из актуальных тактических задач выделим
следующие:
1. Отработка
гибкой системы профилей
2. Определение
места и роли курсов, предусмотренных
учебными планами на базовом и профильном
уровнях или в качестве элективных, в реализации
концепции предпрофильного и профильного
обучения.
3. Подбор
и разработка программ и
4. Разработка
методик преподавания профильных и элективных
курсов, в том числе с компьютерной поддержкой
и использованием специального программного
обеспечения.
5. Определение
материально-технического
6. Определение
роли занятий в системе
7. Проследить
психологические и социально- психологические
аспекты профильного обучения, исследовать
возможность использования модели школы
полного дня для объединения в единый
функциональный комплекс образовательной,
досуговой и оздоровительной деятельности
учащихся 7-9 классов.
Введение профильного
обучения ставит новые задачи перед
руководителем образовательного учреждения.
I.В области
планирования:
1. Разработка
стратегии поэтапного перехода
к профильной школе.
2. Разработка
вариантов реструктуризации
3. Планирование
мероприятий по привлечению в
школу потенциальных учащихся
профильных классов.
4. Разработка
школьного учебного плана, в
том числе на основе
5. Составление нового
расписания учебных занятий с учетом особенностей
педагогической системы и используемых
технологий.
6. Планирование
деятельности руководителей