Законодательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является изучение и совершенствование теоретических, методических основ и практики разработки и принятия федеральных законов, Уголовного кодекса Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
ГЛАВА 2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Внесение законопроекта в законодательный орган
2.2 Обсуждение и доработка законопроекта в законодательном органе
2.3. Принятие законов
2.4. Президентское вето. Суть права вето
2.5. Опубликование закона и вступление его в силу
ГЛАВА 3. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ1.docx

— 73.81 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

ГЛАВА 2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Внесение законопроекта в  законодательный орган

2.2 Обсуждение и доработка законопроекта  в законодательном органе

2.3. Принятие законов

2.4. Президентское вето. Суть права  вето

2.5. Опубликование закона и вступление  его в силу

ГЛАВА 3. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

 

Политические и экономические  реформы, проводимые в России, требуют  интенсивного законотворчества, Большая  ответственность возлагается на процесс создания закона, выработки  первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных  социальных групп, соотношение с  другими нормативными актами, способность  будущего закона "вписаться" в  уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его  существования и реального применения.

"Право создается государством, которое вместе с тем, должно  быть им связано"1. Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных, конституционно и нормативно, правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Основном законе государства. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.

Курс на ускорение реформ заставляет законодателя стремиться к быстрому охвату правовых норм, регулированию  новых общественных отношений. Это  сказывается на качестве закона, его  системности, стабильности правовой системы, уровне правовой защищенности граждан.

Одним из важных условий совершенствования  законодательства является овладение  системой определенных требований, предъявляемых  к процессу создания законов и  подзаконных актов. Эти требования, выработанные в течение веков  различными государствами, концентрированно формулируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой.

Проблемы, затронутые в данной работе, недостаточно разработаны в юридической  литературе, интерес усилился в начале 90-х, в то время появились публикации в журналах, стали проводиться "круглые  столы"1 с привлечением многих известных правоведов. В начале ХХI века продолжилась полемика по предмету исследования, были опубликованы и монографии, посвященные различным сторонам законотворческого процесса. Разработчиками данной темы являются как известные ученые-правоведы, так и начинающие авторы. Свой вклад в исследование внесли Алексеев С.С., Баранов В.М., Бабий А.Н., Витрук Н.В., Матузов Н.И., Пиголкин А.С., Сенякин И.Н., Шеремет В.К., Бошно С. В., Сильченко Н.В., Кудрявцев В.Н., Нашиц А., Ковачев Д. А Кривовенко Л.Т. Степанова Туманов В.А. Т.Я. Хабриевой Шувалов И.И. Лопатин В.Н. Студеникина М.С. Тихомиров Ю.А., Туманов В.А. и другие.

По теме данной работы было изучено  и обобщен теоретический материал, проанализированы результаты исследований и практических разработок по различным  направлениям, касающимся данной проблемы. В основу исследования положены результаты трудов ведущих ученых.

Анализируя, систематизируя и обобщая  основные положения, изложенные в работах  вышеуказанных авторов, следует  отметить возросшее внимание ученых за последний период времени к  изучению законотворческого процесса. Вместе с тем, состояние и степень  разработанности вопросов законодательной  техники находят недостаточное  отражение в современной научной  литературе. Это обусловливает необходимость  проведения исследований по аспектам законотворческого процесса.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является изучение и совершенствование теоретических, методических основ и практики разработки и принятия федеральных законов, Уголовного кодекса Российской Федерации.

ГЛАВА 1. Понятие и субъекты законодательного процесса, его значение

 

Законотворчество является одной  из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.

В юридической литературе можно  встретить понятие «процесс законотворчества», которое не тождественно понятию  «законодательный процесс», поскольку  не сводится к регламентам и процедурным  правилам, а представляет собой познавательный процесс со своими трудностями в  выборе объекта и методов законодательного регулирования.2Законодательный процесс является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления.

С формальной точки зрения законодательный  процесс представляет собой сложную  систему организационных действий (процедур), результатом которых  является создание закона.

Совокупность процедур составляют стадии законодательного процесса, то есть относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность  перейти к следующему этапу3.

Существуют различные мнения относительно количества стадий законодательного процесса и соответственно объединения тех  или иных процедур. В одних работах, посвященных данному вопросу, выделяются, например, только две из них: подготовка законопроекта и официальное  возведение воли народа в закон4. Некоторые исследователи различают три стадии: подготовка проекта нормативного акта (предварительная стадия), обсуждение и принятие нормативного акта (основная стадия) и введение в действие нормативного акта (решающая стадия)5. У других юристов встречается шесть стадий6: прогнозирование и планирование; внесение предложений о разработке законопроекта; разработка концепции и подготовка законопроекта; специальное и общественное обсуждение проекта; рассмотрение и принятие; опубликование закона и вступление его в силу.

Однако, как правило, в работах  концептуального характера, посвященных данному вопросу, выделяются четыре основные стадии законодательного процесса:

1) внесение законопроекта или  законодательного предложения (законодательная  инициатива);

2) рассмотрение законопроекта в  палатах, комитетах (комиссиях)  парламента (обсуждение законопроекта);

3) принятие закона;

4) опубликование закона.

Процедуры законодательного процесса, составляющие содержание его этапов, в большинстве стран регламентируются нормами конституций, других законов  и регламентами.

Законодательный процесс в разных странах имеет ряд особенностей, но несмотря на существующие отличия, можно выделить следующие общие  признаки законодательного процесса:

1) состоит из нескольких этапов (стадий), последовательность и обязательность  которых установлены, как правило,  законами и иными принятыми  в соответствии с ними нормативными  актами;

2) осуществляется специальными  субъектами;

3) результатом является создание  акта высшей юридической силы  — закона.

К субъектам законодательного процесса относятся его участники; действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить государственные  органы, должностные лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д.

Необходимо различать понятия  «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит  более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребностей в принятии закона (одной  из стадий законотворчества), не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс7.

Участие в законодательном процессе его субъектов основано на их правах или обязанностях.

Соответствующим правом, закрепленным в законодательных актах, например, руководствуются все субъекты права  законодательной инициативы, т.е. участники  законодательного процесса, обладающие правом возбуждать перед законодательным  органом вопрос об издании нового закона. Субъективное право инициатора состоит в том, что он свободен в выборе времени для реализации своей инициативы. Он может воспользоваться  предоставленным ему правом, но может  и воздержаться от этого. Только наличие  объективного интереса в решении  какой-либо социальной задачи юридическими средствами, в сочетании с субъективным интересом инициатора к этому  предмету, формируют решение субъекта права законодательной инициативы использовать это право8.

Кроме того, есть иные субъекты законодательного процесса, участие которых в законодательной  деятельности напрямую зависит от их свободного выбора собственного поведения (его вида и меры)9.

Так, граждане, принимая решение участвовать  или не участвовать в референдуме  — всенародном голосовании, посредством  которого принимается государственное решение, основываются на праве, закрепленном в конституциях и других законах. Как правило, в референдуме имеют право участвовать все лица, обладающие активным избирательным правом.

Если соблюдены все нормативно установленные условия, то решение, полученное в ходе референдума, считается  принятым всем обществом путем прямого  и свободного волеизъявления. Его  юридическая сила нередко считается  выше юридической силы законов, принятых парламентским путем. На такой позиции, например, стоит Конституционный  Совет Франции, который объявил  себя некомпетентным высказываться  о конституционности законов, одобренных путем референдума, подчеркнув, что  такие законы представляют собой  «прямое волеизъявление национального  суверенитета»10.

Государственные органы и должностные  лица могут приобрести статус субъектов  законодательного процесса в силу возложенных  на них обязанностей. Так, согласно ст. 108 Конституции РФ Совет Федерации  в обязательном порядке рассматривает  федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам, указанным в ст. 106 Конституции. При принятии прочих федеральных  законов вне зависимости от того, принял ли фактически Совет Федерации  закон к рассмотрению в течение 14 дней или нет, указанный орган  является участником законодательного процесса в силу ч. 2 ст. 105 Конституции  РФ.

Принятие поправок к гл. 3-8 Конституции  РФ требует одобрения (а значит, и  участия) законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (ст. 136 Конституции РФ).

Разработка проекта новой Конституции  РФ и его принятие возложены на Конституционное Собрание (ст. 135 Конституции).

Комитеты, комиссии парламентов принимают  участие в законодательном процессе согласно конституциям или регламентам. На них может быть возложена работа над законопроектами, регулирующими отношения в определенных сферах общественной и государственной жизни, т.е. они могут специализироваться на тех или иных отраслях права, либо через них проходят все законопроекты (так отличаются, соответственно, специальные комиссии и Большая комиссия парламента Финляндии).

Центральная комиссия референдума  Российской Федерации участвует  в законодательном процессе согласно Федеральному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»11, обеспечивая проведение всенародного голосования в России. К обязанностям Председателя Центрального избирательного совета в Испании относятся подведение итогов общенациональных референдумов, их официальное объявление, в том числе путем немедленного сообщения председателям правительства и палат парламента. Таким образом, осуществляя свои полномочия, данное должностное лицо является субъектом законодательного процесса.

Некоторые субъекты законодательного процесса должны отвечать специальным  требованиям, относящимся к их численности:

1) предложение о пересмотре положений  глав 1, 2 и 9 Конституции РФ должно  быть поддержано при голосовании  группой численностью не менее  трех пятых от общего числа  членов Совета Федерации и  депутатов Государственной Думы;

2) граждане России могут приобрести  статус субъектов законодательного процесса — инициаторов проведения референдума, объединившись в группу численностью не менее двух миллионов человек (ст. 8 Федерального закона «О референдуме Российской Федерации»).

Институт народной инициативы, предусмотренный  законодательством рада стран, требует  объединения в группу определенной численности (в Италии - 50 тыс. человек, в Бразилии - не менее 1% избирателей  из не менее 5 штатов).

Таким образом, субъектами законодательного процесса являются субъекты права законодательной  инициативы, а также граждане и  их объединения, лица, обладающие специальной  правосубъектностью (депутаты), их объединения, а также государственные органы, их подразделения, государственные, общественные организации, научные учреждения, которые  тем или иным образом участвуют  в создании закона.

Все субъекты могут быть разделены  на следующие группы:

1) в обязательном порядке участвующие  в законодательном процессе;

2) участвующие в законодательном  процессе в силу специфики  конкретного законодательного акта.

К первой группе относятся те, чье  участие в законодательном процессе обусловлено их компетенцией, ролью, которую они играют в жизни  государства: Парламент (его депутаты), палаты, комитеты, комиссии, глава государства, а также иные органы, непосредственно  связанные с движением закона от реализации права законодательной  инициативы до опубликования.

Указанные лица и органы всегда участвуют  в законодательном процессе, поскольку это связано с их обязанностями. Исполнение возложенных обязанностей не исключает того, что в этом же процессе они могут реализовать предоставленные им права. Например, депутат Государственной Думы в России после осуществления права законодательной инициативы принимает участие в работе комитета и участвует в голосовании.

Вторую группу составляют те, чье  участие в создании закона связано  со спецификой конкретного законодательного процесса. Последняя может быть вызвана  видом нормативного акта (конституция, поправки к ней), важностью общественных отношений, подлежащих регулированию (например, расходование федерального бюджета), процедурой принятия закона (референдум), особенностями сферы  деятельности государства и общества (реализация законодательной инициативы высшими судебными органами по вопросам их ведения).

Информация о работе Законодательный процесс в РФ