Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является изучение и совершенствование теоретических, методических основ и практики разработки и принятия федеральных законов, Уголовного кодекса Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
ГЛАВА 2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Внесение законопроекта в законодательный орган
2.2 Обсуждение и доработка законопроекта в законодательном органе
2.3. Принятие законов
2.4. Президентское вето. Суть права вето
2.5. Опубликование закона и вступление его в силу
ГЛАВА 3. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Из Конституции Российской Федерации не следует, что Президент может возвращать в палаты Федерального Собрания законы, принятые с соблюдением требований Конституции и предусмотренных ею условий и процедур, без рассмотрения, а значит, и без мотивов отклонения.
В то же время в случае нарушения
установленного Конституцией порядка
принятия федерального закона, если эти
нарушения ставят под сомнение результаты
волеизъявления палат Федерального
Собрания и само принятие закона, Президент
Российской Федерации вправе в силу
части 2 статьи 80 и части 1 статьи 107 Конституции
РФ вернуть его в соответствующую
палату, указав на конкретные нарушения
названных конституционных
2.5. Опубликование закона и вступление его в силу
Опубликование закона45 означает помещение его текста в установленном официальном печатном издании, которое воспроизводит полный аутентичный текст закона. Целью данной стадии законодательного процесса является официальное доведение до сведения исполнителей содержания принятого акта, широкое ознакомление с законом общественности, граждан и государственных органов, издание разного рода официальных дубликатов.
Различается неофициальное и официальное
опубликование закона. При неофициальном
опубликовании сообщение об издании
закона или изложение его содержания
осуществляется издательствами, ведомственными
органами, научными учреждениями, организациями.
Неофициальное опубликование
Официальное опубликование закона необходимо для создания дубликатов официального текста принятого закона и определения вступления его в силу.
Оно имеет формально-юридическое
значение и заключается в нормативно
урегулированном объявлении от имени
уполномоченного субъекта законодательного
процесса для всеобщего сведения
полного и точного текста принятого
закона путем его помещения в
предусмотренном
Опубликование является составляющей более широкого понятия — обнародование (оглашение) закона. На практике иногда происходит смешение данных терминов. Так, согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»47 под обнародованием понимается только доведение федерального закона до общего сведения по телевидению и радио, а под опубликованием — воспроизведение его текста в печати. Конституция России содержит три термина «официальное опубликование», «опубликование» и «обнародование». В частности, на Президента РФ возложена обязанность обнародования закона. Если понятие «официальное опубликование» не рассматривать как одну из составляющих понятия «обнародование», то действия Президента РФ должны сводиться только к доведению закона до всеобщего сведения с помощью радио и телевидения. Это, однако, является неадекватным толкованием конституционного термина: «обнародование»48.
Дата опубликования имеет
Пока закон официально не опубликован,
он не может вступить в силу. Это
является одним из основополагающих
конституционных принципов
В законе выражена государственная
общеобязательная воля. Его создание
и окончательное оформление этой
воли предполагает включение закона
в систему правового
Значимость и
Именно официальное
Таким образом, официальное опубликование - завершающая стадия законодательного процесса, для которой характерны следующие признаки:
1. Носит юридический,
2. Осуществляется от имени или
по прямому нормативно
3. Выполняет информационную
Глава 3 Уголовный кодекс Российской Федерации
Работа над проектами
В 1993—1994 годах велась также работа
по разработке альтернативных проектов
Уголовного кодекса. Если Особенная
часть этих проектов в целом совпадала
с проектом 1992 года, то в Общей
части имелись значительные расхождения:
предусматривались такие
В октябре 1994 года на рассмотрение в
Государственную Думу поступают
два проекта Уголовного кодекса:
президентский (основанный на проекте
1992 года) и депутатский (основанный
на итогах разработки альтернативных
проектов); начинается долгая и кропотливая
работа по согласованию двух проектов,
в ходе которой было рассмотрено
более 2000 замечаний, поступивших от
депутатов. Наконец, 19 июня 1995 года проект
принимается Государственной
Наконец, 24 мая 1996 года окончательный вариант Уголовного кодекса РФ принимается Государственной Думой. 5 июня 1996 года он одобряется Советом Федерации, а 13 июня 1996 года он подписывается Президентом РФ.
Принятый в 1996 году Уголовный кодекс
Российской Федерации сменил Уголовный
Кодекс РСФСР 1960 года. Среди наиболее
существенных изменений можно назвать
достаточно полное отражение в нём
новых экономических и
Значительно изменена была Особенная часть: введено около 70 новых составов преступлений, декриминализовано более 80 составов, ранее предусматривавшихся УК РФ; в диспозиции и санкции практически всех статей, которые перешли из УК РСФСР в УК РФ, были внесены изменения53.
Порядок введения в действие Уголовного
кодекса РФ изложен в специальном
федеральном законе «О введении в
действие Уголовного кодекса Российской
Федерации». Согласно ему, Уголовный
кодекс РФ вступил в силу с 1 января
1997 года, за исключением некоторых
положений. Согласно ст. 4 этого закона,
отдельные положения о
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Уголовного кодекса РФ он распространяет своё действие на всю территорию Российской Федерации (территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве).
Уголовный кодекс РФ постоянно изменяется, за время его действия (с 1 января 1997 года по 1 января 2007 года) было принято 25 законов, внёсших в него более 300 изменений54.
Учёными называются следующие основные направления совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации55:
Разработка новых, более эффективных
видов наказания и
Обновление и
Обновление и
Разработка норм уголовного законодательства, предназначенных для применения во время военных действий и в боевой обстановке.
Имплементация в уголовное законодательство норм международного права, приведение УК РФ в соответствие международным правовым актам.
Декриминализация многих преступлений
небольшой тяжести с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законодательный процесс в Российской Федерации имеет свои особенности, он урегулирован непосредственно Конституцией Российской Федерации. При этом установлен строго определенный круг субъектов законодательной инициативы. В законодательном процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной Думы Федерального Собрания.
Законодательная инициатива - это право уполномоченных субъектов официально поставить вопрос об издании, изменении или отмене закона. Выступление с законодательной инициативой влечет обязательное обсуждение ее в парламенте. Согласно Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент России, Совет Федерации в целом, отдельные члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство России, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 56-59.
Крылова Н. Е. Уголовное право. Учебник. Практикум. М., 2000.
Якубов А. Е. Обратная сила уголовного закона: некоторые проблемы совершенствования Уголовного кодекса РФ. СПб., 2003. С. 31.
Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А. И. Рарога. М., 2008. С. 15—19.
Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. А. С. Михлина. М., 2004. С. 34.
Пункт 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах».
Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. М., 2007. С. 27; Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2001 года № 1-О «По делу о проверке конституционности примечания 2 к статье 158 УК РФ» // Российская газета. 2001. 3 февраля.
Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3833.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 26.06.2007) «О недрах» // Российская газета. 15.03.1995. № 52.