Законодательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является изучение и совершенствование теоретических, методических основ и практики разработки и принятия федеральных законов, Уголовного кодекса Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
ГЛАВА 2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Внесение законопроекта в законодательный орган
2.2 Обсуждение и доработка законопроекта в законодательном органе
2.3. Принятие законов
2.4. Президентское вето. Суть права вето
2.5. Опубликование закона и вступление его в силу
ГЛАВА 3. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ1.docx

— 73.81 Кб (Скачать документ)

Из Конституции Российской Федерации  не следует, что Президент может  возвращать в палаты Федерального Собрания законы, принятые с соблюдением требований Конституции и предусмотренных  ею условий и процедур, без рассмотрения, а значит, и без мотивов отклонения.

В то же время в случае нарушения  установленного Конституцией порядка  принятия федерального закона, если эти  нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, Президент  Российской Федерации вправе в силу части 2 статьи 80 и части 1 статьи 107 Конституции  РФ вернуть его в соответствующую  палату, указав на конкретные нарушения  названных конституционных требований. Президент РФ не может использовать свое право вето в отношении федеральных  конституционных законов. Вместе с  тем отсутствие такого права не означает, что в случае обнаружения в  переданном на подпись федеральном  конституционном законе несоответствия конституционным нормам Президент  не вправе обратиться к палатам Федерального Собрания с предложением рассмотреть  спорные вопросы. Президент в  этом случае выступает как гарант Конституции Российской Федерации. Однако юридической силой вето такое  обращение не обладает. Окончательно спор в подобных случаях должен быть решен Конституционным Судом  Российской Федерации.

 

2.5. Опубликование закона  и вступление его в силу

 

Опубликование закона45 означает помещение его текста в установленном официальном печатном издании, которое воспроизводит полный аутентичный текст закона. Целью данной стадии законодательного процесса является официальное доведение до сведения исполнителей содержания принятого акта, широкое ознакомление с законом общественности, граждан и государственных органов, издание разного рода официальных дубликатов.

Различается неофициальное и официальное  опубликование закона. При неофициальном  опубликовании сообщение об издании  закона или изложение его содержания осуществляется издательствами, ведомственными органами, научными учреждениями, организациями. Неофициальное опубликование имеет  только информационное значение и не порождает правовых последствий. В  его процессе могут быть представлены не только вновь принятые законы, но и законы, утратившие силу, а также  проекты законов.

Официальное опубликование закона необходимо для создания дубликатов официального текста принятого закона и определения вступления его  в силу.

Оно имеет формально-юридическое  значение и заключается в нормативно урегулированном объявлении от имени  уполномоченного субъекта законодательного процесса для всеобщего сведения полного и точного текста принятого  закона путем его помещения в  предусмотренном законодательством  официальном издании, на которое  можно ссылаться в сводах и  собраниях законодательства, актах  применения права, печатных работах, судебных заседаниях и т.д.46

Опубликование является составляющей более широкого понятия — обнародование (оглашение) закона. На практике иногда происходит смешение данных терминов. Так, согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального Собрания»47 под обнародованием понимается только доведение федерального закона до общего сведения по телевидению и радио, а под опубликованием — воспроизведение его текста в печати. Конституция России содержит три термина «официальное опубликование», «опубликование» и «обнародование». В частности, на Президента РФ возложена обязанность обнародования закона. Если понятие «официальное опубликование» не рассматривать как одну из составляющих понятия «обнародование», то действия Президента РФ должны сводиться только к доведению закона до всеобщего сведения с помощью радио и телевидения. Это, однако, является неадекватным толкованием конституционного термина: «обнародование»48.

Дата опубликования имеет важное значение, поскольку от нее ведется  отсчет срока, установленного для вступления закона в силу.

Пока закон официально не опубликован, он не может вступить в силу. Это  является одним из основополагающих конституционных принципов современных  государств: неопубликованные законы не применяются (ст. 15 Конституции РФ). Невозможны в этом случае и другие формы его реализации — соблюдение, исполнение, использование. Если предполагается, что гражданин обязан знать законы, то их опубликование есть необходимое  условие получения гражданами такого знания.

В законе выражена государственная  общеобязательная воля. Его создание и окончательное оформление этой воли предполагает включение закона в систему правового регулирования, а это невозможно без официального ознакомления с его предписаниями  всего общества, отдельных граждан, государственных органов и должностных  лиц.

Значимость и самостоятельность  данной стадии обусловлены тем, что  право на информацию о новых правовых актах - одно из общепризнанных международным сообществом прав человека.

Именно официальное опубликование  служит гарантией того, что публикуемый  текст полностью соответствует  подлиннику, то есть тому тексту, который  был принят законодательным органом (или референдумом) и подписан компетентным должностным лицом. В отличие  от иных способов обнародования, целью  которых также является доведение  до сведения законов (информативная  функция), официальное опубликование  носит удостоверяющий характер49.

Таким образом, официальное опубликование - завершающая стадия законодательного процесса, для которой характерны следующие признаки:

1. Носит юридический, официальный  характер, происходит в нормативно  определенных рамках;

2. Осуществляется от имени или  по прямому нормативно закрепленному  поручению представительного органа;

3. Выполняет информационную функцию,  которая заключается в доведении  до всеобщего сведения текста  закона путем его первичного  обнародования (оглашения), и функцию  удостоверения, поскольку результатом  является официальное издание,  то есть документ, удостоверяющий  действие закона, его точный текст,  на который можно ссылаться  в процессе применения норм  права, в печатных изданиях  и т.д.

Глава 3 Уголовный кодекс Российской Федерации

 

Работа над проектами кодифицированного  уголовного законодательства началась сразу после распада СССР. Первый проект Уголовного кодекса был внесён Президентом РФ в Верховный Совет 19 октября 1992 года, он уже предусматривал многие изменения, определившие облик  нового уголовного законодательства России: приоритет охраны жизни и здоровья человека, верховенство норм международного права и гуманизация ответственности  за преступления небольшой тяжести; тем не менее, этот проект так и  не был рассмотрен Верховным Советом, поскольку был отвергнут Комитетом  по законодательству и судебно-правовой реформе[50.

В 1993—1994 годах велась также работа по разработке альтернативных проектов Уголовного кодекса. Если Особенная  часть этих проектов в целом совпадала  с проектом 1992 года, то в Общей  части имелись значительные расхождения: предусматривались такие новации, как введение уголовной ответственности  юридических лиц, разделение уголовного законодательства на кодифицированное и некодифицированное, понижение возраста уголовной ответственности, введение кары как цели наказания и т. д.51

В октябре 1994 года на рассмотрение в  Государственную Думу поступают  два проекта Уголовного кодекса: президентский (основанный на проекте 1992 года) и депутатский (основанный на итогах разработки альтернативных проектов); начинается долгая и кропотливая  работа по согласованию двух проектов, в ходе которой было рассмотрено  более 2000 замечаний, поступивших от депутатов. Наконец, 19 июня 1995 года проект принимается Государственной Думой  в третьем чтении, однако Совет  Федерации его отклоняет. 24 ноября 1995 года Государственная Дума, проголосовав в четвёртый раз, повторно принимает  проект, но в декабре на него накладывает  вето Президент; создаётся новая  согласительная комиссия и проект отправляется на повторную доработку Крылова  Н. Е. Уголовное право. Учебник. Практикум. М., 2000..

Наконец, 24 мая 1996 года окончательный  вариант Уголовного кодекса РФ принимается  Государственной Думой. 5 июня 1996 года он одобряется Советом Федерации, а 13 июня 1996 года он подписывается Президентом  РФ.

Принятый в 1996 году Уголовный кодекс Российской Федерации сменил Уголовный  Кодекс РСФСР 1960 года. Среди наиболее существенных изменений можно назвать  достаточно полное отражение в нём  новых экономических и политических реалий российского общества, переход  к приоритетной защите прав и свобод человека, а не интересов государства, усиление ответственности за наиболее тяжкие преступления и снижение ответственности  за преступления небольшой тяжести, совершённые впервые, новые основания  освобождения от уголовной ответственности  и другие нововведения, призванные усилить профилактический потенциал  уголовного закона52.

Значительно изменена была Особенная  часть: введено около 70 новых составов преступлений, декриминализовано более 80 составов, ранее предусматривавшихся  УК РФ; в диспозиции и санкции  практически всех статей, которые  перешли из УК РСФСР в УК РФ, были внесены изменения53.

Порядок введения в действие Уголовного кодекса РФ изложен в специальном  федеральном законе «О введении в  действие Уголовного кодекса Российской Федерации». Согласно ему, Уголовный  кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 года, за исключением некоторых  положений. Согласно ст. 4 этого закона, отдельные положения о наказаниях вводятся в действие по мере создания необходимых условий для их исполнения, но не позднее определённого срока: нормы о наказании в виде обязательных работ — не позднее 2004 года, о наказании в виде ограничения свободы — не позднее 2005 года, и о наказании в виде ареста — не позднее 2006 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Уголовного кодекса РФ он распространяет своё действие на всю территорию Российской Федерации (территориальный принцип  действия уголовного закона в пространстве).

Уголовный кодекс РФ постоянно изменяется, за время его действия (с 1 января 1997 года по 1 января 2007 года) было принято 25 законов, внёсших в него более 300 изменений54.

Учёными называются следующие основные направления совершенствования  Уголовного кодекса Российской Федерации55:

Разработка новых, более эффективных  видов наказания и совершенствование  существующих с целью снизить  долю лишения свободы в структуре  применяемых наказаний.

Обновление и совершенствование  норм об экономических преступлениях  в связи с развитием правовой базы экономических отношений, появлением их новых форм.

Обновление и совершенствование  норм об ответственности за совершение преступлений террористического характера, а также норм, направленных на противодействие  организованной преступности.

Разработка норм уголовного законодательства, предназначенных для применения во время военных действий и в  боевой обстановке.

Имплементация в уголовное законодательство норм международного права, приведение УК РФ в соответствие международным  правовым актам.

Декриминализация многих преступлений небольшой тяжести с установлением  за них административной ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Законодательный процесс в Российской Федерации имеет свои особенности, он урегулирован непосредственно Конституцией Российской Федерации. При этом установлен строго определенный круг субъектов  законодательной инициативы. В законодательном  процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной  Думы Федерального Собрания.

Законодательная инициатива - это  право уполномоченных субъектов  официально поставить вопрос об издании, изменении или отмене закона. Выступление  с законодательной инициативой  влечет обязательное обсуждение ее в  парламенте. Согласно Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент России, Совет  Федерации в целом, отдельные  члены Совета Федерации, депутаты Государственной  Думы, Правительство России, законодательные (представительные) органы субъектов  Российской Федерации, а также Конституционный  Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный  Суд по вопросам их ведения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под  ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 56-59.

Крылова Н. Е. Уголовное право. Учебник. Практикум. М., 2000.

Якубов А. Е. Обратная сила уголовного закона: некоторые проблемы совершенствования  Уголовного кодекса РФ. СПб., 2003. С. 31.

Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А. И. Рарога. М., 2008. С. 15—19.

Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. А. С. Михлина. М., 2004. С. 34.

Пункт 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений  в Закон Российской Федерации  «Об акцизах».

Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. М., 2007. С. 27; Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2001 года № 1-О «По  делу о проверке конституционности  примечания 2 к статье 158 УК РФ» // Российская газета. 2001. 3 февраля.

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О внутренних морских  водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3833.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 26.06.2007) «О недрах» // Российская газета. 15.03.1995. № 52.

Информация о работе Законодательный процесс в РФ