Защита прав и законных интересов детей в России и странах СН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов1. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Судебная защита прав и законных интересов детей в РФ…………8
1.1 Судебно-психологическая экспертиза в делах, касающихся защиты прав детей……………………………………………………………………………….8
1.2 Определение места жительства ребенка при раздельном проживании родителей………………………………………………………………………..14
1.3 Иски об отобрании ребенка……………………………………………….22
1.4 Дела об ограничении родительских прав……………………………….25
1.5 Лишение и восстановление в родительских правах…………………….34
Глава II. Защита прав и законных интересов детей в странах СНГ……….45
2.1 Сравнительная характеристика защиты прав детей при ограничении, лишении и восстановлении родительских прав…………………………….45
2.2 Сравнительно-правовая характеристика деятельности прокурора в гражданском процессе по делам о защите прав и законных интересов детей в РФ и странах СНГ…………………………………………………………...58
Заключение……………………………………………………………………..68
Список используемых источников……………………………………………73

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Крайнова В. ФТС-42.doc

— 360.00 Кб (Скачать документ)

     Когда мальчику было 3 года его по просьбе  престарелой бабушки-опекуна устроили в детский дом. Сюда он поступил в  крайне запущенном состоянии, ничего о себе (кроме имени) сказать не мог. Пространственная ориентация была нарушена, фразы не сформированы, речь невнятная, внимание неустойчивое, цвета не различает. Пребывание Алеши в детском доме благотворно сказалось на его развитии. Из забитого, испуганного, ни на что кроме крика, не реагирующего ребенка, он превратился в нормального мальчика, всеобщего любимца детей и воспитателей. Пока Алешу спасали в детском доме параллельно предпринималась попытки спасти С. как мать: ее увещевали, предупреждали о необходимости изменить образ жизни хотя бы ради сына. Однако никаких положительных сдвигов не наблюдалось, а потому в 1999 г. (спустя 5 лет после устройства несовершеннолетнего в детское учреждение) С. была лишена родительских прав. В данной ситуации Алешу спасла бабушка-опекун, чья просьба об устройстве внука была исполнена29.

     Когда же лиц, управомоченных на защиту прав несовершеннолетних, оставшихся без  родительского попечения, нет, возможно, применение ст. 77 СК РФ, предусматривающей отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, после чего можно было бы проводить любую профилактическую работу более обстоятельно, а потому успешно. Устройство должно быть временным, без обозначения конкретного срока, что позволит обосновать исковые требования относительно лишения либо ограничения родительских прав. Лишение родительских прав допускается при доказанности виновного поведения родителей30. Таково еще одно условие лишения родительских прав как исключительной меры ответственности. При сохранении более или менее нормального интеллекта родителя, нарушающего права своих несовершеннолетних детей, сомнения относительно наличия (отсутствия) его вины нетрудно развеять с помощью судебно-психиатрической экспертизы. Предметом такой экспертизы по делам о лишении родительских прав является:

  • оценка психического состояния лица, его способность понимать значение своих действий или руководить ими;
  • определение степени опасности для проживания с ним ребенка;
  • решение вопроса о возможности ответчика принимать участие в воспитании детей31.

     При рассмотрении дел данной категории  в суде может использоваться также  судебно-психологическая экспертиза, частным предметом которой будет дифференцированная психологическая характеристика личности (ответчика) и психологический анализ сложившейся в семье ситуации. В рамках такого исследования, по мнению специалистов, могут быть установлены:

     • особенности психофизического статуса  испытуемого (характеристика эмоциональной, познавательной, интеллектуальной сферы);

     • особенности структуры личности (в том числе выявление основных и актуальных установок, доминант поведения, в частности в конфликтных  ситуациях);

     • способность в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий и их последствий по отношению к детям;

     • структура и иерархия основных мотивационных  побуждений личности испытуемого;

     • психологический анализ отношений  в семье (выявление конф-ликтогенных  факторов, мнимых и действительных конфликтов, системы межличностных отношений и пр.)32. Конечно, надобность в столь глубоком и широком исследовании специалистов-психологов, психиатров возникает по делам, связанным с лишением и восстановлением родительских прав, редко. И так все ясно: не заботится, не кормит, не поит, жестоко обращается и т.п. Однако все значительно сложнее, когда ответчик не просто бытовой пьяница, а хронический алкоголик, лицо, страдающее тяжким психическим заболеванием, разрушившим его как личность, когда непреодолимое влечение к алкоголю подавляет даже родительский инстинкт. К тому же нередко хронический алкоголизм, наркомания сочетаются с иными тяжкими психическими заболеваниями разного происхождения, что усугубляет, осложняет оценку поведения ответчика. Социальное значение данных категорий дел несоизмеримо, так как с каждым годом отмечается их рост. Поскольку лишение родительских прав расценивается законодателем как крайняя мера, в ст. 69 СК РФ четко сформулированы основания для ее применения.

     Возможности использования судебно-психологической экспертизы по названной категории дел связываются, прежде всего, с установлением первых четырех из обстоятельств — оснований применения ст. 69 СК РФ. Уклонение от выполнения родительских обязанностей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми, вредное влияние на детей — все это факты социально-оценочного характера, в содержание которых включаются определенные психологические элементы.

     Итак, при рассмотрении и разрешении в  суде дел о лишении родительских прав главный акцент делается на дифференцированном анализе поведения родителей по отношению к детям. Иная ситуация возникает при рассмотрении дел о восстановлении в родительских правах. Известно, что законодатель при определенных условиях допускает восстановление ранее прекращенных родительских правоотношений, если будет установлено, что основания, послужившие поводом к прекращению правоотношении, отпали, а возврат ребенка к родителям соответствует его интересам. Здесь акцент переносится на анализ потребностей и интересов ребенка — притом, что и исследование характера поведения родителей также остается задачей суда.

     Таким образом, судебно-психологическая экспертиза по таким делам также может  быть использована как для дифференцированного  психологического анализа поведения родителей, так и для проверки объяснений заинтересованных лиц (как способ проверки доказательств). Формулирование вопросов эксперту осуществляется с учетом вида назначаемой экспертизы.

     Кроме того, суду, в необходимых случаях, целесообразно вынести определение в адрес органов опеки и попечительства с поручением осуществлять в дальнейшем контроль за неблагополучной семьей, что на практике выполняется очень редко.

     Я считаю, что в будущем необходимо создания в здании суда работы психологической службы для оказания психологической помощи проблемным семьям, проведение диагностики и консультирования, проведения коррекционной работы. Тогда, возможно, на стадии подготовки гражданского дела к судебному разбирательству будут решены проблемные вопросы: отношения родителей к ребенку, учет родителями интересов ребенка и т.д.

     Несмотря  на то, что лишение родительских прав является "крайней мерой" родительской ответственности, применять  ее в отношении родителей, дети которых  оставлены ими без родительского попечения, необходимо, это всегда оправдано. Закон справедливо ставит на первое место интересы ребенка как нравственную и юридическую категорию. Именно интересы ребенка обуславливают необходимость лишать родительских прав родителей, чьи дети находятся без надлежащей заботы и ухода.

 

Глава II. Защита прав и законных интересов детей в странах СНГ

2.1 Сравнительная характеристика  защиты прав детей  при ограничении,  лишении и восстановлении  родительских прав. 

             В страны СНГ входят такие государства, как: Азербайджан, Армения, Грузия, Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина и, конечно же, Россия.

             Помимо международных актов у каждой страны входящей в СНГ есть свое законодательство, регулирующее права и обязанности родителей и детей. Так, например, в Украине являются Семейный кодекс Украины, в Таджикистане - Семейный кодекс Республики Таджикистан, в Киргизии -Семейный кодекс Кыргызской Республики, в Казахстане - Закон Республики Казахстан «О браке и семье», в Молдавии Семейный кодекс Республики Молдова, в Узбекистане Семейный кодекс Республики Узбекистан,  в Белоруссии Кодекс о браке и семье Республики Беларусь.

             Но во всех законодательных актах стран СНГ, регулирующих права и обязанности родителей и детей, есть много сходств, а различия весьма не значительны. Для того чтобы разобраться в этом, необходимо проанализировать основные моменты в нормативно-правовых акты, регулирующих права и обязанности родителей и детей этих государств33.

             В Азербайджане существует Закон "О правах ребенка", который Милли меджлис принял в 1998 году после замечаний, сделанных стране Комитетом по правам детей ООН. В этом законе нашли отражение практически все вопросы, касающиеся детей34.

            В частности, в нем есть положения, касающиеся детей-сирот, инвалидов, а также их образования, положения в обществе и т.д. Но есть в нем и ряд упущений, которые защитники детей предлагают устранить в разрабатываемом законе "О детях и молодежи".

              Например, в проекте нового закона в первую очередь должны быть учтены такие моменты, как квартирный вопрос детей-сирот после того, как они покинут детский дом и вступят во взрослую жизнь, а также вопрос деинституализации детских домов и интернатов. Сегодня вопрос жилплощади детей-сирот регулируется законом "О социальной защите детей-сирот", который был принят в 1999 году. Согласно закону, за детьми закрепляется право на недвижимость родителей.

              Однако квартира может перейти к оказавшемуся ненужным чаду только после достижения совершеннолетнего возраста. До того момента, пока ребенку не исполнится 18, квартира передается исполнительной власти района, где прописан ребенок. Однако и этот закон, как утверждают эксперты, "хромает на обе ноги".

               В новом законе можно было бы учесть, чтобы квартиру, фактически отобранную у нерадивых родителей, не отдавали исполнительной власти, а оформляли на руководителя детского дома, приюта или патронажного заведения, в который был определен ребенок. Больше того, эксперты предлагают сдавать эту квартиру в аренду нуждающимся семьям, а вырученные средства перечислять на счет ребенка. Когда ребенок выйдет из детского дома, у него будет и квартира, и начальный капитал.

               Что касается деинституализации интернатов, программа, направленная на постепенной уменьшение численности таких заведений, находится на стадии разработки. Практика деинституализации - это положительный опыт, который применяют многие государства в мире. Речь идет о том, что дети передаются в семьи, где они будут жить и воспитываться, а государство будет платить им за это деньги. Таким образом, необходимость в детских домах и интернатах отпадет сама собой.

                Так же в проект закона должны войти все вопросы, связанные с мерами ответственности родителей, а также государственных органов, ответственных за попечительство, здравоохранение, образование и в целом воспитание детей. И за те аспекты, за которые должны отвечать родители перед обществом.

                В Азербайджане, как и во многих других странах постсоветского пространства колоссальные средства уходят на содержание людей, получивших увечья в младенческом и раннем возрасте. А человека или госструктуры, которые отстаивали бы права 5-10 летнего ребенка в этой стране нет. Поэтому этот момент нужно предусмотреть в новом законе. У государства должен быть рычаг, используя который можно было бы защищать права ребенка на собственность. Пока ребенок не достигнет совершеннолетия и не станет полноценным гражданином общества, власти должны взять ответственность за него на себя и установить строгий надзор за имуществом, которое по праву принадлежит малышу.

                Соответствующий законопроект об ужесточении мер ответственности за воспитание детей внесен на рассмотрение в Госдуму РФ. В случае принятия соответствующих поправок в Семейный кодекс РФ, в целом лишенных родительских прав граждан, проживающих в неприватизированных квартирах, станут выселять в так называемое социальное жилье. А освободившаяся жилплощадь будет закреплена за несовершеннолетним ребенком до достижения им 18 - летнего (в отдельных случаях 23 - летнего) возраста. Применение российской практики в Азербайджане сыграет положительную роль и станет вполне приемлемой35.

Право родителей руководить ребенком (статья 5)

                 В настоящее время государственная семейная политика Армении осуществляется в соответствии с:

а)   Конституцией;

b)   Кодексом о браке и семье; 

с)   Гражданским кодексом;

d)   Указом Президента о защите  материнства и детства от 29 марта 1996 года;

е)   постановлениями правительства;

f)   международными соглашениями Республики  Армении; 

g) законом "О государственном пенсионном обеспечении", который определяет правовые, экономические и организационные положения государственного пенсионного обеспечения в Республике Армении.

               По данным Национальной статистической службы в Армении насчитывается 874 812 семей.

Информация о работе Защита прав и законных интересов детей в России и странах СН