Защита прав и законных интересов детей в России и странах СН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов1. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Судебная защита прав и законных интересов детей в РФ…………8
1.1 Судебно-психологическая экспертиза в делах, касающихся защиты прав детей……………………………………………………………………………….8
1.2 Определение места жительства ребенка при раздельном проживании родителей………………………………………………………………………..14
1.3 Иски об отобрании ребенка……………………………………………….22
1.4 Дела об ограничении родительских прав……………………………….25
1.5 Лишение и восстановление в родительских правах…………………….34
Глава II. Защита прав и законных интересов детей в странах СНГ……….45
2.1 Сравнительная характеристика защиты прав детей при ограничении, лишении и восстановлении родительских прав…………………………….45
2.2 Сравнительно-правовая характеристика деятельности прокурора в гражданском процессе по делам о защите прав и законных интересов детей в РФ и странах СНГ…………………………………………………………...58
Заключение……………………………………………………………………..68
Список используемых источников……………………………………………73

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Крайнова В. ФТС-42.doc

— 360.00 Кб (Скачать документ)

               Многие из этих тенденций порождают беспокойство и на Западе, где они вызывают споры и нередко трактуются как опасный кризис семьи и семейных ценностей. Если такая трактовка верна (что не бесспорно), то естественно распространить ее и на процессы, происходящие во многих странах СНГ, и признать, что они также переживают кризис семьи, свойственный всей западной цивилизации. Но нет никаких оснований усматривать в этих процессах особенность только стран СНГ, а тем более специфическую реакцию на проводившиеся в этих странах реформы.

             Еще в советское время многие страны СНГ столкнулись с серьезной эрозией традиционных брачно-семейных отношений, снижением прочности брака и ростом числа разводов. Это не было характерно для Закавказья или Среднеазиатского региона. Но такие страны, как Россия, Украина, Белоруссия или Молдавия по интенсивности разводов уже в 1970-е - 1980-е годы превосходили большинство европейских стран, хотя в США показатели были еще более высокими. К началу XXI века интенсивность разводов в названных постсоветских странах еще повысилась, их показатели по-прежнему оставались выше европейских, несмотря на то, что они повышались и в Европе, и сблизились с американскими, а то и превзошли их - в частности, и за счет того, что в США интенсивность разводов снижалась

            Не исключено, что ответом как раз на эти, явно выбивавшиеся из общего европейского ряда, тенденции роста разводов (они очень ярко проявились во времена СССР также в трех странах Балтии) стали поиски новых форм организации частной жизни, приведшие к быстрому распространению во многих странах СНГ нерегистрируемых браков, повышению возраста вступления в первый регистрируемый брак при все более юном возрасте полового дебюта и среднего возраста матери при рождении ребенка, а также к росту числа внебрачных рождений. О числе нерегистрируемых браков судить довольно сложно, но статистика внебрачных рождений по ряду стран имеется, и она указывает на поистине стремительное увеличение внебрачной рождаемости.

             Быстрый рост доли внебрачных детей отмечен практически во всех приведенных в табл. 2 странах, но в то же время очень велики и различия между ними - как в темпах этого роста, так и в величине достигнутого показателя. По-видимому, в этом сказываются различия традиционного культурного фона, на который накладывается влияние общих экономических, демографических и социальных изменений - долгосрочных эволюционных и кратковременных конъюнктурных. Но ничего особо специфического, что можно было бы однозначно связать с реформами 1990-х годов, в динамике внебрачной рождаемости в странах СНГ не наблюдается, существующая здесь картина вполне вписывается в общеевропейскую. В последние десятилетия ХХ века рост доли внебрачных рождений происходил во всех странах Европы, но тоже по-разному. Сейчас здесь наряду с такими странами, как Швеция, Норвегия или бывшая советская республика Эстония, где уже больше половины детей рождается вне зарегистрированного брака, есть и такие, где доля внебрачных рождений пока не очень велика (Швейцария - 12% в 2002 году, Италия - 10% в 2000, Греция - 4% в 2001).

         Так или иначе, но вся совокупность изменений, переживаемых семьей если еще и не во всех, то в большинстве стран СНГ, говорит о том, что ее "классическая", традиционная модель почему-то перестает удовлетворять людей. Они ищут каких-то новых ее форм, быть может, менее жестких, чем прежде, позволяющих организовывать свою частную жизнь в экономических, социальных и демографических условиях, очень сильно отличающихся от тех, в которых когда-то сложилась и тысячелетиями существовала традиционная семья. 

  2.2 Защита прокурором в порядке гражданского судопроизводства прав несовершеннолетних детей в странах СНГ 

      Защита прав детей всегда является  одним из приоритетных направлений  деятельности любого демократического  правового государства. Принцип  приоритетности защиты прав ребенка закреплен во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Декларации прав ребенка 1959 года, Конвенции о правах ребенка 1989 года.

      Страны-участницы СНГ как часть  мирового сообщества, имплементировавшие международные правовые нормы в свое законодательство, придают большое значение защите прав несовершеннолетних. Это находит отражение и в правовых актах Содружества, и в национальном законодательстве стран Содружества. Так, ст. 17 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года провозглашает право каждого несовершеннолетнего на особые меры защиты, требуемые его положением со стороны семьи, общества и государства. Направлены на защиту прав детей принятые странами СНГ Модельный закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1998) и Модельный закон об основных гарантиях прав ребенка в государстве (1999).

      Одним из наиболее эффективных  способов защиты прав и свобод  несовершеннолетних является судебная защита. В большинстве стран СНГ в осуществлении этого способа защиты немалая роль отводится такому государственно-правовому институту власти, как прокуратура, что закреплено в конституциях ряда стран (Белоруссии, Украины), гражданских процессуальных и семейных кодексах, иных нормативных правовых актах.

      В ходе рассмотрения и разрешения  в порядке гражданского судопроизводства  дел о нарушении прав несовершеннолетних  прокурор имеет возможность в  полной мере реализовать свою  правозащитную функцию, которая является определяющей в работе органов прокуратуры практически всех стран-участниц СНГ. Этому будет способствовать и Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств—участников СНГ в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (2006). «Сочетание судебных гарантий защиты прав и свобод гражданина и надзорных возможностей прокуратуры создает многоканальность, повышает надежность механизма обеспечения законности», — обратил внимание Генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка, выступая на 7-й конференции Генеральных прокуроров стран Европы 5 июля 2006 г.

      В последние годы в странах  СНГ наметилась тенденция к  унификации законодательства в  рамках Содружества. Подходы к  определению места и роли прокуратуры в структуре государственной власти, круга ее полномочий имеют особенности, в том числе в такой сфере деятельности, как защита прав несовершеннолетних в порядке гражданского судопроизводства.

      В России прокурор участвует  в рассмотрении и разрешении гражданских дел в двух формах — обращается в суд с заявлением (иском) или вступает в процесс для дачи заключения по делам определенных категорий в целях осуществления возложенных на него полномочий.

      Прокурор может обратиться в  суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ). Хотя прокурор имеет право обращаться с заявлением в защиту прав несовершеннолетних, т. е. тех, кто не может сам обратиться в суд в силу возраста, суды не всегда принимают такие заявления, мотивируя это, например, наличием у несовершеннолетних законных представителей, которые должны обращаться в суд, или возможностью самих несовершеннолетних обратиться в суд с заявлением. При этом суды не учитывают того обстоятельства, что не всегда интересы родителей, усыновителей и иных законных представителей совпадают с интересами детей, а в некоторых случаях и противопоставляются им.

      Нередко законными представителями  являются престарелые родственники, не имеющие возможности в силу  состояния здоровья, возраста, иных  уважительных причин обратиться  в суд. Кроме того, несовершеннолетние, не обладающие дееспособностью в полном объеме, в силу возраста, умственного развития, жизненного опыта, уровня образования и ряда других причин не могут сами защищать свои права в суде. В таких ситуациях наиболее оперативным и квалифицированным способом защиты прав детей может быть прокурорское реагирование, к тому же законодатель не связывает право прокурора на обращение в суд в защиту прав несовершеннолетних с наличием или отсутствием у детей законных представителей.

      Несмотря на процессуальные ограничения,  защита прав детей в судебном порядке остается приоритетным направлением правозащитной деятельности прокуратуры. Активность прокуроров по обращению в суды имеет устойчивую тенденцию к росту, о чем свидетельствуют данные статистической отчетности Генеральной прокуратуры РФ за 2004—2007 годы.

      Если в 2004 году в защиту прав  несовершеннолетних прокурорами  предъявлено в суд 34 518 исков,  в 2005 году — 55 162, то в 2006 году  — уже 75 422 иска (рост — 36,7%). Только за первое полугодие  2007 года подано 50 238 исков в защиту  прав несовершеннолетних.

      Одной из наиболее распространенных  категорий дел, возбужденных по  заявлениям (искам) прокуроров, являются  дела о лишении родительских  прав. Одновременно с требованиями  о лишении родительских прав  в соответствии с ч. 2 ст. 91 ЖК  РФ во многих случаях заявляются требования о выселении этих лиц в связи с невозможностью их совместного проживания с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав. По делам о лишении родительских прав, возбужденных по заявлению других лиц, которым такое право предоставлено законом, участие прокурора обязательно в силу требований ст. 70 СК РФ.

      Среди несовершеннолетних наиболее  незащищенными являются дети-сироты  и дети, оставшиеся без попечения  родителей. Вот почему особую  значимость приобретают иски  прокуроров о восстановлении нарушенных прав детей этой социальной группы. Речь идет об исках прокуроров о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений; о вселении их в жилые помещения; о признании недействительными договоров приватизации жилых помещений; о взыскании в их пользу алиментов, пенсий, стипендий, пособий и задолженности по различным видам платежей. Право на обращение в суд в защиту таких детей прокурору предоставлено ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

      В последнее время наметилась  тенденция к расширению категорий  дел, возбужденных по заявлениям  прокуроров в защиту жилищных, социальных, трудовых и иных прав несовершеннолетних. Однако и в этой форме участия прокурора в суде, т. е. при вступлении его в процесс для дачи заключения, законодатель существенно ограничил права прокурора. В целях осуществления возложенных на прокурора полномочий он вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ).

      К сожалению, таких случаев, предусмотренных законодательством, не так много. Помимо дел о лишении родительских прав, можно выделить дела об усыновлении (удочерении), ограничении родительских прав, о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным.

      Ограничение законодателем категорий  гражданских дел, в рассмотрении  которых прокурору предоставлено  право принимать участие для  дачи заключения, не способствует  осуществлению в полной мере действенной защиты прав детей.

      По законодательству Украины  главную роль по защите прав  несовершеннолетних, в том числе  в порядке гражданского судопроизводства, играют органы опеки и попечительства. Прокурор имеет право обратиться  в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов несовершеннолетних и участвовать в суде по делам этой категории дел только в случаях, установленных законом. В процесс прокурор может вступать на любой стадии (ст. 45 ГПК Украины).

      В соответствии со ст. 36.1 Закона Украины от 05.11.1991 № 1789-XII «О прокуратуре» основанием представительства прокурором в суде интересов гражданина является его неспособность ввиду физического или материального состояния, преклонного возраста или по другим уважительным причинам самостоятельно защищать свои нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия. Формами представительства являются обращение в суд с иском или заявлением о защите прав и свобод другого лица, неопределенного круга лиц, когда нарушаются интересы государства; участие в рассмотрении судами дел. Прокурор может осуществлять представительство в любой стадии судопроизводства.

      Статья 165 СК Украины предоставляет  право прокурорам обращаться  в суд в интересах несовершеннолетних  с иском о лишении родительских прав либо об отнятии ребенка без лишения родительских прав (ст. 170). Прокурор также может требовать отмены усыновления и признания его недействительным (ст. 240).

      На защиту прокурором прав  несовершеннолетних в порядке  гражданского судопроизводства ориентировано и законодательство Белоруссии. Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела, если это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, в том числе детей (ст. 81 ГПК Республики Беларусь). В отличие от ГПК РФ и ГПК Украины, здесь право прокурора на такое обращение законодателем не ограничено и не зависит от наличия тех или иных условий.

      Прокурор имеет право обратиться  в суд с заявлением по любому  факту нарушения тех или иных прав и законных интересов несовершеннолетних. К этому его обязывают и положения Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка», согласно которым права ребенка и их защита обеспечиваются местными исполнительными и распорядительными органами, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов ребенка (ст. 3). К тому же ребенку самому предоставлено право обратиться за защитой своих прав и законных интересов в прокуратуру (статьи 66.1, 189 КоБС Республики Беларусь). С целью защиты прав и охраняемых законом интересов детей прокурор вправе вступить в дело на любой его стадии.

Информация о работе Защита прав и законных интересов детей в России и странах СН