Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:17, курсовая работа
Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов1. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Судебная защита прав и законных интересов детей в РФ…………8
1.1 Судебно-психологическая экспертиза в делах, касающихся защиты прав детей……………………………………………………………………………….8
1.2 Определение места жительства ребенка при раздельном проживании родителей………………………………………………………………………..14
1.3 Иски об отобрании ребенка……………………………………………….22
1.4 Дела об ограничении родительских прав……………………………….25
1.5 Лишение и восстановление в родительских правах…………………….34
Глава II. Защита прав и законных интересов детей в странах СНГ……….45
2.1 Сравнительная характеристика защиты прав детей при ограничении, лишении и восстановлении родительских прав…………………………….45
2.2 Сравнительно-правовая характеристика деятельности прокурора в гражданском процессе по делам о защите прав и законных интересов детей в РФ и странах СНГ…………………………………………………………...58
Заключение……………………………………………………………………..68
Список используемых источников……………………………………………73
Защита прав и законных интересов ребенка - основная обязанность его родителей или иных законных представителей. В случае нарушения ребенком законодательства Республики Армении родители или иные законные представители несут ответственность в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Армении (статья 14 закона "О правах ребенка").
В Армении каждый ребенок имеет право на получение образования, выбор учебного заведения с согласия его родителя или иного законного представителя (статья 11 закона "О правах ребенка").
Государственная политика страны направлена на защиту интересов семьи. Разработаны специальные меры, направленные на защиту семей в которых разведены родители, а также семей, где есть внебрачные и усыновленные дети.
Постановлением правительства № 584 от 18 ноября 1992 года утвержден Порядок обеспечения граждан Республики Армения государственными пособиями социального страхования из государственного фонда социального страхования. В соответствии с ним предусмотрены следующие виды пособий:
а) пособие по временной нетрудоспособности;
b) пособие по беременности и родам;
с) пособие по уходу за больным членом семьи;
d)
единовременное пособие по
Право на получение пособия по беременности и родам имеют только работающие женщины. Единовременное пособие по рождению ребенка дается всем женщинам, независимо от работы или учебы.
В настоящее время проблемами несовершеннолетних детей, находящихся на государственном попечении, занимаются три министерства, в ведении которых находятся детские учреждения общего или специального типа:
а) министерство социального обеспечения;
b)
министерство образования и
с) министерство внутренних дел.
По состоянию на 2010 год в детских домах министерства социального обеспечения воспитываются 592 ребенка, в том числе 280 инвалидов; значительный процент воспитанников - социальные сироты. Деятельность детских домов направлена на обеспечение физического, психического и духовного развития ребенка, на формирование его личности в сложившихся трудных условиях, на обучение трудовым навыкам. Последовательно совершенствуется процесс социализации детей и подготовки их к самостоятельной жизни. Численность персонала учреждений соответствует установленным требованиям. Воспитанники детских домов обучаются в расположенных поблизости городских общеобразовательных школах, что предупреждает возможную социальную изолированность и интегрирует их в среду сверстников. В числе воспитанников есть и представители национальных меньшинств: русских, езидов и др.
В Армении уважение прав ребенка, разлученного с одним или обоими родителями, гарантируется целым рядом законов, в первую очередь законом "О правах ребенка", где в статье 12 говорится о том, что каждый ребенок имеет право на признание родителей и совместное проживание с ними, за исключением тех установленных законодательством Республики Армении случаев, когда по решению суда отлучение ребенка от родителей или родителя считается необходимостью, исходя из интересов ребенка.
Государство и его соответствующие органы способствуют воссоединению семьи. В статье 15 того же закона подчеркивается, что ребенок, не проживающий совместно с родителями (родителем), имеет право на поддержание с ними (с ним) регулярных личных отношений и непосредственной связи, за исключением случаев, установленных Кодексом о браке и семье. В статье 30 закона говорится, что государство и его соответствующие органы принимают меры к розыску родителей или родственников ребенка36.
Беларусь так же уделяет приоритетное внимание охране детства, защите прав и интересов детей. Об этом заявил в своем выступлении в Женеве на заседании Комитета ООН по правам ребенка заместитель министра образования Беларуси Виктор Якжик.
В Беларуси функционирует устойчивый и оправдывающий свое предназначение национальный механизм реализации государственной политики защиты прав ребенка. Создана Национальная комиссия по правам ребенка, которая осуществляет контроль над соблюдением прав и законных интересов детей. По своей сути этот орган выполняет функции национального правозащитного института по защите прав ребенка. В его состав входят представители государственных структур, парламента, неправительственных организаций.
Повышение уровня рождаемости детей является одним из приоритетных направлений в рамках государственной безопасности. К сожалению, Беларуси так и не удалось восстановить уровень населения, который она имела до начала Второй мировой войны, унесшей жизни не менее 30% населения страны. В ходе реализации Национальной программы демографической безопасности на 2007-2010 годы удалось повысить суммарный коэффициент рождаемости с 1,28 до 1,44. Реализована Президентская программа "Дети Беларуси" на 2006-2010 годы, мероприятия которой позволили улучшить ситуацию в сфере охраны материнства и детства. Показатель младенческой и коэффициент детской смертности по сравнению с 2000 годом уменьшились почти в 2 раза и составили в 2009 году соответственно 4,7 и 6,1 на 1000 родившихся живыми. Согласно докладу "Положение матерей в мире-2010", подготовленному международной неправительственной организацией "Спасем детей", в мировом рейтинге по положению детей Беларусь занимает 36-е место, по индексу "материнство" находится на 33-й позиции, опережая все страны СНГ и ряд европейских стран по обоим показателям.
Значительных результатов страна достигла в создании условий для реализации права ребенка на достойный уровень жизни и воспитание в семье. В Беларуси сформирована комплексная система социальной защиты семей, воспитывающих детей. Государственную поддержку в форме ежемесячных пособий на семью получают более 445 тыс. детей (25% всех детей в стране), включая 296 тыс. до трех лет (96,5% в данной возрастной группе). Также сформирован механизм по защите детей от ненадлежащих условий жизни и воспитания, созданы условия для профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства. Комплексная межведомственная профилактическая работа с семьей позволила за 5 лет на 40% уменьшить число детей, лишившихся родительской опеки по решению суда о лишении родителей родительских прав, в 3 раза уменьшить число отказов от детей.
В Беларуси оформился такой процесс, как восстановление родителей в родительских правах. До 2007 года статистика по восстановлению в родительских правах не велась, потому что случаи были единичными. За последние 4 года в родные семьи по решению суда о восстановлении родительских прав возвращено около 1,7 тыс. детей, которые уже длительное время были социальными сиротами и воспитывались в интернатных учреждениях. Количество детских домов и школ-интернатов для детей-сирот сократилось с 74 в 2005 году до 52 в 2010 году (на 30%), а число воспитанников в них - на 60%. До конца 2015 года в стране закроется еще 52% интернатных учреждений для детей-сирот37.
В Республике Таджикистан в последнее время принят ряд законов, направленных на укрепление защиты прав и интересов ребенка. 6 ноября 1994 года всенародным голосованием была принята Конституция Республики Таджикистан, которая провозгласила, что семья, как основа общества, находится под защитой государства. Также, под особой защитой и покровительством государства находится ребенок (статьи 33 - 34). Члены семьи являются субъектами семейно-правовых отношений и обладают определенными правами и обязанностями. Конституция Республики Таджикистан (статья 34) установила основополагающий принцип, по которому родители ответственны за воспитание детей, то есть определила защиту прав и интересов детей.
Конституционные нормы, связанные с воспитанием и содержанием детей, имеют своё практическое воплощение в семейном законодательстве. Принятый 13 ноября 1998 года новый Семейный кодекс Республики Таджикистан (далее - СК РТ) в определенной степени совершенствует нормы, связанные с защитой прав и интересов детей.
Защита прав и интересов детей является одной из гарантий осуществления прав и обязанностей в семейно-правовых отношениях. Совершенствование семейного законодательства республики способствует расширению возможности защиты прав и интересов детей.
Правовая защита самостоятельно осуществляется в конкретных v случаях, когда нарушаются права и интересы участников семейно-правовых отношений, в особенности детей. В ней защита прав и интересов детей является приоритетной.
Защита прав и интересов детей осуществляется определенными законом способами. Она осуществляется с использованием определенных средств как судебными, так и административными органами. Преимущественно защита осуществляется судом.
Судебная статистика показывает, что судами рассматривается огромное количество дел о расторжении брака. Так, в Республике Таджикистан за последние 9 лет) судами расторгнуто 28 730 браков, в семьях, в которых воспитывались несовершеннолетние дети. Поэтому, правовое регулирование этого вопроса, с учетом защиты прав и интересов детей необходимо, так как при разрешении этих споров принимались решения, от которых зависела дальнейшая судьба детей.
Когда в семье конфликтная ситуация, то в целях защиты прав и интересов детей необходимо расширить возникновение оснований применения семейно-правовых санкций к правонарушителям семейных отношений.
В более четком законодательном регулировании нуждаются вопросы защиты прав и интересов детей, родившихся вне брака и оставшихся без попечения родителей. В Республике Таджикистан в 1995 году на 100 000 человек приходилось 6,8 % внебрачных детей. В результате гражданской войны в республике в настоящее время насчитывается не менее 55 000 детей-сирот. Это обстоятельство указывает на важность защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из способов защиты прав и интересов этой категории детей является усыновление (удочерение)38.
С первых дней независимости в Узбекистане уделяется огромное внимание вопросам правовой, экономической и социальной защиты материнства и детства, создания условий для всестороннего развития и воспитании несовершеннолетних в духе общечеловеческих ценностей. Более 40% населения Узбекистана составляют дети до 18 лет, и поэтому государственная политика по обеспечению прав детей является приоритетной.
Узбекистан
ратифицировал Конвенцию о
Наряду с 189 странами Узбекистан подписал декларации ЦРТ и «Мир пригодный для детей». В соответствии с этими документами в 2007г. Правительство Узбекистана приняло Национальную программу действий по улучшению благополучия детей Узбекистана. Данная программа рассчитана до 2011 года и включает в себя постоянный мониторинг и исследования положения детей в сфере образования, здравоохранения, досуга, семейного окружения, труда, профессионального обучения, защиты от негативных факторов современной жизни.
Узбекистан регулярно представляет в Комитет ООН по правам ребенка национальные доклады о выполнении положений данной Конвенции ООН по правам ребенка. В целях реализации заключительных замечаний и рекомендаций Комитета, Правительством Узбекистана разработан Национальный план действий, а также приняты более 15 нормативно-правовых документов.
В 2007 году в Узбекистане был принят Закон «О гарантиях прав ребенка», в котором установлены гарантии прав детей в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения и всестороннего развития. Особый акцент в этом законе сделан на гарантиях прав социально уязвимых детей и детей с особыми потребностями.
С 2001г. функционирует Комиссия по делам несовершеннолетних. Активную деятельность в области зашиты прав и интересов детей осуществляют многочисленные неправительственные организации. В частности, функционирует сеть неправительственных организаций общенационального уровня, специализирующихся на различных сферах обеспечения и защиты прав ребенка: «Камолот» - движение молодежи Узбекистана, поддерживающее молодежные инициативы, политическую и лидерскую активность молодежи; «Сен ёлгиз эмассан» («Ты не одинок») - фонд поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей; Детский фонд Узбекистана - поддержка инициатив с участием непосредственно самих детей (Детский парламент); «Соглом авлод учун» («За здоровое поколение») - фонд по реализации медицинских, образовательных программ и по пропаганде здорового образа жизни, «Фонд форум культуры и искусства Узбекистана» - реализация проектов по поддержке одаренных детей39.
Хотелось бы заметить, что в отличие от тенденций смертности, которые резко отличают страны СНГ от большинства более благополучных западных стран и уже тем самым дают основания говорить о специфическом для постсоветских стран кризисе, в тенденциях других демографических процессов таких резких отличий нет. В странах СНГ, по крайней мере, европейских, все более явственно обозначается совокупность перемен, начавшихся ранее в Западной Европе и получивших в научной литературе название "второго демографического перехода". Помимо очень низкой рождаемости, о которой речь пойдет ниже, они включают в себя более позднее вступление в брак и рождение детей, распространение альтернативных вариантов организации семейной жизни, в частности, нерегистрируемых браков и внебрачных рождений и т.п.
Информация о работе Защита прав и законных интересов детей в России и странах СН