Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:17, курсовая работа
Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов1. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Судебная защита прав и законных интересов детей в РФ…………8
1.1 Судебно-психологическая экспертиза в делах, касающихся защиты прав детей……………………………………………………………………………….8
1.2 Определение места жительства ребенка при раздельном проживании родителей………………………………………………………………………..14
1.3 Иски об отобрании ребенка……………………………………………….22
1.4 Дела об ограничении родительских прав……………………………….25
1.5 Лишение и восстановление в родительских правах…………………….34
Глава II. Защита прав и законных интересов детей в странах СНГ……….45
2.1 Сравнительная характеристика защиты прав детей при ограничении, лишении и восстановлении родительских прав…………………………….45
2.2 Сравнительно-правовая характеристика деятельности прокурора в гражданском процессе по делам о защите прав и законных интересов детей в РФ и странах СНГ…………………………………………………………...58
Заключение……………………………………………………………………..68
Список используемых источников……………………………………………73
Согласно ст. 83 ГПК Республики
Беларусь участие прокурора в
разбирательстве гражданского
По некоторым категориям
В соответствии со ст. 81 КоБС Республики Беларусь прокурор вправе обратиться в суд с иском о лишении родительских прав. Если с таким иском обратились другие заинтересованные лица, участие прокурора в рассмотрении дел этой категории обязательно (ст. 80). Участие прокурора также обязательно по делам о восстановлении в родительских правах, об отобрании ребенка без лишения родительских прав, когда оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него (статьи 84, 85). С обязательным участием прокурора рассматриваются дела об усыновлении (ст. 393.4 ГПК Республики Беларусь, ст. 122 КоБС Республики Беларусь), отмене усыновления (ст. 137 КоБС Республики Беларусь). Прокурор также может сам обратиться в суд с иском об отмене усыновления (ст. 139 КоБС Республики Беларусь).
Декретом Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» прокурору предоставлено право обращаться в суд с иском о взыскании с родителей расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Расходы согласно пунктам 8, 9 возмещаются родителями в следующих случаях:
— отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних; отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
— лишения их родительских прав;
— нахождения их в розыске,
лечебно-трудовых
— отбывания ими наказания
в учреждениях, исполняющих
В отличие от Белоруссии по
законодательству Казахстана
Иск о защите прав, свобод и законных интересов гражданина может быть предъявлен прокурором лишь по просьбе заинтересованного лица, если оно само по уважительным причинам не может обратиться в суд. Иск в защиту интересов недееспособного гражданина может быть заявлен прокурором независимо от просьбы заинтересованного лица (части 2, 3 ст. 55 ГПК Республики Казахстан). Обращение прокурора в суд с иском в защиту прав граждан, в том числе несовершеннолетних, возможно только при наличии волеизъявления такого лица и уважительных причин, не позволяющих этому лицу самому обратиться в суд. Законодательные ограничения, неконкретность формулировки «уважительные причины» не способствуют защите прокурором прав несовершеннолетних.
Право на обращение в суд
с иском в защиту прав
В странах СНГ дети остаются категорией граждан, требующей особых, усиленных мер защиты в силу своего возраста и связанной с ним физической, психической и эмоциональной незрелости. Не случайно в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ в 2006 году «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации» отражено, что отношение к детям наряду с отношением к старшему поколению наиболее точно определяет состояние и уровень развития общества.
Расширение полномочий
В целях расширения полномочий прокурора в России следует внести изменения в ст. 45 ГПК РФ, изложив ее ч. 1 в следующей редакции: «Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин является несовершеннолетним, а также по состоянию здоровья, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд».
Часть 3 ст. 45 ГПК РФ целесообразно
изложить в следующей редакции:
«Прокурор вступает в процесс
и дает заключение по делам о выселении,
о восстановлении на работе, о возмещении
вреда, причиненного жизни или здоровью,
по делам о нарушении прав, свобод и законных
интересов несовершеннолетних, а также
в иных случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом и другими федеральными законами,
в целях осуществления возложенных на
него полномочий. Неявка прокурора, извещенного
о времени и месте рассмотрения дела, не
является препятствием к разбирательству
дела». Изменение законодательства позволит
прокурорам эффективнее защищать права
несовершеннолетних40.
Заключение
Изложенное
выше свидетельствует о
В целях улучшения координации мероприятий в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей представляется целесообразным рассмотреть вопрос об упорядочении и оптимизации существующей и на федеральном, и на региональном уровнях системы государственных органов и общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту законных прав детей.
Важным направлением осуществляемых мероприятий является усиление эффективности использования несудебных форм защиты прав детей, как это принято в других странах. Законом об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации установлена обязанность должностных лиц при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей, действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи. Если ребенок, с участием которого осуществляется правоприменительная процедура, нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее эту процедуру, независимо от предмета рассмотрения обязано сообщить в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер. Речь идет, прежде всего, о должностных лицах органов опеки и попечительства, которые сегодня нуждаются в серьезной реорганизации и обновлении, поскольку их деятельность по решению семейных споров, связанных с защитой прав несовершеннолетних, не приносит ощутимых результатов и не в полной мере соответствует современным целям семейного законодательства.
В последнее время все чаще пропагандируется основанная на зарубежном опыте идея создания системы ювенальных судов (судов по делам семьи и несовершеннолетних), которые более эффективно защищали бы права детей, а также боролись с правонарушениями среди несовершеннолетних.
Представляется, однако, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите семьи и детства к решению данного вопроса следует подойти взвешенно и поэтапно, первоначально уделив главное внимание совершенствованию деятельности уже имеющихся структур и институтов. В целях реализации требований Конвенции о правах ребенка нуждаются в дополнительной проработке и рассмотрении государственными органами и общественными организациями предложения:
1) о введении в семейное законодательство Российской Федерации специальной нормы, которая регулировала бы порядок осуществления самозащиты ребенка, поскольку ее отсутствие может привести к ограничению реализации ребенком в полном объеме своего права на самозащиту, включая выбор ее возможных форм41;
2) о разработке в Российской Федерации предлагаемых Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации законопроектов по защите прав ребенка в различных областях: а) об охране здоровья ребенка; б) об экологической безопасности ребенка; в) об основных принципах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних; г) об охране прав детей-инвалидов; д) об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера42;
3) о внедрении в Российской Федерации зарубежного опыта по проведению комплексных профилактических мероприятий, направленных на предотвращение насилия в отношении детей, а также применении уголовно-правовых мер по подобным фактам43;
4) об улучшении качества законопроектов путем исключения положений декларативного характера и большей конкретизации вопросов ответственности за неисполнение норм закона44.
Вышеперечисленные
мероприятия будут
При решении любого вопроса, затрагивающего права ребенка, необходимо помнить, что он вправе выражать свое мнение, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Если ребенок достиг возраста 10 лет, органы опеки и попечительства и суд только с его согласия могут изменить его имя и фамилию; восстановить родителей, лишенных родительских прав, в родительских правах; передать его на усыновление (удочерение); изменить фамилию, имя и отчество при усыновлении и после отмены усыновления, а также передать в приемную семью.
Что касается стран СНГ, в институтах семейного права следует отметить достаточное сходство законодательства. Относительно более отдалённым является законодательство Казахстана, поскольку оно содержит ряд норм, нехарактерных для российского законодательства.
Наиболее незащищёнными в семейных правоотношениях оказываются дети при усыновлении (удочерении), т.к. международные договоры России со странами СНГ устанавливают подсудность этой категории дел судам государств, гражданином которых является усыновитель, или государств, на территории которых он проживает. Этому есть определённое объяснение, т.к. Россия, безусловно, заинтересована в действительности усыновления в стране гражданства усыновителя. Но будет ли суд другого государства СНГ подходить к вопросу усыновления с позиции защиты прав ребенка, либо он примет скорее позицию, поддерживающую своего гражданина? Ответ на этот вопрос кажется очевидным.
Информация о работе Защита прав и законных интересов детей в России и странах СН