Защита прав потребителй по договору розничной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи в случае обнаружения в товарах недостатков.
В ходе рассмотрения данной темы предполагается решить следующие задачи:
1) какими правами обладает покупатель до и после заключения договора розничной купли-продажи;
2) какими нормативно-правовыми актами регулируются правоотношения, возникающие из договора розничной купли-продажи;
3) каковы должны быть действия покупателя в случае нарушения его прав;
4) обязанности продавца по удовлетворению требований покупателя по устранению нарушений его прав;

Содержание

Введение……………………………………………..……………………………3
I. Общие понятия о товаре.
1.1. Информация о товаре………………………….....……………………...5
1.2. Качество товара…………………………………..………………….….10
1.3. Гарантийный срок………………………………..………………….….13
II. Права потребителей по договору розничной купли-продажи
2.1. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков….……..16
2.2. Замена товара………………………………………….………….….….18
2.3. Устранение недостатков………………………….……….................…21
2.4. Соразмерное уменьшение покупной цены…………………………….23
2.5. Расторжение договора купли-продажи…………………………...…...24
2.6. Обмен товара надлежащего качества………………………...……..…26
III. Защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи
3.1. Сроки предъявления потребителем требований в
отношении недостатков товара……………………………………..………..…28
3.2. Порядок предъявления претензий…………….…………..…………...33
3.3. Ответственность за нарушение сроков выполнения
требований потребителя………………………………………………...………37
Заключение………………………………………………………….………..….39
Список использованных источников…………………………….…………….41

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Российской Федерации

ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(ЧИ ФГБОУ ВПО «БГУЭП»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

предмет ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

тема ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО ДОГОВОРУ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

 

 

 

 

 

Исполнитель:   студентка Егорикова Е.Е. заочной формы обучения, группы ЗЮР-10

                             

 

 

  Проверила:      Маркова О.А.

 

 

 

 

 

Чита – 2012


Содержание

 

Введение……………………………………………..……………………………3

I. Общие понятия о товаре.

      1.1. Информация о товаре………………………….....……………………...5

      1.2. Качество товара…………………………………..………………….….10

      1.3. Гарантийный срок………………………………..………………….….13

II. Права потребителей по договору розничной купли-продажи

      2.1. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков….……..16

      2.2. Замена товара………………………………………….………….….….18

      2.3. Устранение недостатков………………………….……….................…21

      2.4. Соразмерное уменьшение покупной цены…………………………….23

      2.5. Расторжение договора купли-продажи…………………………...…...24

      2.6. Обмен товара надлежащего качества………………………...……..…26

III. Защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи

      3.1. Сроки предъявления потребителем требований в

отношении недостатков товара……………………………………..………..…28

      3.2. Порядок предъявления претензий…………….…………..…………...33

      3.3. Ответственность за нарушение сроков выполнения

требований потребителя………………………………………………...………37

Заключение………………………………………………………….………..….39

Список использованных источников…………………………….…………….41

Приложения

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Выбор темы курсовой работы обоснован, прежде всего, ее актуальностью, так как договор розничной купли-продажи это самый распространенный вид договора купли-продажи. Однако далеко не все потребители знают свои права, предоставленные им законодательством. Этим нередко пользуются недобросовестные продавцы (как непосредственно продавцы у прилавка, так и владельцы торговых точек).

Для заключения договора розничной купли-продажи обычно не требуется даже составление какого-либо документа, за исключением документа, подтверждающего факт оплаты товара. Покупателю достаточно передать продавцу деньги, а тому, в свою очередь, передать покупателю товар и кассовый чек. Это теоретически. Однако на практике не всегда правоотношения между продавцом и покупателем  на этом заканчиваются. В реальной жизни случается много ситуаций, при которых эти отношения имеют продолжение. При этом развиваются они по разным сценариям, в зависимости от обстоятельств. В рамках этих правоотношений (как до заключения договора купли-продажи, так и после его заключения) и возникает такое понятие, как защита прав потребителей.

Целью данной курсовой работы является изучение защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи в случае обнаружения в товарах недостатков.

В ходе рассмотрения данной темы предполагается решить следующие задачи:

1) какими правами обладает покупатель до и после заключения договора розничной купли-продажи;

2) какими нормативно-правовыми актами регулируются правоотношения, возникающие из договора розничной купли-продажи;

3) каковы должны быть действия покупателя в случае нарушения его прав;

4) обязанности продавца по удовлетворению требований покупателя по устранению нарушений его прав;

5) ответственность продавца в случае ненадлежащего исполнения требований покупателя.

Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации, является закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (в ред. От 23. 07. 2008 № 160-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ и оказания услуг, то есть в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Эти правоотношения и будут предметом исследования данной курсовой работы.

I. Общие понятия о товаре

1.1. Информация о товаре

 

У современного покупателя есть свои критерии выбора товара. К ним могут относиться и качество покупаемого товара, и его современность, и востребованность, и внешний вид, и многое другое.

Любой покупатель, придя в магазин или на рынок, вправе рассчитывать на то, что продавец расскажет об особенностях того или иного товара, его производителе, сообщит другую интересующую покупателя информацию. Чтобы покупатель смог воспользоваться этим правом, Закон «О защите прав потребителей» установил для продавца соответствующие обязанности. Так, в п. 1 ст. 8 упомянутого Закона сказано, что изготовитель (продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование  своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Кроме того, продавец обязан уведомить потребителя о наличии у него лицензии, если его деятельность подлежит лицензированию или он осуществляет торговлю товарами, продажа которых требует наличия лицензии.

Обычно информацию о себе продавец не скрывает. Наоборот, старается сделать вывеску побольше, использовав ее заодно в качестве рекламного щита. Куда чаще потребители сталкиваются с тем, что не могут получить сведения об изготовителе, поскольку ее не всегда размещают на товаре, правда, информация об изготовителе товара относится также к такому понятию, как информация о товаре, которому посвящена статья 10 Закона «О защите прав потребителей».

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Согласно п. 2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:

- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

- сведения об основных потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

- цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

- срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, указанных в п. 4 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей»;

- информацию о правилах продажи товаров.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Данная  информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.[1]

Непредоставление необходимой информации о товаре может привести к тому, что покупатель не сможет воспользоваться приобретенной вещью по ее прямому назначению. На практике бывает так, что потребитель, входя в магазин, далеко не всегда четко представляет, что же конкретно он собирается приобрести, более того, многие покупки делаются спонтанно, вследствие внезапно возникшей потребности или желания. В этих условиях у продавцов очень часто возникает искушение представить свой товар в лучшем свете по сравнению с тем, что есть на самом деле: достоинства товара подчеркиваются, а иногда и преувеличиваются, о недостатках умалчивается или упоминается вскользь. Однако, согласно п. 2 ст. 495 ГК РФ покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (п. 4 ст. 445 ГК РФ), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Возможны ситуации, когда недостатки товара возникнут из-за отсутствия у покупателя необходимой информации о вещи (например, поломка вещи вследствие того, что покупателю не объяснили, как ею пользоваться). В таких случаях ответственность за недостатки товара несет продавец. Однако если недостатки вещи возникли вследствие неправильного использования, на покупателя ложится бремя доказывания того, что причиной ненадлежащего использования явилось отсутствие надлежащей информации.

Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации (п. 4 ст. 495 ГК РФ).

Чтобы оградить покупателя от недобросовестных действий продавца, Закон предусмотрел специальное требование для последнего. Согласно положению п. 3 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей», продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с заявленными целями приобретения.

За нарушение требований об информировании покупателя о свойствах товара продавец несет имущественную ответственность, предусмотренную статьями 14, 18 и 29 Закона «О защите прав потребителей». Кроме того, в Административном кодексе на этот случай предусмотрена статья 14.5 – «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин». За нарушение нормы данной статьи предусмотрено наказание в виде административного штрафа: для граждан - от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей, для юридических лиц - от 30000 до 40000 рублей. Под запрещенные действия должны подпадать действия, которые совершены в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце.

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей; на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей (п. 1 ст. 14.8 КоАП).[2]

 

1.2. Качество товара

 

Качество товара - это сложное понятие, которое включает в себя различные компоненты. В первую очередь к ним можно отнести конкретные показатели данной продукции, которые носят технико-экономический характер, и показатели, определяющие качество технологии изготовления данной продукции. Определяющими среди таких показателей являются уровень надежности и безопасности продукции, срок ее службы (годности), уровень трудоемкости и наукоемкости ее производства.

Информация о работе Защита прав потребителй по договору розничной купли-продажи