Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи в случае обнаружения в товарах недостатков.
В ходе рассмотрения данной темы предполагается решить следующие задачи:
1) какими правами обладает покупатель до и после заключения договора розничной купли-продажи;
2) какими нормативно-правовыми актами регулируются правоотношения, возникающие из договора розничной купли-продажи;
3) каковы должны быть действия покупателя в случае нарушения его прав;
4) обязанности продавца по удовлетворению требований покупателя по устранению нарушений его прав;
Введение……………………………………………..……………………………3
I. Общие понятия о товаре.
1.1. Информация о товаре………………………….....……………………...5
1.2. Качество товара…………………………………..………………….….10
1.3. Гарантийный срок………………………………..………………….….13
II. Права потребителей по договору розничной купли-продажи
2.1. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков….……..16
2.2. Замена товара………………………………………….………….….….18
2.3. Устранение недостатков………………………….……….................…21
2.4. Соразмерное уменьшение покупной цены…………………………….23
2.5. Расторжение договора купли-продажи…………………………...…...24
2.6. Обмен товара надлежащего качества………………………...……..…26
III. Защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи
3.1. Сроки предъявления потребителем требований в
отношении недостатков товара……………………………………..………..…28
3.2. Порядок предъявления претензий…………….…………..…………...33
3.3. Ответственность за нарушение сроков выполнения
требований потребителя………………………………………………...………37
Заключение………………………………………………………….………..….39
Список использованных источников…………………………….…………….41
После того как претензия потребителя предъявлена продавцу (изготовителю или уполномоченной ими организации, индивидуальному предпринимателю), требования потребителя, заявленные в претензии, должны быть удовлетворены в сроки, предусмотренные статьями 20, 21, 22 закона «О защите прав потребителей». Если требования потребителя не удовлетворены в указанные сроки и потребителем не получено какой-либо информации от продавца (изготовителя), считается, что в удовлетворении претензии потребителя продавец (изготовитель) отказал, а следовательно, потребитель вправе защищать свои права в судебном порядке.
Таким образом, в случае, если потребитель в установленный срок получил на заявленную им претензию ответ продавца (изготовителя), который не устраивает потребителя, или не получил никакого ответа, единственным выходом из сложившейся ситуации будет обращение в судебные органы за защитой своих прав с возложением всех понесенных убытков на продавца (изготовителя).
В соответствии со ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», иск о защите прав потребителей может быть предъявлен по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
При этом истец освобождается от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17).[12]
3.3. Ответственность за нарушение сроков
выполнения требований потребителя
За нарушение установленных Законом сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара (п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Также указанной статьей установлено, что в случае невыполнения требований потребителя в установленные Законом сроки потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные Законом «О защите прав потребителей». Если потребитель предъявил иное требование, вытекающее из продажи товара с недостатками, неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования из числа предусмотренных законом.
Неустойка (пеня) взыскивается за каждый день просрочки сроков выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара, замене товара с недостатками, соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на период ремонта (замены) аналогичного товара длительного пользования впредь до выполнения соответствующего требования потребителя без ограничения какой-либо суммой. Сумма неустойки, которую покупатель имеет право взыскать с продавца (изготовителя), не ограничена - она может быть любой, в том числе и превышать цену товара.
В случае, если продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, одновременно нарушили сроки устранения недостатков (замены) и не предоставили по требованию потребителя на время устранения недостатков (замены) аналогичный товар или задержали его предоставление, то неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение (ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
В случае, если потребитель предъявил новые требования, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей», то за просрочку выполнения этого нового требования также взыскивается неустойка.
Таким образом, закон устанавливает ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя в случае нарушения следующих сроков:
- незамедлительного устранения недостатков товара изготовителем (продавцом) или иного срока устранения недостатков товара, определенного соглашением сторон в письменной форме;
- 3 дней при предоставлении потребителю на период ремонта товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами;
- 7 дней в случае замены товара ненадлежащего качества, 20 дней, если необходимо произвести проверку качества товара, 1 месяца, если у продавца нет в наличии указанного товара, или срока, необходимого для очередной доставки соответствующего товара в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
- 10 дней при удовлетворении отдельных денежных требований потребителя, предусмотренных ст. 22 Закона «О защите прав потребителей», то есть: требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре.
Заключение
В настоящее время защите прав потребителей уделяется особое внимание. Однако непосредственная реализация предусмотренных указанным Законом прав во многом зависит от юридической грамотности потребителей, а также от их настойчивости и желания доказать свою правоту. Ведь только надлежащее исполнение обязательства прекращает его. Если же права потребителя нарушены, закон продолжает защищать их вплоть до момента окончательного исполнения договора.
Кроме того, в случае нарушения прав потребителей ответственность по договору розничной купли-продажи имеет следующие особенности:
1) Нарушение имущественных прав потребителя в договоре розничной купли-продажи дает право требовать компенсации морального вреда. По общему правилу, моральный вред возмещается только в тех случаях, когда он причинен гражданину нарушением его личных неимущественных прав (ст. ГК РФ). Однако согласно п. 2 ст. 1099 ГК законом могут быть установлены исключения из этого правила. Одним из таких законов как раз и является Закон РФ «О защите прав потребителей», ст. 15 которого дает потребителю возможность в случае нарушения его прав требовать компенсации морального вреда независимо от возмещения имущественного вреда. Моральный вред возмещается причинителем при наличии его вины в размере, определяемом судом.
2) Ответственность за нарушение прав потребителя по Закону РФ «О защите прав потребителей» может быть возложена не только на продавца, но и на изготовителя товара. Требования о возмещении вреда (как имущественного, так и морального) могут быть предъявлены гражданином-потребителем не только к продавцу, но и к изготовителю проданной вещи (ст. 15 и п. 3 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
3) Возмещение убытков и уплата неустойки за нарушение обязательства по договору розничной купли-продажи не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре. Согласно п. 2 ст. 396 ГК возмещение убытков и уплата неустойки за неисполнение обязательства освобождают должника от его исполнения в натуре. Однако для продавца в розничной купле-продаже установлено противоположное правило: он обязан исполнить обязательство в натуре, даже возместив убытки или уплатив неустойку за его нарушение (ст. 505 ГК).
4) Покупатель по договору розничной купли-продажи (в отличие от купли-продажи в общем) обладает более широкими правами в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества. В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 503 ГК покупатель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества вправе по своему выбору требовать: соразмерного уменьшения покупной цены, либо незамедлительного (а не в разумный срок, как установлено п. 1 ст. 475 ГК) безвозмездного устранения недостатков товара, либо возмещения расходов на устранения недостатков товара, либо замены недоброкачественного товара товарами надлежащего качества, либо расторжения договора и возмещения убытков.
По общему правилу п. 2 ст. 475 ГК замена недоброкачественного товара допускается только в случае обнаружения в нем существенных недостатков. Аналогичное ограничение в розничной купле-продаже касается лишь замены технически сложных или дорогостоящих товаров. Все остальные товары подлежат замене независимо от того, насколько существенны их недостатки. Требования о расторжении договора розничной купли-продажи может быть предъявлено покупателем также независимо от характера обнаружившихся в товаре недостатков.
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
3. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (в ред. От 23. 07. 2008 № 160-ФЗ) // «Российская газета» от 7 апреля 1992 г.
4. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (в ред. от 27.01.2009 № 50) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // Собрание законодательства РФ, 26.01.1998, № 4, ст. 482.
5. Постановление Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575 «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» // Собрание законодательства РФ, 19.05.1997, № 20, ст. 2303.
6. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918 (с изм. от 27.02.2007) «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3657.
7. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720 (в ред. от 10 мая 2001 г.) «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июня 1997 г. № 25, ст. 2942.
8. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского.: - СПС КонсультантПлюс, 2007.
9. М. И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Общие положения. Книга 1. Изд-е 3-е, стереотипное. Издательство «Статут», 2001.
10. Гражданское право. Том 2. Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: «ПБОЮЛ Л. В. Рожников», 2000.
11. И. Д. Еналеева. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
12. А.В. Сутягин. Все о защите прав потребителей. Изд-во ГроссМедиа. РОСБУХ, 2008.
31
[1] А.В. Сутягин. Все о защите прав потребителей. Изд-во ГроссМедиа. РОСБУХ. 2008.
[2] А.В. Сутягин. Все о защите прав потребителей. Изд-во ГроссМедиа. РОСБУХ. 2008.
[3] И. Д. Еналеева. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
[4] И. Д. Еналеева. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
[5] И. Д. Еналеева. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
[6] А.В. Сутягин. Все о защите прав потребителей. Изд-во ГроссМедиа. РОСБУХ. 2008.
[7] А.В. Сутягин. Все о защите прав потребителей. Изд-во ГроссМедиа. РОСБУХ. 2008.
[8] А.В. Сутягин. Все о защите прав потребителей. Изд-во ГроссМедиа. РОСБУХ. 2008.
[9] И. Д. Еналеева. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
[10] И. Д. Еналеева. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
[11] И. Д. Еналеева. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
[12] И. Д. Еналеева. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
Информация о работе Защита прав потребителй по договору розничной купли-продажи