Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи в случае обнаружения в товарах недостатков.
В ходе рассмотрения данной темы предполагается решить следующие задачи:
1) какими правами обладает покупатель до и после заключения договора розничной купли-продажи;
2) какими нормативно-правовыми актами регулируются правоотношения, возникающие из договора розничной купли-продажи;
3) каковы должны быть действия покупателя в случае нарушения его прав;
4) обязанности продавца по удовлетворению требований покупателя по устранению нарушений его прав;
Введение……………………………………………..……………………………3
I. Общие понятия о товаре.
1.1. Информация о товаре………………………….....……………………...5
1.2. Качество товара…………………………………..………………….….10
1.3. Гарантийный срок………………………………..………………….….13
II. Права потребителей по договору розничной купли-продажи
2.1. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков….……..16
2.2. Замена товара………………………………………….………….….….18
2.3. Устранение недостатков………………………….……….................…21
2.4. Соразмерное уменьшение покупной цены…………………………….23
2.5. Расторжение договора купли-продажи…………………………...…...24
2.6. Обмен товара надлежащего качества………………………...……..…26
III. Защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи
3.1. Сроки предъявления потребителем требований в
отношении недостатков товара……………………………………..………..…28
3.2. Порядок предъявления претензий…………….…………..…………...33
3.3. Ответственность за нарушение сроков выполнения
требований потребителя………………………………………………...………37
Заключение………………………………………………………….………..….39
Список использованных источников…………………………….…………….41
Право потребителя на получение товара надлежащего качества, т.е. продукции, соответствующей по качеству установленным требованиям, является одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных законом.
Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если же продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918 (с изм. от 27.02.2007), при продаже товаров по образцам продавец обязан передать покупателю товар, полностью соответствующий его образцу или описанию, качество которого соответствует информации, предоставленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в техническом паспорте на товар, правилах его использования, на этикетке или ярлыке, прикрепленных к товару, на самом товаре или его упаковке либо другими способами, предусмотренными для отдельных видов товаров).
Как мы видим, основным критерием качества законодательство определяет договор, являющийся наиболее естественной юридической формой закрепления отношений потребителя и продавца (исполнителя).
Нормы и характеристики, определяющие качество товара, устанавливаются также в государственных стандартах (обязательные требования) и в технических условиях предприятий-изготовителей (потребительские характеристики). В этих же документах, а также в иной технической документации изготовителя определяются целевое назначение изделия, т.е. его основные потребительские функции, область и условия применения. Из этого следует, что, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям (ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей»). В ст. 469 ГК РФ также сказано, что по соглашению между продавцом и покупателем последнему может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке. Таким образом, назначение товара - это как бы задача, а требования, нормы и характеристики качества - ее решение.[3]
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает перед потребителем за передачу товара ненадлежащего качества. Так, в соответствии с п. 1 ст. 503 ГК РФ, а также п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
2) соразмерного уменьшения покупной цены;
3) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
4) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены (п. 2 ст. 503 ГК РФ).
Вместо предъявления одного из этих требований потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»). При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Таким образом, закон позволяет потребителю в каждом конкретном случае самому решить: оставить ли себе вещь, потребовав ее незамедлительного бесплатного ремонта или соразмерного уменьшения цены; либо отказаться от товара, заменив его на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; или потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом согласно ст. 493 ГК РФ, а также п. 5 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
1.3. Гарантийный срок
Гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», т.е. ремонт, соразмерное уменьшение покупной цены, обмен или возврат денег.
Согласно п. 6 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер в любом случае отвечает за недостатки товара независимо от того, есть ли у данного товара гарантийный срок или нет. Единственная разница, касающаяся наличия гарантийного срока, в данном случае заключается в том, что доказывать возникновение недостатков товаров будет либо потребитель, либо продавец (изготовитель).
Если гарантийный срок не установлен, то для восстановления нарушенных прав потребитель должен доказать, что недостатки товара возникли до передачи его потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Пункт 1 ст. 476 ГК РФ также устанавливает, что продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. Таким образом, вышеуказанное положение п. 6 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» является логическим продолжением общих положений ГК РФ о моменте перехода права собственности и риска случайной гибели или случайного повреждения товара. Следовательно, если недостатки товара выявлены после перехода к покупателю права собственности и риска случайной гибели или случайного повреждения товара, на нем лежит бремя доказывания того, что они возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.
Например, если купленная обувь была внешне нормальной, и недостатки обуви нельзя было обнаружить визуально, но в процессе ее эксплуатации были выявлены дефекты, возникшие из-за неправильной технологии производства, то продавец обязан выполнить требования, предусмотренные п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». Это касается товара, на который не установлен гарантийный срок.[4]
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечают за недостатки товара, если не докажут, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 476 ГК РФ.
Прежде всего, необходимо выяснить, кто вправе устанавливать гарантийный срок и что делать, если такой срок установлен и продавцом, и изготовителем одновременно.
Законодателем первичное право устанавливать гарантийный срок предоставлено изготовителю. Казалось бы, именно он при изготовлении товара должен определить, сколько может проработать изготовленный им товар без каких-либо нареканий или в течение какого времени будет оптимальным безвозмездное удовлетворение требований покупателя. Чаще всего гарантийный срок и устанавливается изготовителем, однако в ряде случаев такой срок корректируется на местах продавцами, причем ситуации могут быть самыми разными. В одних случаях продавец просто устанавливает свой гарантийный срок (как правило, меньшей продолжительности, чем срок, установленный изготовителем), в других случаях, устанавливая более короткий срок, продавец оговаривает, что по истечении этого срока, но в пределах срока, установленного изготовителем, покупатель вправе обратиться с требованиями к изготовителю. Иногда встречаются и такие ситуации, когда продавец устанавливает, что, к примеру, при гарантийном сроке два года в течение второго года потребитель вправе предъявлять лишь ограниченный круг требований (например, только о замене определенных деталей, на другие же детали гарантия заканчивается по истечении одного года).
На самом деле права и обязанности продавца по поводу установления и соблюдения гарантийного срока четко определены Законом «О защите прав потребителей». В п. 7 ст. 5 названного Закона указано, что продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Кроме того, продавец имеет право принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (так называемое дополнительное обязательство). Иными словами, продавец вправе увеличить гарантийный срок, установленный изготовителем.[5]
Если гарантию на товар дает продавец, то в период действия гарантийного срока все требования о ремонте или замене товара потребитель должен предъявлять именно к нему, а не к изготовителю.
Нередко встречаются такие ситуации: изготовителем установлен гарантийный срок на товар продолжительностью, например, один год, а продавцом на тот же товар установлен гарантийный срок шесть месяцев.
В данных ситуациях действия продавца по установлению гарантийного срока меньшей продолжительности по сравнению с гарантийным сроком изготовителя незаконны и не подлежат применению, поэтому потребитель вправе предъявить свои требования, связанные с ненадлежащим качеством товара в течение гарантийного срока, установленного изготовителем (в нашем случае в течение года после приобретения товара), как к изготовителю, так и к продавцу по своему выбору.
Если же изготовитель установил гарантийный срок, скажем, шесть месяцев, а продавец выдал гарантийный талон с указанием гарантийного срока один год, то в этом случае потребитель вправе предъявлять требования по поводу выявленных недостатков товара к изготовителю или продавцу по своему выбору в течение шести месяцев, а по истечении шести месяцев до одного года - только продавцу.
II. Права потребителей по договору розничной купли-продажи
2.1. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
В соответствии с п. 2, 3 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить требования, предусмотренные указанной статьей, продавцу либо изготовителю товара. Однако при этом состав требований, предъявляемых к продавцу и к изготовителю, различен.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» к продавцу может быть предъявлено любое из требований, о которых говорилось выше, т.е.:
- безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- соразмерное уменьшение покупной цены;
- замена на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замена на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
А к изготовителю в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» может быть предъявлено одно из следующих требований, предусмотренных п. 1 указанной статьи:
- о безвозмездном устранении недостатков товаров или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- о замене на такой же товар аналогичной марки (модели, артикула).
В любом случае вместо предъявления одного из этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Следует отметить, что требования о возврате изготовителю товара ненадлежащего качества и уплаченной за него суммы могут быть предъявлены к изготовителю независимо от того, был ли продан товар продавцом, уполномоченным изготовителем на продажу его товаров (продавцом, который реализовывал товар на основании договора, заключенного с изготовителем), или неуполномоченным продавцом, не заключавшим такого договора.
Исключение составляют случаи, когда товар, в котором выявлен недостаток, относится к технически сложным или дорогостоящим. Вопрос о том, является ли товар дорогостоящим, решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
В случае обнаружения недостатков технически сложного товара покупатель в течение пятнадцати дней со дня передачи ему такого товара вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. По истечении 15-ти дней указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Под существенным недостатком товара согласно закону «О защите прав потребителей» понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. При этом Пленум Верховного Суда РФ (Постановление от 17 января 1997 года № 2) разъяснил, что наличие существенного недостатка в дорогостоящих и технически сложных товарах необходимо лишь при предъявлении потребителем требования об их замене.[6]
Информация о работе Защита прав потребителй по договору розничной купли-продажи