История исполнительного производства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:38, дипломная работа

Описание

Цель данной работы является определение круга нормативных актов регулирующих правоотношения возникающие при исполнении судебных актов и актов иных органов, выявление общих тенденций в развитии и совершенствовании нормативной базы исполнительного производства.
Задачами исследования являются:
- определения понятия исполнительного производства как комплексного правового образования;
- анализ правоотношений, возникающих при исполнении судебных
актов и актов иных органов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. История исполнительного производства в России 8
1.2. Место исполнительного производства в системе российского права 14
1.3. Система принципов в исполнительном производстве 18
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Понятие и виды субъектов исполнительного производства
2.2. Стороны исполнительного производства
2.3. Представительство в исполнительном производстве
2.4. Лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе
2.5. Лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах
Глава 3. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ К ДОЛЖНИКУ
3.1.Исполниптельные документы
3.2. Возбуждение исполнительного производства
3.3. Место и время совершения исполнительских действий
3.4. Сроки в исполнительском производстве
3.5. Временная остановка исполнительного производства
3.6. Окончание исполнительного производства
3.7.Ответственность в исполнительном производстве
Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
4.1.Обращение взыскания на имущество должника, находящегося в залоге
4.2. Оценка имущества должника и его реализация
4.3. Исполнение решения р вселении взыскателя или выселении должника
4.4. Исполнение решений о восстановлении на работе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)

Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, возложено на банки и иные кредитные организации (ст. 8 Закона об исполнительном производстве). В силу действующего закона исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Взыскатель может совершить такие действия, если располагает не только исполнительным листом, но и необходимой информацией о нахождении счетов должника в определенных банках.

 

2.5 Лица, содействующие  исполнению требований, содержащихся  в исполнительном документе

Закон об исполнительном производстве выделяет лиц, призванных содействовать исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Указанные лица не являются сторонами исполнительного производства, не заинтересованы в его исходе. Они выполняют определенную законом служебную роль.

Переводчик. В целях соблюдения прав граждан, вовлеченных в исполнительное производство и не владеющих русским языком, при совершении исполнительных действий может быть предоставлен переводчик, так как исполнительное производство осуществляется на русском языке. Решение о назначении переводчика оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя.7 Должнику или взыскателю, которому необходимы услуги переводчика, судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для его приглашения. Если должник или взыскатель не обеспечит участие переводчика в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению.

Переводчиком может быть дееспособный гражданин, достигший возраста 18 лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода. Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий. Переводчик несет уголовную ответственность в случае заведомо неправильного перевода, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем.

Понятые. Участие понятых в исполнительном производстве может носить обязательный или факультативный характер. Обязательно привлечение понятых при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, связанных с вскрытием нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, жилых помещений, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества8. В других случаях участие понятых в исполнительном производстве факультативно и оставлено на усмотрение судебного пристава-исполнителя. Количество понятых не может быть менее двух.

Понятые должны отвечать следующим  требованиям:

-наличие полной дееспособности  и достижение ими  18 лет;

-отсутствие заинтересованности  в исходе исполнительного производства;

-отсутствие родственных  отношений или отношений свойства  с лицами, участвующими в исполнительном  производстве;

-отсутствие подчинения  и подконтрольности лицам, участвующим  в исполнительном производстве.

Понятой обязан удостоверить своей подписью в акте о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения содержание и результаты указанных действий и мер, при которых он присутствовал.

Понятой вправе знать, для участия в совершении каких действий и (или) применения каких мер он приглашается, на основании какого исполнительного документа совершаются действия и применяются меры, а также делать замечания. Замечания понятого заносятся в указанный акт. По желанию понятого замечания могут им заноситься в акт собственноручно.

Понятой имеет право  на компенсацию расходов, понесенных им в связи с исполнением обязанностей понятого, а также на возмещение недополученной заработной платы или денежную компенсацию в связи с потерей времени. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий. Размер компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого, определяется Правительством РФ.

Специалист привлекается к участию в исполнительном производстве на основании постановления судебного пристава-исполнителя по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства9. Специалист должен отвечать определенным требованиям:

-отсутствие заинтересованности  в исходе исполнительного производства;

-наличие специальных  знаний.

Специалист обязан явиться  по вызову судебного пристава-исполнителя, отвечать на поставленные судебным приставом-исполнителем вопросы, давать в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывать техническую помощь. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей в качестве специалиста, а также за дачу заведомо  ложного  отчета  или  заключения  специалист несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем.

Специалист имеет право  на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

Как было отмечено выше, в исполнительном производстве могут принимать участие и иные лица. К примеру, сотрудники органов внутренних дел в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий обязаны оказывать содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства при возникновении угрозы жизни или здоровью судебного пристава-исполнителя, а также могут привлекаться для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения10.

В предусмотренных Законом об исполнительном производстве случаях судебный пристав-исполнитель  обязан привлечь оценщика для оценки имущества. Соответственно оценщик  становится также участником исполнительного производства, выполняя свои профессиональные обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Общие правила применения мер государственного принуждения  к должнику

3.1 Исполнительные документы

     Исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов по взысканию. Исполнительные документы - это указанные в законе документы, подлежащие принудительному исполнению судебным приставом - исполнителем в порядке, предусмотренном законом, в случае неисполнения его должником в добровольном порядке.

     Перечень исполнительных документов, возбуждающих исполнительное производство, дан в ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Исполнительными документами являются:

1) исполнительные  листы, выдаваемые судами на  основании: принимаемых ими судебных  актов; решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов; решений иностранных судов и арбитражей; решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;

2) судебные приказы;

3) нотариально  удостоверенные соглашения об  уплате алиментов;

4) удостоверения  комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее  решений;

5) оформленные  в установленном порядке требования  органов, осуществляющих контрольные  функции, о взыскании денежных  средств с отметкой банка или  иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;

6) постановления  органов (должностных лиц ), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

7) постановления  судебного пристава – исполнителя;

8) постановления  иных органов в случаях, предусмотренных  федеральным законом.

       Содержание ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» значительно отличается от ст. 339 ГПК.

      Во–первых, ее содержание приведено в соответствие с новым материальным и процессуальным законодательством;

     Во – вторых, в перечень исполнительных документов включены новые, ранее не указанные в нем документы и исключены те, которые по действующему законодательству таковыми не являются;

    В – третьих перечень исполнительных документов является открытым., т. к. в настоящее время законодательство быстро обновляется и невозможно дать исчерпывающий перечень исполнительных документов. В частности, в перечне не указана надпись нотариуса, однако это вовсе не означает, что она таковой не является.

     Согласно ст. 93 Основ законодательства о нотариате взыскание по исполнительной надписи нотариуса производится в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации для исполнения судебных решений.

       Содержание исполнительного документа четко и подробно регламентировано ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Согласно этой статьи в исполнительном документе обязательно должны быть указаны:

1) наименование суда или другого  органа, выдавшего исполнительный  документ;

2) дело или материалы, по которым  выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия судебного акта  или акта другого органа, подлежащего исполнению;

4) наименования взыскателя - организации  и должника – организации,  их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя – гражданина и должника

– гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника –  гражданина и место его работы;

5) резолютивная часть судебного  акта или акта другого органа;

6) дата вступления в силу судебного  акта или акта другого органа;

7) дата выдачи исполнительного  документа и срок предъявления  его к исполнению.

В ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об  исполнительном производстве» приведены  не все, а только основные реквизиты, которые обязательно должны быть изложены в исполнительном документе.

    Содержание исполнительного документа, выданного на основании различных судебных актов и актов других органов, имеет некоторую специфику, отличаются и требования, предъявляемые к различным исполнительным документам.

 

3.2. Возбуждение исполнительного производства

Процедура возбуждения  исполнительного производства регулируется ст. 30 Закона об исполнительном производстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Законом. Заявление и исполнительный документ могут быть поданы лично или через почту.

Закон предусматривает  случаи возбуждения исполнительного производства и без обращения взыскателя.

Прежде чем исполнительное производство будет возбуждено, судебный пристав-исполнитель совершает ряд  действий, необходимых для решения  вопроса, есть ли основания для возбуждения  исполнительного производства или следует отказать заявителю в возбуждении исполнительного производства.

Надлежащим ли субъектом  предъявлен исполнительный документ к исполнению. Закон перечисляет тех, кто может обратиться к судебному приставу-исполнителю с исполнительным документом для возбуждения исполнительного производства.

Законом предусмотрены  случаи немедленного исполнения судебных решений. Немедленное исполнение — это исполнение судебных решений, не вступивших в законную силу, при наличии для этого оснований.

Следует различать немедленное исполнение и немедленное вступление решения в законную силу. Если закон предусматривает немедленное вступление судебного акта в законную силу, это означает, что он подлежит и немедленному исполнению. Если же закон или решение делают оговорку о том, что судебный акт подлежит немедленному исполнению, это означает, что он действительно должен немедленно исполняться.

Не истек ли срок предъявления исполнительного документа к  исполнению. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению установлены ст. 21 Закона об исполнительном производстве. По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключениями, указанными в законе, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.

Соблюдены ли правила  о территориальной компетенции при предъявлении исполнительного документа. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Место исполнения исполнительного документа определяется в зависимости от характеристики должника (гражданин или юридическое лицо) и от категории исполнительного производства.

Информация о работе История исполнительного производства в России