История исполнительного производства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:38, дипломная работа

Описание

Цель данной работы является определение круга нормативных актов регулирующих правоотношения возникающие при исполнении судебных актов и актов иных органов, выявление общих тенденций в развитии и совершенствовании нормативной базы исполнительного производства.
Задачами исследования являются:
- определения понятия исполнительного производства как комплексного правового образования;
- анализ правоотношений, возникающих при исполнении судебных
актов и актов иных органов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. История исполнительного производства в России 8
1.2. Место исполнительного производства в системе российского права 14
1.3. Система принципов в исполнительном производстве 18
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Понятие и виды субъектов исполнительного производства
2.2. Стороны исполнительного производства
2.3. Представительство в исполнительном производстве
2.4. Лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе
2.5. Лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах
Глава 3. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ К ДОЛЖНИКУ
3.1.Исполниптельные документы
3.2. Возбуждение исполнительного производства
3.3. Место и время совершения исполнительских действий
3.4. Сроки в исполнительском производстве
3.5. Временная остановка исполнительного производства
3.6. Окончание исполнительного производства
3.7.Ответственность в исполнительном производстве
Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
4.1.Обращение взыскания на имущество должника, находящегося в залоге
4.2. Оценка имущества должника и его реализация
4.3. Исполнение решения р вселении взыскателя или выселении должника
4.4. Исполнение решений о восстановлении на работе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)

Судебный пристав-исполнитель  при решении вопроса о возможности возбуждения исполнительного производства также проверяет, не предъявлялся ли ранее исполнительный документ к исполнению и было ли исполнительное производство по нему прекращено или окончено

После проверки перечисленных  выше обстоятельств судебный пристав-исполнитель должен решить, возбуждать ли исполнительное производство. Судебному приставу-исполнителю дается трехдневный срок для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении.

В том случае, если исполнительный документ соответствует предъявляемым к нему требованиям и подан с соблюдением установленного в законе срока, судебный пристав-исполнитель в течение трех дней выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

Если судебный пристав-исполнитель  установит наличие перечисленных ниже обстоятельств, то он в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства. Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства исчерпывающе установлены в ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»

  1. исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  2. исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случаев, когда взыскателю не известно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство (ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);
  3. истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению и прочее.

3.3. Место и время  совершения исполнительных действий

     Исполнительный документ  и заявление подаются взыскателем  по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 3 ст. 30 нового Закона). Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, он вправе направить исполнительный документ и заявление главному судебному приставу субъекта РФ по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 4 ст. 30 нового Закона).

      Если исполнительный  документ подлежит немедленному  исполнению (по новому Закону это должно быть указано в самом исполнительном документе), то после поступления в подразделение судебных приставов такой документ немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение (ч. 10 ст. 30 и п. 4 ч. 1 ст. 13 нового Закона). Новым Законом уточнено, что решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении такого исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 нового Закона).

Статья 11 действующего Закона предусматривает  в необходимых случаях совершение судебным приставом-исполнителем исполнительных действий на территории, на которую не распространяются его функции. В соответствии с частью 6 статьи 33 нового Закона в случаях, когда необходимо совершить отдельные исполнительные действия (применить отдельные меры принудительного исполнения) на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить совершение таких действий и мер судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на данную территорию.

Новый Закон наделяет главных судебных приставов правом передавать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое, в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства (ч. 9 ст. 33). При этом судебный пристав-исполнитель, которому передано исполнительное производство из другого подразделения, вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения в том числе на территории, на которую не распространяются его полномочия (ч. 11 ст. 33 нового Закона).

Законом решен вопрос о том, подлинник или копия исполнительного документа направляется судебным приставом-исполнителем для исполнения. В соответствии со статьей 12 нового Закона исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии указанного исполнительного документа.

Новый Закон, как и ныне действующий, предусматривает осуществление  исполнительных действий (мер принудительного исполнения) в рабочие дни с 6 часов до 22 часов (статья 12 действующего Закона и ст. 35 нового Закона). При этом расширен печень исключений из этого правила. Помимо случаев, когда создается угроза жизни и здоровью граждан, исполнительные действия по новому Закону могут осуществляться в нерабочие дни и ночное время в целях обеспечения иска, обращения взыскания на скоропортящиеся продукты, а также в целях исполнения требований, связанных с проведением выборов в государственные и муниципальные органы.

 

3.4. Сроки в исполнительном  производстве

     Глава 3 Федерального  закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об  исполнительном производстве" посвящена  срокам в исполнительном производстве, которые способствуют своевременному  исполнению исполнительных документов и призваны дисциплинировать всех субъектов исполнительного производства.

Срок в исполнительном производстве - это промежуток времени, установленный  законом, судом или судебным приставом, в течение которого может или  должно быть совершено то или иное действие, направленное на исполнение исполнительных документов.

Закон "Об исполнительном производстве" выделяет различные виды сроков.

Во-первых, в зависимости от того, кому адресованы сроки. По этому критерию сроки устанавливаются: а) для органов принудительного исполнения (например, сроки для возбуждения исполнительного производства (ст. 30 Закона "Об исполнительном производстве"), сроки совершения исполнительных действий (ст. 36 и др.)); б) для лиц, участвующих в исполнительном производстве (например, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению (ст. 21), срок для представления запрошенных сведений налоговыми органами, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на имущество, лицами, осуществляющими учет прав на ценные бумаги, банками и иными кредитными организациями (п. 10 ст. 69 и др.); в) для суда (например, сроки для разъяснения исполнительного документа, способа и порядка его исполнения (ст. 32), срок для рассмотрения заявления об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц (ч. 2 ст. 77).

Во-вторых, различают также сроки  в зависимости от того, кем установлен срок. К таким срокам относятся: а) установленные законом (таких сроков большинство - ст. ст. 30, 36, 85, 87, 89 и др. При этом такой срок не может быть изменен (сокращен или удлинен), возможно лишь его восстановление; б) установленные судебным приставом (например, срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, но он ограничен пятью днями (п. п. 11 - 12 ст. 30), срок для отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 1 ст. 38), срок для выселения (ст. 107) и др. В случае пропуска указанных сроков они могут быть продлены; в) установленные судом (в частности, такой срок может быть указан в самом судебном акте (ч. 2 ст. 36), в определении об отсрочке, рассрочке исполнения судебного акта (ст. 37).

В-третьих, ст. 15 устанавливает сроки  по способу исчисления: а) сроки, определяемые точной календарной датой (согласно ч. 1 ст. 35 конкретное время совершения исполнительных действий определяется судебным приставом-исполнителем). В этом случае процессуальное действие должно быть совершено только в установленный день; б) сроки, определяемые указанием на событие, которое должно наступить. Такой способ применяется при исчислении сроков приостановления исполнительного производства: например, в случае утраты должником дееспособности исполнительное производство приостанавливается до назначения недееспособному лицу законного представителя; в) сроки, исчисляемые периодом времени, в течение которого действие может быть совершено.

При назначении периода процессуальное действие может быть совершено в  любой день данного периода, но не позже последнего дня этого периода. Например, судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа (ч. 8 ст. 30).

Часть 2 ст. 15 Закона "Об исполнительном производстве" определяет исчисление сроков годами, месяцами и днями. К  примеру, заявление о приостановлении  или прекращении исполнительного  производства рассматривается судебным приставом-исполнителем в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления (ч. 4 ст. 45), требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок (ч. 1 ст. 36), не востребованные взыскателем денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет (ч. 2 ст. 110).

Несмотря на указанное ограничение  исчисления сроков в законе имеются  ссылки и на другие периоды - сутки, момент. В частности, в случаях  неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1 ст. 105).

Исполнительский сбор налагается на должника в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ст. 112). Судебный акт, акт другого органа или должностного лица о приостановлении или прекращении исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению с момента его получения судебным приставом-исполнителем (ч. 5 ст. 45).

Думается, что употребление такой  терминологии не совсем удачно, т.к. сразу  возникает вопрос, что понимать под  указанными периодами, и как они должны исчисляться. Поскольку в сутках 24 часа, то судебный пристав-исполнитель должен исчислять срок часами. Понятие момента в Законе не разъясняется (либо это тот же час, либо тот же день). Представляется, что в данном случае под моментом следует понимать именно час, а не день.

Закон содержит новое правило, согласно которому в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Нерабочими днями следует считать праздничные  и выходные дни.

     Исполнительные документы  должны быть предъявлены к  исполнению в установленные законом сроки. Нарушение этих сроков влечет возвращение исполнительного документа без исполнения. В п. 1 ст. 14

     Федерального закона  «Об исполнительном производстве»  указываются сроки для предъявления  некоторых исполнительных документов к исполнению, сроки предъявления других исполнительных документов устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов. Обычно сроки определены периодом времени, поэтому предъявление исполнительных документов к исполнению может быть совершено в течении всего указанного периода.

      Специальные правила  действуют в отношении сроков  предъявления к исполнению исполнительных  документов о взыскании периодических  платежей (взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, и др.). Такие исполнительные документы сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению подобного рода делам исчисляются тоже своеобразно – для каждого платежа в отдельности.

      Пропущенный срок  на предъявление исполнительного  документа к исполнению может  быть восстановлен только судом,  принявшим соответствующий акт.  Пропущенный срок может быть  восстановлен лишь на предъявление  исполнительного листа и судебного приказа, т. е. исполнительных документов, выданных только на основании судебных актов. По другим исполнительным документам пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

Восстановление пропущенных сроков возможно, если они были пропущены по уважительным причинам.

       Установленные  законом сроки предъявления исполнительного  документа к исполнению могут  быть прерваны в случаях, указанных  в п. 1 ст. 15 Федерального закона  «Об исполнительном производстве».

     Установлены следующие  основания для прерыва течения срока:

1) предъявление исполнительного  документа к исполнению;

2) частичное исполнение исполнительного  документа должником.

     Прерыв срока предъявления  исполнительного документа к  исполнению означает, что время,  истекшее до возникновения обстоятельств, послуживших основанием для перерыва, в расчет не принимается. После прерыва течение этого срока начинается снова на весь период, предусмотренный в законе для данного исполнительного документа.

Информация о работе История исполнительного производства в России