Корпоротивное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:24, курс лекций

Описание

1. Понятие, предмет и метод КП. Понятие Корпоративного права.
Корпоративное право – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на регулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. В РФ корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ.
Существует еще одно определение. Корпоративное право – это система общеобязательных для корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорации и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения.Т.о. существует двоякое толкование корпоративного права. В узком смысле – это система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующая правоотношения внутри данной организации.
В широком смысле – это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (коммерческих организаций). При более детальном рассмотрении можно сделать вывод о едином смысле трактовок КП, т.к. все правила, установленные организациями не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Предмет КП. Предмет КП – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйственных субъектов (КО). Говоря о предмете КП необходимо подчеркнуть его специфику, т.к. КП является не самостоятельной отраслью, а лишь подотраслью ГП, т.е. выступает его составной частью.
При этом КП является подотраслью достаточно узкой специальности. Для КП особое значение имеет правовое регулирование субъектного состава гражданских правоотношений, - а именно юридических лиц, в числе которых выделяют коммерческие организации. Регулирование субъективного состава гр. Правоотношений входит так же в сферу других подотраслей ГП (коммерческого, предпринимательского, акционерного, хозяйственного права), однако предмет КП несколько шире и говорить здесь можно о сходстве предмета регулирования КП и других подотраслей.
Метод КП. К числу методов КП следует причислить императивные и диспозитивные методы.

Работа состоит из  1 файл

корпаротив прав.docx

— 241.15 Кб (Скачать документ)

6. Законодательные  средства ограничения корпоративной  деятельности Деятельность корпораций основана на известной степени свободы в решении тех или иных вопросов, имеющих правовое значение. При определенных условиях эта свобода может быть превращена в «сверхсвободу», т. е. свободу чинить произвол и решать вопросы, которые законодатель отдал им на усмотрение, вопреки общему смыслу и назначению права в обществе.

Для того чтобы этого не произошло, законодатель устанавливает  пределы корпоративного регулирования.

Пределы корпоративного регулирования  – это установленные законом  рамки, в которых корпорациям  предоставляется возможность действовать  самостоятельно.

Следует заметить, что границы  корпоративного усмотрения, зафиксированные  в законе, должны быть объективными, т. е. самостоятельность корпораций должна допускаться в той мере, в какой это требуется самой  регулируемой общественной системой. Излишне расширить рамки корпоративного регулирования – это значит децентрализовать общественную систему настолько, что  возникает опасность ее дезорганизации; сузить рамки самостоятельности  корпораций – означает сознательно  и неоправданно проигнорировать  возможности регулируемой общественной системы.

Для установления пределов корпоративной  деятельности используется множество  средств и способов. К ним относятся  следующие.

1. Политические нормы.  В основном они содержатся  в Конституции, но могут закрепляться  и в преамбулах других нормативных  актов. Однако именно конституционные  нормы отличаются особой политико-юридической  значимостью и имеют политическую  направленность. Так, в ст. 2 Конституции  Российской Федерации провозглашается,  что человек, его права и  свободы являются высшей ценностью.  Отсюда следует, что, желая  получить максимальную прибыль  от своей деятельности, органы  управления корпорации обязаны  при этом очень бережно относиться  к человеку и не устанавливать  корпоративных норм, умаляющих его  права и свободы.

2. Программные положения.  Они не являются принадлежностью  только конституционного права,  а присущи и другим отраслям, помимо Конституции Российской  Федерации содержатся и в других  нормативных актах. Указанные  положения необходимы для того, чтобы в процессе правового  регулирования очертить для субъектов  права перспективу социального  развития. В преамбуле многих  указов Президента указывается,  что российское общество движется  по пути рыночной экономики  и поэтому в процессе корпоративной  деятельности следует ориентироваться  на потребности людей, а не  ждать помощи от государства.

3. Целевые установки. Они  концентрируют в себе самые  существенные моменты развития  общества, государства, определяют  стратегию в процессе правового  регулирования и очерчивают границы  деятельности корпораций. Если целью  общественного развития является  повышение благосостояния народа, то усиление милитаризации экономики,  переключение деятельности большей  части корпораций в данном  направлении вряд ли будет  способствовать достижению вышеназванной  цели.

4. Задачи общества, государства,  закрепленные в том или ином  нормативном акте, в отличие от  целей определяют тактику в  правовом регулировании, как бы  детализируют правовые предписания,  содержащие цели, приближают их  к реальной жизни и устанавливают  более четкие ориентиры для  корпоративных субъектов. В ст. 1 КЗоТ РФ, которая так и называется  – «Задачи Кодекса законов  о труде РСФСР», в качестве  одной из них указывается на  повышение материального и культурного  уровня жизни трудящихся. Следовательно,  вопрос о выплате дивидендов  участникам акционерного общества  должен быть увязан с вопросом  о том, достойную ли заработную  плату получают наемные работники  АО.

5. Правовые принципы определяют  требования, обращенные к субъектам  корпоративной деятельности, выраженные  в обобщенной форме. В общегосударственных  нормах они закрепляются не  только по идеологическим, воспитательным  соображениям, но и для руководства  как нормотворческой так и правоприменительной деятельностью корпораций.

Далеко не все принципы права находят свое закрепление  в законодательстве. Содержание многих из них можно определить лишь путем  анализа совокупности норм одной  отрасли, а то и нескольких отраслей.

6. Установление пределов  осуществления прав. В разных  отраслях права эти пределы  различны. Так, в гражданском праве  таковыми выступают намерение  причинить вред другому лицу, злоупотребление правом в иных  формах, а также ограничение конкуренции  и злоупотребление доминирующим  положением на рынке (ст. 10 ГК  РФ). Пределом корпоративных возможностей  в трудовом праве, в частности  установления льгот для работников, является наличие собственных  средств, а также условие о  недопустимости ухудшать правовое  положение работника.

7. Установление способов  защиты и самозащиты прав корпораций. Так, например, требование поставщика  о списании денежных средств  со счета недисциплинированного  покупателя без согласия последнего  выходит за пределы предоставленной  законом свободы в выборе форм  расчетов между организациями.

8. Фиксирование временных  границ существования или осуществления  прав и обязанностей корпораций. Сроки исковой давности, обжалования,  опротестования и др. – вот  далеко не полный перечень  временных границ, устанавливаемых  законодательством для ограничения  корпоративной деятельности

9. Установление стандартов. В принципе это достаточно  эффективное средство ограничения  деятельности корпораций. Но при  этом надо учитывать негативные  последствия излишнего увлечения  стандартами, которое наблюдалось  в недавнем прошлом.

Первоначально система стандартизации задумывалась в полном соответствии со здравым смыслом. Стандартизации подлежали только ключевые позиции: габаритные, посадочные, стыковочные  размеры и входные параметры  изделий. Но со временем в производстве застандартизированным оказалось все. Стандарт превратился в такой же «закон», как и план, лишил потребителя возможности определять свойства нужной ему продукции.

Но качество должно регулироваться и оцениваться посредством экономических  рычагов: цена и себестоимость, спрос  и потребительские свойства товара, услуги, сбыт и насыщенность им рынка. Потребитель в этих условиях может  полностью выразить свою волю, согласовать  ее с волей производителя, а следовательно, получить больший эффект от взаимоотношений  с ним.

В завершение рассмотрения вопроса  о пределах корпоративной деятельности хотелось бы привести две максимы  из учения Канта. Первый принцип Канта  исходит из автономии, которой должен обладать каждый: «Дай себе закон!»  Речь идет о том, что каждый гражданин, организация может задать себе правило. Но рядом Кант ставит второй принцип: «Поступай так, чтобы максима  твоего поведения во всякое время  могла бы быть и нормой всеобщего  законодательства!» Здесь содержится мысль о том, что не может быть нигилистической и аморальной независимости  от общества. Всякая свобода относительна, и в том числе свобода в  осуществлении корпоративной деятельности.  

1. Социальная ответственность  корпораций Предпринимательство по праву называют «локомотивам истории». Эта роль связана не только с тем, что, будучи озабоченными получением прибыли, предпринимательские корпорации в итоге способствуют повышению благосостояния всего общества, но и с тем, что в последнее время в развитых промышленных странах корпоративные структуры начинают прямо и непосредственно ощущать свою ответственность перед обществом. Как заявил председатель совета директоров и главный управляющий компании «Дженерал Электрик» Р. Джонс, «политика в отношении общества и социальные проблемы не являются более оторванными от планирования и управления бизнесом, но тесно с ними связаны».

Хотя многие и склонны  осудить предпринимательство за его развращающее воздействие, в  конечном счете корпорации состоят из конкретных людей, которые принимают или, по крайней мере, должны принимать решения исходя из своих нравственных установок. Если каждый индивид будет поступать в соответствии с этическими нормами, то и организация будет вести себя ответственно. Главным образом надо добиваться того, чтобы каждый человек продумывал последствия своих поступков и делал правильный выбор.

Одни корпорации, озабоченные  своей социальной ответственностью, утверждают у себя этические кодексы, определяющие ценности и принципы, которыми следует руководствоваться  при принятии решений. На других проводятся занятия с целью обучения персонала  разрешению трудных этических ситуаций. На многих фирмах при приеме на работу проверяют добросовестность потенциального служащего. Самый простой для  этого способ – задать на собеседовании  вопросы, которые хоть в какой-то степени позволят выявить моральные  качества и принципы претендента.

Процесс создания крупных  корпораций в западных странах начался  в XIX веке. Именно эти корпорации на сегодняшний день являются центральным  элементом экономической жизни. За время их существования, на протяжении почти уже двух веков, менялось и  отношение к ним общества.

Вначале на корпорации посматривали с недоверием и неприятием. Это  было обусловлено их негативным воздействием на жизнь людей в определенных сферах. Вспомним, что на первом этапе  становления корпоративного строя  крупные корпорации практически  во всех странах создавались под  неусыпным оком государства и  только по разрешению государственных  органов. В значительной же мере антипатия  к корпорациям коренится в  неверном представлении о том, что  есть корпорация и какова ее роль в экономической системе.

Роль корпораций как гаранта  благосостояния и высокого качества жизни обычного человека, ставшая  очевидной, впоследствии послужила  причиной того, что стали возникать  представления и ожидания, выходящие  за рамки начальных целей корпораций, которые создавались как организации, стремившиеся к производству товаров  и услуг с целью получения  прибыли. Более того, эффективность, с которой отдельные корпорации производят услуги и товары, зачастую порождает ошибочные представления  о том, что этим организациям подвластно все, в том числе решение социальных проблем. Однако так считать по крайней мере преждевременно. И все же вопрос о социальной ответственности корпораций вовсе не является надуманным. Так в чем же она выражается?

А. По отношению к потребителям. Потребители должны стать основной заботой корпораций. Без потребителей они просто не смогут существовать. В самом деле, для кого предназначаются  товары и услуги корпораций? Кто  оплачивает то, что создается в  процессе труда всего коллектива корпорации? Потребители хотят получить от корпорации надежные товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание. Оправдать ожидания потребителей –  в этом и состоит социальная ответственность  корпораций перед потребителями.

Б. По отношению к поставщикам. Крупные корпорации имеют в качестве поставщиков различные предприятия, но преимущественно мелкие. Все поставщики ожидают от сотрудничества со своими контрагентами справедливых отношений  и, конечно, своевременных платежей. Это во много раз важнее для  мелких поставщиков, финансовое положение  которых таково, что не терпит задержек платежей по причине отсутствия у  этих предприятий резервных средств.

В. По отношению к акционерам. Акционеры вступают с корпорацией  в особые отношения, как «поставщики» рискованного капитала. Они предоставляют  капитал, необходимый для возникновения  корпорации, ее развития и роста. Социальная ответственность корпорации по отношению  к акционерам состоит в обеспечении  своей прибыльности с тем, чтобы  дать им возможность получить такой  доход, который бы сделал привлекательным  дальнейшее инвестирование в ее деятельность.

Г. По отношению к наемным  работникам (персоналу). Раньше суть взаимоотношений  администрации и наемных работников корпораций на Западе укладывалась в  такую формулу: «Справедливая оплата за честную работу». В настоящее  время характер их взаимоотношений  усложнился. Теперь наемные работники  ожидают не только справедливой оплаты своего труда. Их также заботят такие  факторы, как равенство возможностей, защита здоровья на рабочем месте, финансовая безопасность, невмешательство в  личную жизнь, свобода самовыражения  и обеспечение соответствующего качества жизни. И действительно, практика показывает, что лучше работают те работники, которые получают справедливое вознаграждение, вовлекаются в процесс  принятия решений, чувствуют себя комфортно (и физически, и психологически) на работе.

Д. По отношению к местному поселению. Корпорация существует не в  «безвоздушном» пространстве. Ее окружают люди, для которых место расположения корпорации является жизненным пристанищем, где они дышат воздухом, живут, растят детей и т. д. Корпорации пользуются созданной этими людьми инфраструктурой  и тем самым обеспечивают себе высокие прибыли. Вот почему местное  население ждет от корпораций непосредственного  участия в решении своих проблем' это касается образования, организации  транспорта, условий для отдыха, системы здравоохранения, решения  проблем окружающей среды и др. Именно здесь корпорация должна объяснять  местному населению суть и характер своей деятельности.

Е. По отношению к обществу в целом. Деятельность корпораций, особенно крупных, таких, как, например, ВАЗ, –  это объект пристального внимания со стороны различных правительственных  структур, политических партий, средств  массовой информации. От таких корпораций ждут посильного участия в решении  социальных проблем. Своевременная  и полная уплата ими налогов дает возможность государственным структурам решать возложенные на них социальные вопросы. В то же время главной  обязанностью корпораций является их забота как нанимателя и создателя  рабочих мест о собственной экономической  жизнеспособности и качестве производимых товаров и услуг. Все это в конечном счете позволит предотвратить социальные катаклизмы и обеспечит стабильность в обществе.

Информация о работе Корпоротивное право