Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:24, курс лекций
1. Понятие, предмет и метод КП. Понятие Корпоративного права.
Корпоративное право – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на регулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. В РФ корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ.
Существует еще одно определение. Корпоративное право – это система общеобязательных для корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорации и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения.Т.о. существует двоякое толкование корпоративного права. В узком смысле – это система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующая правоотношения внутри данной организации.
В широком смысле – это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (коммерческих организаций). При более детальном рассмотрении можно сделать вывод о едином смысле трактовок КП, т.к. все правила, установленные организациями не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Предмет КП. Предмет КП – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйственных субъектов (КО). Говоря о предмете КП необходимо подчеркнуть его специфику, т.к. КП является не самостоятельной отраслью, а лишь подотраслью ГП, т.е. выступает его составной частью.
При этом КП является подотраслью достаточно узкой специальности. Для КП особое значение имеет правовое регулирование субъектного состава гражданских правоотношений, - а именно юридических лиц, в числе которых выделяют коммерческие организации. Регулирование субъективного состава гр. Правоотношений входит так же в сферу других подотраслей ГП (коммерческого, предпринимательского, акционерного, хозяйственного права), однако предмет КП несколько шире и говорить здесь можно о сходстве предмета регулирования КП и других подотраслей.
Метод КП. К числу методов КП следует причислить императивные и диспозитивные методы.
6. Законодательные
средства ограничения
Для того чтобы этого не произошло, законодатель устанавливает пределы корпоративного регулирования.
Пределы корпоративного регулирования
– это установленные законом
рамки, в которых корпорациям
предоставляется возможность
Следует заметить, что границы
корпоративного усмотрения, зафиксированные
в законе, должны быть объективными,
т. е. самостоятельность корпораций
должна допускаться в той мере,
в какой это требуется самой
регулируемой общественной системой.
Излишне расширить рамки
Для установления пределов корпоративной деятельности используется множество средств и способов. К ним относятся следующие.
1. Политические нормы.
В основном они содержатся
в Конституции, но могут
2. Программные положения.
Они не являются
3. Целевые установки. Они
концентрируют в себе самые
существенные моменты развития
общества, государства, определяют
стратегию в процессе
4. Задачи общества, государства,
закрепленные в том или ином
нормативном акте, в отличие от
целей определяют тактику в
правовом регулировании, как
5. Правовые принципы определяют
требования, обращенные к субъектам
корпоративной деятельности, выраженные
в обобщенной форме. В
Далеко не все принципы права находят свое закрепление в законодательстве. Содержание многих из них можно определить лишь путем анализа совокупности норм одной отрасли, а то и нескольких отраслей.
6. Установление пределов
осуществления прав. В разных
отраслях права эти пределы
различны. Так, в гражданском праве
таковыми выступают намерение
причинить вред другому лицу,
злоупотребление правом в иных
формах, а также ограничение
7. Установление способов
защиты и самозащиты прав
8. Фиксирование временных
границ существования или
9. Установление стандартов.
В принципе это достаточно
эффективное средство
Первоначально система стандартизации задумывалась в полном соответствии со здравым смыслом. Стандартизации подлежали только ключевые позиции: габаритные, посадочные, стыковочные размеры и входные параметры изделий. Но со временем в производстве застандартизированным оказалось все. Стандарт превратился в такой же «закон», как и план, лишил потребителя возможности определять свойства нужной ему продукции.
Но качество должно регулироваться
и оцениваться посредством
В завершение рассмотрения вопроса
о пределах корпоративной деятельности
хотелось бы привести две максимы
из учения Канта. Первый принцип Канта
исходит из автономии, которой должен
обладать каждый: «Дай себе закон!»
Речь идет о том, что каждый гражданин,
организация может задать себе правило.
Но рядом Кант ставит второй принцип:
«Поступай так, чтобы максима
твоего поведения во всякое время
могла бы быть и нормой всеобщего
законодательства!» Здесь
1. Социальная ответственность корпораций Предпринимательство по праву называют «локомотивам истории». Эта роль связана не только с тем, что, будучи озабоченными получением прибыли, предпринимательские корпорации в итоге способствуют повышению благосостояния всего общества, но и с тем, что в последнее время в развитых промышленных странах корпоративные структуры начинают прямо и непосредственно ощущать свою ответственность перед обществом. Как заявил председатель совета директоров и главный управляющий компании «Дженерал Электрик» Р. Джонс, «политика в отношении общества и социальные проблемы не являются более оторванными от планирования и управления бизнесом, но тесно с ними связаны».
Хотя многие и склонны осудить предпринимательство за его развращающее воздействие, в конечном счете корпорации состоят из конкретных людей, которые принимают или, по крайней мере, должны принимать решения исходя из своих нравственных установок. Если каждый индивид будет поступать в соответствии с этическими нормами, то и организация будет вести себя ответственно. Главным образом надо добиваться того, чтобы каждый человек продумывал последствия своих поступков и делал правильный выбор.
Одни корпорации, озабоченные своей социальной ответственностью, утверждают у себя этические кодексы, определяющие ценности и принципы, которыми следует руководствоваться при принятии решений. На других проводятся занятия с целью обучения персонала разрешению трудных этических ситуаций. На многих фирмах при приеме на работу проверяют добросовестность потенциального служащего. Самый простой для этого способ – задать на собеседовании вопросы, которые хоть в какой-то степени позволят выявить моральные качества и принципы претендента.
Процесс создания крупных корпораций в западных странах начался в XIX веке. Именно эти корпорации на сегодняшний день являются центральным элементом экономической жизни. За время их существования, на протяжении почти уже двух веков, менялось и отношение к ним общества.
Вначале на корпорации посматривали с недоверием и неприятием. Это было обусловлено их негативным воздействием на жизнь людей в определенных сферах. Вспомним, что на первом этапе становления корпоративного строя крупные корпорации практически во всех странах создавались под неусыпным оком государства и только по разрешению государственных органов. В значительной же мере антипатия к корпорациям коренится в неверном представлении о том, что есть корпорация и какова ее роль в экономической системе.
Роль корпораций как гаранта
благосостояния и высокого качества
жизни обычного человека, ставшая
очевидной, впоследствии послужила
причиной того, что стали возникать
представления и ожидания, выходящие
за рамки начальных целей
А. По отношению к потребителям. Потребители должны стать основной заботой корпораций. Без потребителей они просто не смогут существовать. В самом деле, для кого предназначаются товары и услуги корпораций? Кто оплачивает то, что создается в процессе труда всего коллектива корпорации? Потребители хотят получить от корпорации надежные товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание. Оправдать ожидания потребителей – в этом и состоит социальная ответственность корпораций перед потребителями.
Б. По отношению к поставщикам.
Крупные корпорации имеют в качестве
поставщиков различные
В. По отношению к акционерам. Акционеры вступают с корпорацией в особые отношения, как «поставщики» рискованного капитала. Они предоставляют капитал, необходимый для возникновения корпорации, ее развития и роста. Социальная ответственность корпорации по отношению к акционерам состоит в обеспечении своей прибыльности с тем, чтобы дать им возможность получить такой доход, который бы сделал привлекательным дальнейшее инвестирование в ее деятельность.
Г. По отношению к наемным
работникам (персоналу). Раньше суть взаимоотношений
администрации и наемных
Д. По отношению к местному
поселению. Корпорация существует не в
«безвоздушном» пространстве. Ее окружают
люди, для которых место расположения
корпорации является жизненным пристанищем,
где они дышат воздухом, живут,
растят детей и т. д. Корпорации пользуются
созданной этими людьми инфраструктурой
и тем самым обеспечивают себе
высокие прибыли. Вот почему местное
население ждет от корпораций непосредственного
участия в решении своих
Е. По отношению к обществу
в целом. Деятельность корпораций, особенно
крупных, таких, как, например, ВАЗ, –
это объект пристального внимания со
стороны различных