Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 07:28, реферат
Координирующая с ее помощью субъекты МП устанавливают стандарты поведения между собой;
Регулятивная - нормы МП призваны регулировать правоотношения, а не препятствовать им и не осложнять их;
Обеспечительная МП содержит нормы об ответственности, побуждающие субъектов МП следовать общепринятым нормам МП;
Подавляющее большинство международных соглашений по защите прав и свобод человека и гражданина разработано в рамках ООН и ее специализированных учреждений.
К ним относится:
1) Всеобщая декларация прав человека – 1948 г.;
2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах с факультативным протоколом 1 и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с факультативными протоколами 1 и 2;
3) Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.;
4) Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;
5) Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;
6) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.;
7) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;
8) другие соглашения.
Права человека – это те права, которые являются существенными для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но, в принципе, для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспечение этих прав может быть различным. Оно основывается на уровне развития данного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особенности.
В Уставе ООН говорится о правах человека и основных свободах. Чаще всего ради краткости и то и другое обозначают термином права человека, поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право, и свобода – гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Порядок реализации права в той или иной степени регламентируется. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.
Термин права человека появился в международной политической лексике после американской войны за независимость и Великой французской революции. В то время в соответствующих внутригосударственных документах говорилось о правах человека и гражданина. В Уставе ООН о правах гражданина уже не говорится. Но некоторые права человека, например право на участие в управлении государством, неотъемлемы от гражданства.
Права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права или свободы другим. Иначе стремление одной группы добиться соблюдения прав и свобод может быть использовано для ущемления другой. Признание неделимости прав человека не исключаетопределенной их градации, приоритетов. Например, на первое место всегда ставят право на жизнь как важнейшее право, без обеспечения которого становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении остальных прав и свобод. Однако соблюдение лишь одного права на жизнь недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе. Для этого требуется уважение и соблюдение и других прав и свобод. Нарушение этих прав и свобод человека недопустимо в любом цивилизованном государстве.
Согласно принятой в международных документах классификации права человека подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Такой подход к определению основных прав человека и гражданина мотивируется тем, что вначале под правами человека понимали только гражданские и политические права. Это была концепция, идея, порожденная главным образом Великой французской революцией.
Устав ООН не конкретизирует понятие прав человека, тем не менее содержит несколько принципов, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности, недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии и т. д.
Контрольные механизмы представляют собой определенные организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики и т. д.). Не следует отождествлять международные контрольные механизмы и процедуры. В отличие от международных контрольных механизмов, процедуры представляют собой порядок и методы изучения соответствующей информации и реагирования на результаты такого изучения.
В рамках одного контрольного органа могут использоваться различные процедуры.
Процедуры, применяемые международными организациями, могут использоваться без какого-либо контрольного механизма, например Комиссией ООН по правам человека на ее пленарных заседаниях.
Лица, которые входят в состав того или иного контрольного механизма, чаще всего действуют в личном качестве, т. е. не отвечают перед своими правительствами за свою деятельность и не получают от них никаких указаний. Они действуют в составе этих механизмов самостоятельно в качестве экспертов, судей и т. д.
Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть коллективными органами – комитеты, группы и т. д. А также могут быть органами единоличными – специальные докладчики.
Коллективные органы принимают решения либо консенсусом, либо большинством голосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно они не носят обязательного характера, выражая лишь мнение соответствующего органа по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, общие или конкретные). Иногда их даже нельзя назвать решениями (например, выводы специальных докладчиков, хотя в конце они, как правило, содержат рекомендации). Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения Европейского суда по правам человека). В конечном счете все зависит от мандата, которым наделен контрольный орган.
Международные механизмы в области защиты прав человека не всегда справляются со стоящими перед ними обязанностями. Они порой дублируют друг друга, требуют излишних финансовых расходов, приводят к принятию не всегда объективных решений. Однако их создание и увеличение их количества – отражение объективных тенденций международной жизни. Поэтому на данном этапе на первый план выступает необходимость их совершенствования и рационализации.
Иногда наблюдается сочетание в одном органе контрольных механизмов, предусмотренных договорами по правам человека и созданных международными организациями. Так, согласно пакту об экономических, социальных и культурных правах доклады участников о выполнении ими его положений направляются через Генерального секретаря ООН в ЭКОСОС. Такой контроль стал возможен только после согласия ЭКОСОС принять на себя контрольные функции, так как ЭКОСОС – орган ООН, а не орган, созданный Пактом.
Сходная правовая ситуация возникла при учреждении группы трехконтрольного механизма за осуществлением Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г. Группа трех назначается ежегодно председателем Комиссии по правам человека из числа членов Комиссии, которые являются также представителями государств – участников Конвенции.
Конституция Российской Федерации 1993 г. предвосхитила собой поворот к открытой правовой системе цивилизованного правового государства, ответственного члена международного сообщества.
«Российская Федерация, – говорится в п. 2 ст. 61 Конституции Российской Федерации 1993 г., – гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами». «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы прав и свобод человека и гражданина, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
Закон о международных договорах Российской Федерации 1995 г. закрепил положение о том, что Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм. Россия «подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств», который предписывает государствам соблюдать свои обязательства по международному праву в законодательной и правоприменительной деятельности.
Конституция Российской Федерации отдала должное международному праву. Она установила: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данная норма провозглашает принципиальную верность международному праву, а также создает соответствующую конституционно-правовую гарантию, включая ее в правовую систему страны и придавая его нормам особый статус.
В ряде других статей Конституция предписывает руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права:
1) при обеспечении прав и свобод человека (ч. 1 ст. 17);
2) при предоставлении политического убежища (ч. 1 ст. 63);
3) при осуществлении юрисдикции на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ч. 2 ст. 67);
4) при соблюдении прав малочисленных коренных народов (ст. 69).
Защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению Федерации и субъектов (п. «б» ч. 1 ст. 72), должна осуществляться согласно общепринятым принципам и нормам.
Кроме Конституции, в правовой системе Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся и в других нормативно-правовых источниках. В Гражданском кодексе РФ говорится: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации».
Совсем недавно принятые Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации также не обошли стороной вопрос соответствия международным принципам и нормам, а также включили в себя разделы, касающиеся международно-правового сотрудничества.
К средствам массовой информации относятся радиовещание, телевизионное вещание, распространение тиражированной печатной, звуковой и визуальной продукции (книги, газеты, журналы, грампластинки, компакт-диски, магнитофонные ленты, видеомагнитофонные пленки и т. д.).
Необходимость международного сотрудничества в области распространения массовой информации вызывается рядом факторов:
1) идеологическими интересами государства;
2) коммерческими интересами производителей средств массовой информации;
3) целесообразностью запрета некоторых идей и поощрения других идей, влияющих на формирование общественного мнения;
4) неизбежностью координации использования радиочастот для предотвращения взаимных радиопомех.
Источниками норм, касающихся содержания средств массовой информации, являются следующие международно-правовые акты:
1) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 ноября 1947 г.;
2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
3) Женевская конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г.;
4) Декларация ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1982 г.;
5) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;
6) Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г.;
7) Декларация ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами 1965 г.;
8) Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и взаимного понимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне, 1978 г.;
9) принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/92 от 10 декабря 1 982 г.).
Технические и коммерческие вопросы использования средств массовой информации на международном уровне регулируются следующими правовыми актами:
1) Международной конвенцией электросвязи 1991 г.;
2) Уставом Международного союза электросвязи, который вступил в силу 1 июля 1994 г.;
3) Соглашением об облегчении международных обменов визуальными и звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера, принятым в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО и вступившим в силу в 1954 г.;
4) Конвенция об обмене официальными изданиями и правительственными документами между государствами 1958 г.;
5) Женевская конвенция о международном праве опровержения 1948 г.;
6) Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г., которая запрещает несанкционированное распространение для публики телевизионных программ, передаваемых через эти спутники, которые могут быть приняты в странах, для населения которых эти распространяемые передачи не предназначались.
Основной принцип, заключающийся в этих документах, – обеспечение свободы информации в рамках сотрудничества на базе заключенных соглашений.
На международные информационные обмены оказывают влияние и распространяют свое действие все отраслевые принципы международного права.
Отраслевые принципы международного права массовой информации – руководящие правила поведения субъектов, направленные на выражение порядка сложившихся вещей, закономерностей в сфере массовой информации, возникающие в результате общественной практики и юридически закрепленные в правовых документах международного права массовой информации.