Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 07:28, реферат
Координирующая с ее помощью субъекты МП устанавливают стандарты поведения между собой;
Регулятивная - нормы МП призваны регулировать правоотношения, а не препятствовать им и не осложнять их;
Обеспечительная МП содержит нормы об ответственности, побуждающие субъектов МП следовать общепринятым нормам МП;
8) Бангкокский договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (в него вошли страны – члены АСЕАН).
Понятие ядерная безопасность состоит из трех измерений – трех групп правовых норм и нормативно-технических стандартов.
К первой группе относятся нормы и стандарты эксплуатационной безопасности ядерных объектов. Ко второй группе принадлежит система норм, которая имеет своей целью предотвращение распространения ядерного оружия. В третью группу входят нормы, которые направлены на предотвращение несанкционированного завладения ядерными материалами и на пресечение актов ядерного терроризма.
Международное экономическое право – отрасль международного права, принципы и нормы которого регулируют экономические отношения, возникающие между государствами и иными субъектами международного права.
Предметом международного экономического права являются международные экономические двусторонние и многосторонние отношения между государствами и другими субъектами международного права. К экономическим отношениям можно отнести торговые отношения, а также коммерческие отношения в сферах производственной, валютно-финансовой, связи, транспорта, энергетики и т. д.
Международное экономическое право регулирует отношения первого уровня – межгосударственные экономические отношения. Государства устанавливают правовые основы для осуществления международных экономических связей.
Субъектами международного экономического права являются те же субъекты, что и вообще в международном праве. Государства непосредственно участвуют во внешнеэкономической гражданско-правовой и коммерческой деятельности.
Источниками международного экономического права являются:
1) акты, регулирующие деятельность международных организаций в сфере экономики (Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1994 г. и др.);
2) соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам (Соглашение между правительством Российской Федерации и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации 1994 г., Соглашение между СССР и Швейцарской Конфедерацией по налоговым вопросам 1986 г., Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о Таможенном союзе 1995 г. и др.);
3) соглашения о научно-техническом сотрудничестве, в том числе соглашения о строительстве промышленных объектов (Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между Российской Федерацией и Египтом 1994 г.);
4) торговые соглашения (Протокол между правительством Российской Федерации и Кубы о товарообороте и платежах на 1995 г. и т. д.);
5) соглашения о международных расчетах и кредитах (Соглашение между правительством России и Белоруссии о неторговых платежах 1995 г.);
6) соглашения о международной купле-продаже товаров и другие договоры по отдельным вопросам гражданско-правового характера (Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже 1986 г.).
К международным экономическим отношениям, возникающим между ее участниками, можно применить общепризнанные принципы международного права:
1) взаимной выгоды, который предполагает, что экономические отношения между участниками не должны быть кабальными и тем более принудительными;
2) наибольшего благоприятствования, обозначающий юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру наиболее благоприятные условия, которые могут быть введены для любой третьей стороны;
3) недискриминации, обозначающий право государства на предоставление ему со стороны государства-партнера общих условий, которые не хуже предоставляемых этим государством всем прочим государствам.
Основное регулирование валютно-финансовых отношений между государствами и другими участниками международных финансовых отношений осуществляется двусторонними договорами. Основные положения, которые относятся к этой сфере, находятся в общих договорах по торговому и финансовому сотрудничеству.
Договоры о торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве в основном решают вопросы, связанные с финансированием совместных проектов, с долгосрочным кредитованием при строительстве крупных объектов, с оплатой импорта оборудования и т. д.
Очень большой круг валютно-финансовых вопросов решается соглашениями о товарообороте и платежах.
Клиринговые соглашения определяют порядок взаимных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств, которые возникают во внешнеэкономической сфере. Основная цель клиринговых соглашений – сбалансировать взаимные платежи. В силу неустойчивости курса валют в соглашения, как правило, включается валютная оговорка, которая позволяет пересчитать наличность при изменении курса валют. Иногда соглашениями предусматривается перевод в какой-то валюте остатков, которые образовались на счетах после зачета взаимных требований. Такие соглашения называются расчетно-клиринговыми соглашениями.
Платежные соглашения регулируют расчеты в согласованной валюте и устанавливают механизм расчетов.
Соглашения, определяющие условия займов, их форму, условия, называются кредитными соглашеними.
Валютно-финансовые отношения стали чаще всего регулироваться многосторонними договорами. Например, Соглашение о создании платежного союза государств – участников СНГ 1994 г., соглашения между странами Западной Европы о порядке взаимных расчетов в евровалюте.
В регулировании международных финансовых отношений все возрастающую роль играют международные финансовые организации:
1) Международный валютный фонд (МВФ) занимает центральное место в системе международных ва-лютно-финансовых организаций. Он был создан в 1945 г. на основании договоров, принятых Конференцией объединенных акций по валютно-финан-совым вопросам. Штаб-квартира Международного валютного фонда (МВФ) находится в Вашингтоне. Членами Международного валютного фонда являются все государства, включая Россию. Главная цель деятельности Международного валютного фонда заключается в координации валютно-финан-совой политики государств и предоставлении займов для поддержания их валютных курсов и платежных балансов. Право голоса каждой страны в его высшем органе – Совете управляющих – зависит от ее доли в уставном капитале;
2) Всемирный банк представляет собой сложное международное образование, которое связано с ООН. В его систему входят:
а) Международная финансовая корпорация;
б) Международный банк реконструкции и развития;
в) Международная ассоциация развития;
г) Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций.
Основная цель этих организаций – содействие в экономическом и социальном развитии менее развитым странам, входящим в состав ООН.
Международное транспортное право – совокупность международных принципов и норм, регламентирующих вопросы перевозки грузов и пассажиров по территории двух или нескольких государств.
Международные перевозки морским, воздушным, железнодорожным и автотранспортом осуществляются как на основании транспортных конвенций, так и в соответствии с двусторонними соглашениями о транспортном сообщении и перевозках (Конвенция о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 г., Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1929 г., Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г.).
Под перевозчиком в конвенциях понимается лицо, которым или от имени которого с грузоотправителем заключен договор перевозки груза. Термин «грузоотправитель» означает лицо, которым или от имени или от лица которого заключен договор перевозки груза с перевозчиком, либо любое лицо, которым или от имени или от лица которого груз фактически сдается перевозчику в связи с договором перевозки груза.
Грузополучатель – это лицо, управомоченное на получение груза.
Положения о международных воздушных перевозках содержатся прежде всего в Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1929 г., Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.
Конвенция 1929 г. применяется при международной перевозке людей, груза и багажа, перевозимых воздушным транспортом, как за плату, так и бесплатно. Данная конвенция применяется как к физическим, так и к юридическим лицам.
Двусторонние соглашения определяют порядок установления и эксплуатации международных воздушных линий. Государства назначают национальные авиапредприятия для эксплуатации договорных линий по обозначенным маршрутам, устанавливают условия предоставления и аннулирования разрешений, регламентируют вопрос о тарифах, таможенных пошлинах, правилах авиационной безопасности и т. д.
Международные железнодорожные перевозки регулируются прежде всего Конвенцией «О международных железнодорожных перевозках» 1980 г. Данная Конвенция устанавливает правила перевозки пассажиров, груза и багажа железнодорожным транспортом, условия платежей за перевозки, а также условия страхования пассажиров, груза и багажа в пути следования железнодорожного транспорта.
Международные морские перевозки существуют в двух видах: регулярные и нерегулярные (чартерные). Регулярные перевозки оформляются коносаментом, чартерные осуществляются, как правило, с помощью посредника на основании фрахта, заключаемого в соответствии с учетом национального законодательства.
Международные автомобильные перевозки грузов урегулированы Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 г., а кроме нее, еще и двусторонними соглашениями о международном автомобильном сообщении. Эта Конвенция применяется к договорам дорожной перевозки грузов за вознаграждение с помощью транспортных средств, когда место перевозки грузов и место доставки груза находятся на территории двух различных государств.
Международное таможенное право – отрасль международного права, регулирующая таможенные отношения, возникающие между государствами, а также их объем и качество международно-правового регулирования.
Существуют следующие основные направления международного сотрудничества в области международных таможенных отношений:
1) определение таможенного режима;
2) унификация таможенных правил и процедур;
3) развитие средств тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов;
4) создание таможенных союзов и организаций.
Всего существует три вида таможенных режимов:
1) режим наибольшего благоприятствования, который заключается в предоставлении другому государству, его юридическим и физическим лицам особых льгот и преимуществ в области таможенных отношений при условии соблюдения прав и интересов других участников международных таможенных отношений;
2) национальный режим, который заключается в приравнивании предприятий и граждан одного государства к предприятиям и гражданам другого государства;
3) режим преференций, который предполагает предоставление другому государству, его физическим и юридическим лицам особых льгот и преимуществ в области таможенных отношений.
По международным таможенным вопросам принимаются сотни соглашений. Можно назвать основные из них:
1) Конвенция об оценке товаров в таможенных целях 1950 г.;
2) Конвенция о номенклатуре для классификации таможенных тарифов 1950 г.;
3) Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г.;
4) основы таможенного законодательства государств – участников СНГ 1995 г. и многие другие соглашения. Центральное место среди международных таможенных соглашений занимает Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Генеральное соглашение по тарифам и торговле было подписано в 1947 г. и вступило в силу в 1948 г. Основная функция Генерального соглашения по тарифам и торговле заключается в регулировании торговой политики государств, подготовке и принятии соглашений по экономическим вопросам и урегулировании международных споров.
В 1994 г. было подписано соглашение, которое предусматривало создание на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации (ВТО).
Основная цель Всемирной торговой организации заключается в содействии экономическому сотрудничеству государств в интересах повышения жизненного уровня путем повышения жизненного уровня, обеспечивая полную занятость населения, рост производства и торгового обмена товарами и услугами, оптимального использования источников сырья с целью обеспечения долгосрочного развития.
Совет таможенного сотрудничества (СТС) был создан в соответствии с Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества 1950 г.
Основными целями СТС являются:
1) обмен информацией о таможенных процедурах и таможенном регулировании;
2) унификация таможенного законодательства стран-участниц;
3) исследование вопросов взаимодействия таможенных систем;