Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 07:28, реферат
Координирующая с ее помощью субъекты МП устанавливают стандарты поведения между собой;
Регулятивная - нормы МП призваны регулировать правоотношения, а не препятствовать им и не осложнять их;
Обеспечительная МП содержит нормы об ответственности, побуждающие субъектов МП следовать общепринятым нормам МП;
3) международное воздушное пространство, находящееся над Антарктидой.
Воздушное пространство, находящееся над сухопутной и водной территории государства, находится под его суверенитетом. Высотная граница государственной территории установлена в соответствии с нормами международного права на высоте 110 км. Выше этого предела находится пространство с международным режимом.
Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством, расположенным над его сухопутной и водной территорией, и имеет право запрещать или разрешать любые полеты над свой территорией.
Для организации воздушных полетов судов иностранных государств и организации других видов деятельности по использованию воздушного пространства государство выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т. д. Государство, кроме того, обязано предоставлять на своей территории радио– и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, издавать карты и схемы для воздушных судов, поддерживать связь с пролетающими судами. В целях обеспечения безопасности полетов государства вправе устанавливать зоны ограничения полетов. В отдельных районах государства полеты могут быть полностью запрещены.
Государства регулируют деятельность иностранных и национальных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешений на эксплуатацию международных воздушных линий, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа и т. д. Государства обязаны принимать меры к тому, чтобы каждое воздушное судно, несущее государственный опознавательный знак, а также воздушное судно, совершающее полет, в пределах его территории соблюдало действующие правила и норму международного права.
Открытое воздушное пространство – пространство над открытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарктида, архипелажные воды и др.).
В отрытом воздушном пространстве признаны следующие свободы:
1) свобода беспрепятственно осуществлять полеты;
2) право государства регистрации осуществлять юрисдикцию над воздушными судами;
3) право преследовать и принимать меры против воздушного пиратского судна.
Данные свободы обязаны реализоваться в рамках международного права.
Воздушное судно обладает определенной национальной принадлежностью, которая определяется по факту регистрации его в том или ином государстве. Принцип национальной принадлежности создает непосредственную связь между воздушным судном и государством регистрации. Воздушное судно при этом пользуется защитой этого государства. Воздушное судно, будучи зарегистрированным, заносится в государственный реестр.
Принцип национальной принадлежности следует отличать от гражданско-правовых вопросов собственности, владения и пользования воздушным судном. Гражданские воздушные суда могут находиться в собственности государства, кооперативных и общественных организаций. Военные воздушные суда могут находиться, соответственно, только в собственности государства, владеющего данными воздушными судами.
Во многих государствах гражданские воздушные суда являются объектом права собственности, объектом гражданского права. С ним могут совершаться любые гражданско-правовые сделки. Воздушное судно может быть продано, заложено, арендовано, куплено, подарено, входить в состав наследственного имущества и т. п.
В международных воздушных сообщениях принципиальное значение имеет деление воздушных судов на гражданские и государственные. К государственным воздушным судам согласно ст. 3 Чикагской конвенции относятся воздушные суда, используемые на военной, полицейской и таможенной службе.
Члены экипажа, действуя в пределах своих служебных обязанностей и полномочий, являются представителями владельца судна, который отвечает за их действия, как за своих работников.
Экипаж или пассажиры какого-либо частновладельческого летательного аппарата не должны совершать акты насилия против иностранных морских и воздушных судов, лиц и имущества, находящихся у них на борту, неправомерных актов насилия, задержания или грабежа в личных целях.
Международное воздушное право не содержит в себе ни одного документа, который бы в целом определил правовое положение экипажа. Отдельные права командира и экипажа в отношении принятия мер на борту по предотвращению и пресечению преступных действий во время полета содержатся в гл. 3 Токийской конвенции 1963 г.
Каждый член экипажа, включая командира, выполняет строго предназначенные для него функции. Командир воздушного судна несет в целом ответственность за воздушное судно, других членов экипажа, пассажиров, а также грузы в пределах определенного периода времени, которое не ограничивается временем непосредственного полета воздушного судна.
В основном же правовое положение экипажа определяется законодательством того государства, которое провело регистрацию данного воздушного судна. Во многих зарубежных странах в состав экипажа не могут входить иностранные граждане. Вызвано это исключительно внутренними причинами государств, использующих услуги граждан только своего государства. Однако ряд стран, не располагающих достаточными авиационными кадрами, тем не менее прибегают к услугам авиационного персонала иностранных государств.
Для организации международных сообщений и сотрудничества в области международного воздушного права существуют международные авиационные организации.
1. Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Учреждена на основании ч. 2 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. Основной целью создания ИКАО является обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам деятельности гражданской авиации, в том числе международным авиаперевозкам.
Высшим органом ИКАО является Ассамблея, в которой представлены все государства-члены. Собрание Ассамблеи происходит не реже одного раза в три года.
2. Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК). Была учреждена в 1954 г. Основные цели создания – изучение проблем европейского воздушного транспорта, содействие его координации и развитию в регионах, а также взаимодействие с ИКАО. Основные ее функции – консультативные.
Членами ЕКАК являются западноевропейские страны, а также Турция.
Высший орган ЕКАК – Пленарная комиссия. Исполнительный орган – Координационный комитет.
3. Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации(Евроконтроль). Данная организация была учреждена в 1960 г. Основные цели создания – обеспечение безопасности полетов гражданских и военных воздушных судов.
Высшим органом является Постоянная комиссия по обеспечению безопасности аэронавигации. Исполнительным органом является Агентство по безопасности аэронавигации. Штаб-квартира организации находится в Брюсселе.
4. Межгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства. Учрежден в декабре 1991 г. уполномоченными главами правительств 12 государств, ранее входивших в состав СССР, на основании Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства 1991 г.
Соглашением предусмотрено, что воздушное пространство договаривающихся государств, над которыми они обладают полным и исключительным суверенитетом, а также районы открытого воздушного пространства, где согласно международным договорам обслуживание воздушного движения возложено на бывший СССР в целях организации выполнения полетов и управления движением воздушных судов, рассматривается как единое воздушное пространство.
Штаб-квартира организации находится в Москве.
5. Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК).
Была учреждена в 1969 г. по образу ЕКАК с консультативными функциями. Основная цель – подготовка региональных планов аэронавигационного обслуживания.
Высший орган – Пленарная сессия. Исполнительный орган – Бюро АФКАК. Штаб-квартира находится в Аддис-Абебе.
6. Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК).
Была учреждена в 1973 г. Основная цель – координация деятельности воздушного транспорта государств-членов.
Высшим органом является Ассамблея. Исполнительный орган – Исполнительный комитет. Штаб-квартира находится в Мехико.
Международное космическое право – система международных принципов и норм, устанавливающих основы космического сотрудничества государств, а также правовой режим космического пространства, включая небесные естественные и искусственные тела, космонавтов, и регулирующих права и обязанности участников космической деятельности.
Предметом данной отрасли международного права является регулирование международных отношений в процессе космической деятельности, а именно – правоотношения субъектов при запуске космических объектов в процессе использования космической техники для практических целей, вопросы контроля и ответственности, определения круга субъектов космической деятельности и т. д.
Субъектами международного права являются на данный момент в основном государства, хотя в будущем субъектами международного права могут стать организации и частные лица.
Основными источниками международного космического права являются международные договоры.
Космическое пространство – пространство, находящееся за пределами воздушного пространства, т. е. на высоте свыше 100 км над уровнем Мирового океана и до пределов лунной орбиты – ближний космос, и за пределами лунной орбиты – дальний космос.
Правовой режим космического пространства заключается в том, что космическое пространство изъято из оборота и не находится ни в чьей собственности, т. е. на космическое пространство не распространяется суверенитет какого-либо государства. Космическое пространство нельзя присвоить никакими способами: ни путем провозглашения собственности, ни путем оккупации.
В соответствии с нормами международного космического права космическое пространство и небесные тела открыты для использования и исследования всеми государствами на благо и в интересах всех стран на основе равенства и являются достоянием всего человечества.
Особое значение имеет геостационная орбита. Гео-стационная орбита представляет собой пространственное кольцо на высоте около 36 тыс. км в плоскости земного экватора. Запущенный в это пространство спутник находится в практически неподвижном состоянии относительно поверхности Земли, т. е. он как бы зависает над определенной точкой. Такие особенности создают определенные условия для некоторых видов использования таких спутников, применяемых для различных целей.
Исследование и использование космического пространства осуществляется с использованием космических объектов. Космические объекты – это созданные человеком пилотируемые и автоматические ракеты и станции, включая средства доставки, искусственные спутники земли. Данные объекты считаются космическими, если они были запущены, а также после возвращения их на Землю.
Все космические объекты, запускаемые на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, подлежат международной и государственной регистрации в соответствии с Конвенцией 1975 г. Регистрация осуществляется как запускающим государством, которое ведет соответствующий регистр, так и международными организациями.
Космический объект – это искусственное небесное тело, средства его доставки, другие его части, запущенные и сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях. Право собственности на космические объекты и их составные части остается за ними во время их нахождения в космическом пространстве, а также и по возвращении их на Землю. Те космические объекты, которые были обнаружены по их возвращении вне пределов территории запустившего их государства, должны быть возвращены этому государству. Расходы, понесенные при проведении поиска космического объекта и по обнаружению его или его составных частей, покрываются государством – владельцем космического объекта.
Космонавтом – членом космического экипажа считается гражданин государства, запускающего космический корабль и выполняющий определенные функциональные обязанности во время полета космического корабля или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле.
Космонавт находится под юрисдикцией государства регистрации космического объекта.
В случае аварии или вынужденной посадки космического корабля, зарегистрированного в другом государстве, государство, на территории которого произошла посадка или авария, получив об этом сведения, информирует власти, осуществляющие запуск, и Генерального секретаря ООН и принимает меры по спасению космонавтов.