Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа
Цель контрольной работы – на основе изучения законодательства Республики Беларусь, норм международного права, а также обобщения юридической литературы, дать характеристику нормам международного космического права и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего данную тематику.
Достижение цели контрольной работы связано с решением ряда задач:
1. охарактеризовать понятия «международное космическое право», «космическая деятельность» и «космическое пространство»;
2. проанализировать юридическое содержание основных источников международного космического права;
3. исследовать правовой статус космического пространства, небесных тел и космических объектов;
4. выявить значение международного сотрудничества в области космической деятельности и конкретизировать меры ответственности за нарушение норм международного космического права..
По смыслу Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела5 (далее – Договор по космосу), космическое пространство и небесные тела находятся в общем пользовании, но не являются общей собственностью. Только результаты деятельности по исследованию и использованию космоса признаются достоянием всего человечества. Юридическое содержание этого положения заключается в том, что космическая деятельность должна осуществляться на благо и в интересах всех стран в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.
Договором по космосу устанавливается не только режим космического пространства, но и определяются права и обязанности государств в процессе деятельности не только в космосе, но и в других средах, если эта деятельность связана с исследованием и использованием космоса.
Между правовым режимом космического пространства и правовым регулированием деятельности по использованию этого пространства существует неразрывная связь. Еще до того, как Генеральная Ассамблея ООН признала необходимость разработки специальных правовых принципов космической деятельности, ученые-юристы многих государств предсказывали, что в системе международного права сложится особая группа норм и принципов, призванных регулировать правоотношения в новой сфере деятельности.
Специфичность этой группы норм и принципов обосновывалась особенностями самого космического пространства как новой среды деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.
Космическое
право имеет следующие
Если с точки зрения науки о природе космос подчиняется своим особым закономерностям, то с точки зрения науки об обществе он должен подчиняться общим для всего человечества принципам, распространяющимся на все виды человеческой деятельности.
Таким
образом, международное космическое право
– система международных принципов и
норм, устанавливающих основы космического
сотрудничества государств, а также правовой
режим космического пространства, включая
небесные естественные и искусственные
тела, космонавтов, и регулирующих права
и обязанности участников космической
деятельности. Предметом данной отрасли
является регулирование международных
отношений в процессе космической деятельности,
а именно – правоотношения субъектов
при запуске космических объектов, вопросы
контроля и ответственности, определения
круга субъектов космической деятельности
и т. д.
1.2.
Источники международного
космического права
и основные принципы
Источниками космического права, как и других отраслей современного международного права, являются международный договор и международный обычай. Хотя космическое право возникло сравнительно недавно, уже имеется целый ряд международный документов, содержащих нормы космического права. Основная роль в деле разработки таких документов принадлежит Организации Объединенных Наций в лице Генеральной Ассамблеи, ее вспомогательного органа – Комитета по использованию космического пространства в мирных целях и его подкомитета по правовым вопросам. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН носят рекомендательный характер, однако, принятые единогласно, они выражают согласованные позиции государств относительно определенного образа действий, придерживаться которого желательно для международного сообщества в целом.
Международные правовые нормы, регулирующие человеческую деятельность в космосе, стали появляться вскоре после начала освоения околоземного пространства. Почти точно к юбилею первого спутника вступил в силу Договор по космосу. Это универсальное международное соглашение, к которому на сегодня присоединилось более 120 государств, включая все космические державы. В нем закреплены важнейшие принципы мирного использования космоса и отказа от национального присвоения небесных тел. В 1972 году вступила в силу Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами6 (далее – Конвенция об ответственности), а еще через четыре года — Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство7 (далее – Конвенция о регистрации). Последние два соглашения важны в связи с тем, что они конкретизируют условия международной ответственности государства за любую космическую деятельность, которую осуществляет оно само либо частные лица — его граждане и организации. Это редкий случай, когда государство юридически отвечает не только за себя, но «и за того парня», ведь запуски не всегда проходят благополучно.
Таким образом, главным источником является Договор по космосу. Другими многосторонними договорами, закрепляющими основные положения космического права, являются:
Кроме того, имеется значительное число двусторонних и многосторонних международных соглашений по научно-техническому сотрудничеству в области исследования и использования космоса.
До заключения Договора о космосе основные правила космической деятельности имели статус обычных норм. На формирование международного космического права большое влияние оказали резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, прежде всего резолюция Генеральной Ассамблеи 1982 г. "Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания"17, а также резолюцию 1996 г. "Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран"18.
В последующие годы был принят ряд других международных соглашений, имеющих исключительно важное значение для процесса кодификации и регламентации деятельности государств в космическом пространстве. Крупнейшие научно-технические достижения всегда вызывали необходимость правового регулирования отношений между государствами, связанных с использованием этих достижений, ввиду того, что последствия их применения могут приобретать региональный и даже глобальный характер.
Таким образом, освоение космоса тесно связано с внешней политикой, а так как руководящим началом в проведении государствами внешней политики в любой области в наши дни должны служить принципы мирного сосуществования, то они, безусловно, применимы и к космической деятельности.
Особое значение общие правовые принципы имели для космической деятельности в тот период, когда международное космическое право находилось в начальной стадии своего формирования, когда отсутствие специальных принципов должно было компенсироваться применением общих принципов. Общепризнанные нормы международного права подлежат применению всюду, где действуют различные государства. Правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут быть оторваны от основных принципов мира и мирного сосуществования государств, так как они включают положения о равенстве, мирном сосуществовании, сотрудничестве государств, невмешательстве во внутренние дела друг друга и т.д.
Выделяют следующие общие принципы международного космического права:
Являясь одним из основных принципов международного права, принцип неприменения силы или угрозы силой в равной мере применим к любой сфере международной деятельности государств. Ко всем областям их взаимоотношений. Это справедливо и в отношении космической деятельности, которая, согласно Договору по космосеу должна осуществляться «в соответствии с международным правом, включая Устав ООН в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания».
Международно-правовая охрана окружающей среды – это совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государства) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов. Любая деятельность должна осуществляться таким образом, чтобы исключить нанесение ущерба не только другим государствам, но и всему международному сообществу в целом.
По Соглашению о Луне Луна и её природные ресурсы являются общим наследием человечества. Участники этого соглашения обязались установить международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью.
Всё
более активная деятельность в космосе
растущего числа государств и
международных организаций
По
мнению многих учёных, космический
мусор начинает представлять растущую
опасность для космических
Международно-правовая ответственность – сложное, многогранное явление, прежде всего это принцип международного права (хотя он и не закреплён в Уставе ООН), в соответствии с которым всякое противоправное деяние влечёт за собой ответственность виновного субъекта по международному праву, и который обязан ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права. По понятным причинам международное космическое право уделяет особое внимание ответственности за космическую деятельность. Договор по космосу установил общее правило, что ответственность за нарушение норм международного космического права несут государства, независимо от того, кто осуществляет космическую деятельность – правительственные органы или неправительственные юридические лица государства. Оно должно обеспечить соответствие этой деятельности международному праву. Даже в случае осуществления деятельности в космосе международной организацией, ответственность несут совместно (солидарно) как сама организация, так и участвующие в ней государства.