Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа
Цель контрольной работы – на основе изучения законодательства Республики Беларусь, норм международного права, а также обобщения юридической литературы, дать характеристику нормам международного космического права и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего данную тематику.
Достижение цели контрольной работы связано с решением ряда задач:
1. охарактеризовать понятия «международное космическое право», «космическая деятельность» и «космическое пространство»;
2. проанализировать юридическое содержание основных источников международного космического права;
3. исследовать правовой статус космического пространства, небесных тел и космических объектов;
4. выявить значение международного сотрудничества в области космической деятельности и конкретизировать меры ответственности за нарушение норм международного космического права..
Как уже отмечалось, специфика космического пространства и космической деятельности требовала разработки специальных принципов и норм космического права. Поэтому одновременно с принятием Декларации правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства государства-члены ООН признали необходимым в будущем рассмотреть вопрос о формулировании в виде международного соглашения правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. Основные принципы, касающиеся правового режима космического пространств, предусмотрены Договором по космосу. Некоторые из принципов были конкретизированы и развиты в других универсальных соглашениях, упоминавшихся выше.
Принципы международного космического права сводятся к следующему:
С учетом этих положений происходит формирование и закрепление в международных договорах принципов и норм этой специфической отрасли международного права.
Основные принципы состоят в следующем:
Свобода исследования и использования космического пространства, Луны и других небесных тел в мирных целях предусмотрена статьей 1 Договора по космосу. Применительно к Луне и другим небесным телам общим наследием человечества являются не только сами небесные тела, но и их ресурсы, как не добытые, так и добытые. Договор по космосу закрепил положение о том, что «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами» (статья 2). Идентичное положение зафиксировано в статье 11 Соглашения о Луне. На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых с учетом равенства всеми участниками Соглашения без какой бы то ни было дискриминации. Государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ, вывозить их с Луны, а также распоряжаться ими, принимая во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других участников Соглашения, что не должно рассматриваться как национальное присвоение.
Запрет на национальное присвоение космического пространства и небесных тел установлен мировым сообществом исходя из того, что эти объекты находятся вне суверенитетов, юрисдикций и чьей-либо собственности. Статья 2 Договора по космосу и п.3 статьи 11 Соглашения о Луне устанавливают, что присвоение не может осуществляться ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации. Запрещаются любые формы и способы присвоения космического пространства не только государствами, но и международными и национальными корпорациями и частными лицами. Запрет национального присвоения не распространяется на искусственные космические объекты, в отношении которых государство сохраняет юрисдикцию и контроль (статья 8 Договора по космосу).
Демилитаризация космического пространства и небесных тел предусмотрена статьей 4 Договора по космосу. Исключительно в мирных целях используются Луна и другие небесные тела: запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Соглашением о Луне установлены дополнительные ограничения военной деятельности государств: на Луне запрещаются угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения; запрещается также использование Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, космических кораблей, их персонала или искусственных космических объектов. Допускается использование на Луне военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей. Ограничение военной деятельности в космосе и на небесных телах предусмотрено и в других международных актах, в частности, в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.
Оказание помощи космонавтам возлагается на все государства. Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос. Договор по космосу обязывает его участников оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.
Будучи
подкрепленной этими
Великие перспективы, открывающиеся перед человечеством в результате проникновения человека в космос, в сочетании со всеобщей заинтересованностью в процессе исследования и использования космического пространства делает такое сотрудничество важным инструментом развития взаимопонимания и укрепления дружественных отношений между государствами.
В
большинстве случаев отраслевые
принципы, так же как и основные
принципы международного космического
права являются договорными.
2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
Под субъектом международного космического права понимается участник, в том числе потенциальный, международно-правового отношения по поводу деятельности в космическом пространстве или использования космической технологии. Субъектами международного космического пространства являются субъекты международного публичного права, то есть главным образом это суверенные государства и международные межправительственные организации.
В отличие от суверенных государств, которые в силу самого факта являются субъектами международного космического права, международные организации являются производными субъектами. Основные характеристики космической деятельности, осуществляемой, во-первых, на территории с особым международным режимом и, во-вторых, в особо опасных условиях, определяют следующие дополнительные признаки круга субъектов отрасли: признание государства субъектом отрасли не зависит от его реального участия в космической деятельности; международные космические организации принято считать субъектами отрасли тогда, когда в дополнение к общепризнанным характеристикам большая часть их государств-членов является участниками «космического пакета» документов.
Таким образом, нормы космического права адресованы двум основным группам субъектов – государствам и созданным ими организациям. Государства, реально занимающиеся космической деятельностью, соответственно степени участия и особенностям правового статуса, подразделяются на так называемые «запускающие» государства и государства регистрации. Космический объект независимо от его вида вносится в национальный регистр и ведущийся с 1961 года Реестр Генерального секретаря ООН. Правовые последствия этого действия выражаются в том, что юрисдикция государства регистрации относительно космического объекта и его экипажа сохраняется на весь период времени от взлета до возвращения на Землю, включая пролет через воздушное пространство третьих государств. Определение статуса государства в качестве «запускающего» важно при распределении ответственности в случае аварии и причинения вреда.
Международные межгосударственные организации, участники космического сотрудничества, могут быть участниками правоотношений и субъектами отрасли только тогда, когда большинство их участников являются сторонами Договора по космосу и других договоров. В остальном их деятельность, осуществляемая в соответствии с основными принципами международного права и специальными принципами отрасли, определяется уставными документами.
Практически не обсуждается вопрос о статусе человечества, общим достоянием которого является космос. Постановка вопроса об этом необходима не только в связи с тем, чтобы исключить из государственной практики претензии на национализацию космоса, но в большей степени для того, чтобы разработать, хотя бы в виде резолюции авторитетных международных организаций, систему или перечень обязательств государств перед грядущим и будущими поколениями. Однако такая позиция не может быть признана научно обоснованной, поскольку она не учитывает различие в социально-политических и экономических системах, а, следовательно, нельзя представить себе человечество в целом как носителя единых прав и обязанностей.
Существует точка зрения, что субъектами международного космического права могут считаться физические лица, в частности приверженцы этой точки зрения ссылаются на статью 5 Договора по космосу, в которой говорится, что «государства-участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос», однако это не означает признания физического лица субъектом международного космического права, так как согласно статье 8 этого же Договора государство регистрации космического объекта сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта. Тем самым подтверждается статус космонавта в качестве гражданина того или иного государства, а не самостоятельного субъекта международного космического права.
Международное
космическое право не исключает
возможности осуществления
Поскольку
в международном праве
Таким
образом, субъектами международного космического
права являются только суверенные государства
и международные
2.2. Объекты международного космического права
Объектами международного космического права являются: космическое пространство (надземное пространство, начиная с высоты около 100 км над уровнем моря), небесные тела, космические экипажи, искусственные космические объекты и их составные части, в том числе наземные компоненты космических систем, деятельность по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел, результаты космической деятельности (например, данные дистанционного зондирования Земли из космоса, материалы, доставленные с небесных тел на Землю и другие).
Надземное пространство делится на воздушное и космическое. Такое деление предопределяется различием технических принципов передвижения летательных аппаратов: для авиации – это подъёмная сила крыла и двигательная тяга; для космонавтики – это, в основном, инерционное движение под воздействием притяжения Земли и других планет. Как уже говорилось выше, единого понятия «космическое пространство» на данный момент не выработано. Представители различных школ и направлений согласны с тем, что космическое пространство является столь своеобразной ареной человеческой деятельности, что режим этой деятельности должен быть специальным. В любом случае правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут устанавливаться в отрыве от основных принципов мирного сосуществования государств и без учета всех актуальных проблем современных международный отношений.
Договорного понятия «космический объект» пока не выработано. Существует лишь сложившаяся практика регистрации искусственных космических объектов по соответствующей Конвенции о регистрации. Согласно ее положениям регистрации подлежат все космические объекты, запускаемые на орбиту Земли или дальше в космическое пространство. При этом термин «космический объект» включает его составные части, а также средства его доставки и их составные части. Важным является временной аспект, то есть момент, с которого искусственный объект становится космическим. Любой искусственный объект, созданный на Земле, не является космическим, пока он не запущен в космос, при этом, даже если запуск оказался неудачным, объект все равно будет считаться космическим. Также объект считается космическим и после возвращения на Землю как запланированного, так и аварийного.