Международное космическое право: источники, история их формирования и основные нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание

Цель контрольной работы – на основе изучения законодательства Республики Беларусь, норм международного права, а также обобщения юридической литературы, дать характеристику нормам международного космического права и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего данную тематику.
Достижение цели контрольной работы связано с решением ряда задач:
1. охарактеризовать понятия «международное космическое право», «космическая деятельность» и «космическое пространство»;
2. проанализировать юридическое содержание основных источников международного космического права;
3. исследовать правовой статус космического пространства, небесных тел и космических объектов;
4. выявить значение международного сотрудничества в области космической деятельности и конкретизировать меры ответственности за нарушение норм международного космического права..

Работа состоит из  1 файл

МКП..doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

      Как уже отмечалось, специфика космического пространства и космической деятельности требовала разработки специальных принципов и норм космического права. Поэтому одновременно с принятием Декларации правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства государства-члены ООН признали необходимым в будущем рассмотреть вопрос о формулировании в виде международного соглашения правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. Основные принципы, касающиеся правового режима космического пространств, предусмотрены Договором по космосу. Некоторые из принципов были конкретизированы и развиты в других универсальных соглашениях, упоминавшихся выше.

      Принципы  международного космического права  сводятся к следующему:

  • исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества;
  • на космическое пространство и небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств.

      С учетом этих положений происходит формирование и закрепление в международных договорах принципов и норм этой специфической отрасли международного права.

      Основные  принципы состоят в следующем:

  • признается свобода исследований и использования космического пространства и небесных тел в мирных целях;
  • запрещается национальное присвоение космического пространства, но сохраняются национальные права на искусственные объекты, запускаемые в космическое пространство;
  • космическая деятельность осуществляется в соответствии с основными принципами международного права и Устава ООН;
  • оказывается всяческая помощь космическим экипажам;
  • предусматривается международная ответственность за деятельность в космосе, в том числе за причиненный ущерб;
  • воспрещаются эксперименты, которые потенциально могут оказать вредные последствия на космическое пространство или на небесные тела;
  • оказание содействия международному сотрудничеству в мирном использовании и исследовании космического пространства.

      Свобода исследования и использования  космического пространства, Луны и других небесных тел в мирных целях предусмотрена статьей 1 Договора по космосу. Применительно к Луне и другим небесным телам общим наследием человечества являются не только сами небесные тела, но и их ресурсы, как не добытые, так и добытые. Договор по космосу закрепил положение о том, что «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами» (статья 2). Идентичное положение зафиксировано в статье 11 Соглашения о Луне. На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых с учетом равенства всеми участниками Соглашения без какой бы то ни было дискриминации. Государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ, вывозить их с Луны, а также распоряжаться ими, принимая во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других участников Соглашения, что не должно рассматриваться как национальное присвоение. 

      Запрет  на национальное присвоение космического пространства и небесных тел установлен мировым сообществом исходя из того, что эти объекты находятся вне суверенитетов, юрисдикций и чьей-либо собственности. Статья 2 Договора по космосу и п.3 статьи 11 Соглашения о Луне устанавливают, что присвоение не может осуществляться ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации. Запрещаются любые формы и способы присвоения космического пространства не только государствами, но и международными и  национальными корпорациями и частными лицами. Запрет национального присвоения не распространяется на искусственные космические объекты, в отношении которых государство  сохраняет юрисдикцию и контроль (статья 8 Договора по космосу).

      Демилитаризация космического пространства и небесных тел предусмотрена статьей 4 Договора по космосу. Исключительно в мирных целях используются Луна и другие небесные тела: запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Соглашением о Луне установлены дополнительные ограничения военной деятельности государств: на Луне запрещаются угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения; запрещается также использование Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, космических кораблей, их персонала или искусственных космических объектов. Допускается использование на Луне военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей. Ограничение военной деятельности в космосе и на небесных телах предусмотрено и в других международных актах, в частности, в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

      Оказание  помощи космонавтам возлагается на все государства. Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос. Договор по космосу обязывает его участников оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.

     Будучи  подкрепленной этими принципами, космическая деятельность вносит значительный вклад в продвижение взаимовыгодного  многостороннего сотрудничества в  области науки и техники, предоставляя неограниченные возможности для  кооперации усилий государств путем обмена результатами исследований, проведения совместных работ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

     Великие перспективы, открывающиеся перед  человечеством в результате проникновения человека в космос, в сочетании со всеобщей заинтересованностью в процессе исследования и использования космического пространства делает такое сотрудничество важным инструментом развития взаимопонимания и укрепления дружественных отношений между государствами.

     В большинстве случаев отраслевые принципы, так же как и основные принципы международного космического права являются договорными. 

2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

      2.1. Субъекты международного космического права

  Под субъектом международного космического права понимается участник, в том числе потенциальный, международно-правового отношения по поводу деятельности в космическом  пространстве или использования космической технологии. Субъектами международного космического пространства являются субъекты международного публичного права, то есть главным образом это суверенные государства и международные межправительственные организации.

      В отличие от суверенных государств, которые в силу самого факта являются субъектами международного космического права, международные организации являются производными субъектами. Основные характеристики космической деятельности, осуществляемой, во-первых, на территории с особым международным режимом и, во-вторых, в особо опасных условиях, определяют следующие дополнительные признаки круга субъектов отрасли: признание государства субъектом отрасли не зависит от его реального участия в космической деятельности; международные космические организации принято считать субъектами отрасли тогда, когда в дополнение к общепризнанным характеристикам большая часть их государств-членов является участниками «космического пакета» документов.

      Таким образом, нормы космического права  адресованы двум основным группам субъектов  – государствам и созданным ими  организациям. Государства, реально занимающиеся космической деятельностью, соответственно степени участия и особенностям правового статуса, подразделяются на так называемые «запускающие» государства и государства регистрации. Космический объект независимо от его вида вносится в национальный регистр и ведущийся с 1961 года Реестр Генерального секретаря ООН. Правовые последствия этого действия выражаются в том, что юрисдикция государства регистрации относительно космического объекта и его экипажа сохраняется на весь период времени от взлета до возвращения на Землю, включая пролет через воздушное пространство третьих государств. Определение статуса государства в качестве «запускающего» важно при распределении ответственности в случае аварии и причинения вреда.

      Международные межгосударственные организации, участники космического сотрудничества, могут быть участниками правоотношений и субъектами отрасли только тогда, когда большинство их участников являются сторонами Договора по космосу и других договоров. В остальном их деятельность, осуществляемая в соответствии с основными принципами международного права и специальными принципами отрасли, определяется уставными документами.

      Практически не обсуждается вопрос о статусе человечества, общим достоянием которого является космос. Постановка вопроса об этом необходима не только в связи с тем, чтобы исключить из государственной практики претензии на национализацию космоса, но в большей степени для того, чтобы разработать, хотя бы в виде резолюции авторитетных международных организаций, систему или перечень обязательств государств перед грядущим и будущими поколениями. Однако такая позиция не может быть признана научно обоснованной, поскольку она не учитывает различие в социально-политических и экономических системах, а, следовательно, нельзя представить себе человечество в целом как носителя единых прав и обязанностей.

      Существует  точка зрения, что субъектами международного космического права могут считаться  физические лица, в частности приверженцы этой точки зрения ссылаются на статью 5 Договора по космосу, в которой говорится, что «государства-участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос», однако это не означает признания физического лица субъектом международного космического права, так как согласно статье 8 этого же Договора государство регистрации космического объекта сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта. Тем самым подтверждается статус космонавта в качестве гражданина того или иного государства, а не самостоятельного субъекта международного космического права.

      Международное космическое право не исключает  возможности осуществления космической  деятельности неправительственными организациями (юридическими лицами). Именно поэтому статья 6 Договора по космосу предусматривает международную ответственность государства «за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами». Это не значит, что неправительственные юридические лица становятся субъектами международного космического права. Согласно указанной статье «деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая  Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора», а государства несут международную ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность этих лиц проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в договоре.

      Поскольку в международном праве общепризнано, что его субъекты являются равноправными  и независимыми во внутренних и внешних  делах от какой-либо власти, очевидно, что в свете изложенных положений  вопрос о международной правосубъектности юридических лиц ставиться не может.

      Таким образом, субъектами международного космического права являются только суверенные государства  и международные межправительственные организации, осуществляющие космическую  деятельность. 

      2.2. Объекты международного космического права

      Объектами международного космического права  являются: космическое пространство (надземное пространство, начиная  с высоты около 100 км над уровнем  моря), небесные тела, космические экипажи, искусственные космические объекты и их составные части, в том числе наземные компоненты космических систем, деятельность по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел, результаты космической деятельности (например, данные дистанционного зондирования Земли из космоса, материалы, доставленные с небесных тел на Землю и другие).

      Надземное пространство делится на воздушное  и космическое. Такое деление  предопределяется различием технических  принципов передвижения летательных аппаратов: для авиации – это подъёмная сила крыла и двигательная тяга; для космонавтики – это, в основном, инерционное движение под воздействием притяжения Земли и других планет. Как уже говорилось выше, единого понятия «космическое пространство» на данный момент не выработано. Представители различных школ и направлений согласны с тем, что космическое пространство является столь своеобразной ареной человеческой деятельности, что режим этой деятельности должен быть специальным. В любом случае правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут устанавливаться в отрыве от основных принципов мирного сосуществования государств и без учета всех актуальных проблем современных международный отношений.

      Договорного понятия «космический объект» пока не выработано. Существует лишь сложившаяся практика регистрации искусственных космических объектов по соответствующей Конвенции о регистрации. Согласно ее положениям регистрации подлежат все космические объекты, запускаемые на орбиту Земли или дальше в космическое пространство. При этом термин «космический объект» включает его составные части, а также средства его доставки и их составные части. Важным является временной аспект, то есть момент, с которого искусственный объект становится космическим. Любой искусственный объект, созданный на Земле, не является космическим, пока он не запущен в космос, при этом, даже если запуск оказался неудачным, объект все равно будет считаться космическим. Также объект считается космическим и после возвращения на Землю как запланированного, так и аварийного.

Информация о работе Международное космическое право: источники, история их формирования и основные нормы