Международное космическое право: источники, история их формирования и основные нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание

Цель контрольной работы – на основе изучения законодательства Республики Беларусь, норм международного права, а также обобщения юридической литературы, дать характеристику нормам международного космического права и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего данную тематику.
Достижение цели контрольной работы связано с решением ряда задач:
1. охарактеризовать понятия «международное космическое право», «космическая деятельность» и «космическое пространство»;
2. проанализировать юридическое содержание основных источников международного космического права;
3. исследовать правовой статус космического пространства, небесных тел и космических объектов;
4. выявить значение международного сотрудничества в области космической деятельности и конкретизировать меры ответственности за нарушение норм международного космического права..

Работа состоит из  1 файл

МКП..doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     При написании курсовой работы по предмету «Международное публичное право» для изучения выбран следующий вопрос: «Международное космическое право: источники, история их формирования и основные нормы».

      В 1968 году в Вене на первой конференции  Организации Объединенных Наций по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях было зачитано последнее выступление Юрия Алексеевича Гагарина, который погиб в авиационной катастрофе в том же году. Проникновение человека в космос он по праву причислил к «звездным часам человечества». Космический век иногда называют эрой, приравнивая ее к гигантским преобразованиям, будь то геологическая или социальная история планеты.

        «Звездный час», пробивший в 1957 году позывными первого искусственного спутника Земли, – особый. Впервые в этом образном выражении образ перестал быть лишь образом, а приобрел черты реальности. Человечество действительно устремилось к звездам, во Вселенную.

     Освоение  космоса идет полным ходом. На Земле  действует около двух десятков космодромов, вокруг планеты работают тысячи спутников, на орбите уже побывало более 500 человек, зарождается космический туризм, в планах – освоение Луны и экспедиция на Марс, словом, космическая деятельность  человечества становится все более масштабной и разнообразной. А это значит, что при ее регулировании все чаще приходится сталкиваться с юридическими вопросами.

      Мировая космическая деятельность базируется на новейших научных знаниях и  высокотехнологичных средствах  и стимулирует получение таких  знаний и создание таких технических средств. В этой сфере необходимы высокий уровень организации, мощные промышленные структуры и государственная поддержка. Очень важно понимать и правильно оценивать роль и значение космической деятельности для общества, государства и цивилизации. Общепризнанно, что национальные успехи в области космонавтики являются одним из главных показателей научно-технического, экономического и военного потенциала страны, что космонавтика уже стала социально значимой для всех людей Земли сферой деятельности.

        Осуществление космической  деятельности – это всегда выбор, поскольку она требует долгосрочных инвестиций, отдача от которых не всегда может быть выражена в привычной  денежной форме. Это инвестиции в  будущее не только своей страны, но и всего человечества. Космической деятельностью занимается весьма ограниченное число высокоразвитых и обладающих соответствующими возможностями государств. Но в результате такой деятельности и в ее международно-правовом регулировании заинтересованы все государства мира, человечество в целом. Поэтому правовое регулирование космической деятельности с самого начала стало осуществляться путем заключения главным образом универсальных международных соглашений, открытых для участия всех государств.

      С научно-технической точки зрения – в космическом пространстве имеют место особые условия и реализуются особые законы, которые нужно учитывать при создании технических средств и аппаратуры для работы и жизни в космосе. Но с точки зрения науки об обществе – деятельность в космосе должна подчиняться общим для всего человечества принципам, распространяющимся на все виды деятельности. Через год после запуска первого спутника государства признали применимость международного права, включая Устав ООН1, к деятельности по исследованию и использованию космического пространства.

        В дальнейшем последовательно  проводилась работа по созданию  международного космического права,  основы которого были заложены  в трех документах ООН. Во-первых, были приняты положения, касающиеся  небесных тел и космической среды, в частности установлено, что они не могут быть присвоены какой-либо страной. Были утверждены принципы деятельности государств по освоению космоса, установлено, что космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами, что доступ во все районы небесных тел – свободный. Государствам-членам ООН было рекомендовано содействовать международному сотрудничеству в такого рода исследованиях; было установлено, что космическое пространство, Луна, иные небесные тела не подлежат национальному присвоению, на них не могут быть размещены вооружение и военные базы, их освоение должно служить только мирным целям. Нормами международного права был запрещен вывод на орбиту объектов с ядерным и другими видами оружия массового уничтожения на борту. На поверхности Земли аналогичные запреты установлены только для Антарктиды.

      Вместе  с тем темпы развития международного космического права уже отстают  от темпов развития космонавтики и  международного сотрудничества в этой области. Например, до сих пор не реализованы предложения по созданию Всемирной космической организации, не решены вопросы экологического мониторинга и международного контроля из космоса над состоянием природной среды и предотвращения техногенного загрязнения околоземного космического пространства. Юристы-международники в течение многих лет обсуждают и решают вопросы разграничения космического и воздушного пространства, международно-правовые аспекты исследования и использования космоса с особым учетом потребностей развивающихся стран. Где кончается воздушное пространство и начинается космическое? Чьи законы действуют на орбитальной станции? Кому принадлежат небесные тела? Можно ли учредить государство на Луне? А купить на ней участок? Подобные необычные вопросы совершенно всерьез рассматриваются современным международным правом.

      Цель  контрольной работы – на основе изучения законодательства Республики Беларусь, норм международного права, а также обобщения юридической литературы, дать характеристику нормам международного космического права и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего данную тематику.

      Достижение  цели контрольной работы связано с решением ряда задач:

    1. охарактеризовать понятия «международное космическое право», «космическая деятельность» и «космическое пространство»;
    2. проанализировать юридическое содержание основных источников международного космического права;
    3. исследовать правовой статус космического пространства, небесных тел и космических объектов;
    4. выявить значение международного  сотрудничества в области космической деятельности  и конкретизировать меры ответственности за нарушение норм международного космического права.

      Объектом  исследования являются как общие нормы международного права, так и специфические нормы международного космического права,  а также научная и учебная литература.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА И ЕГО ИСТОЧНИКИ

      1.1. Понятие, сущность и особенности международного космического права

 

      Международное космическое право – одна из новых отраслей современного международного права, сформировавшаяся в процессе освоения государствами космического пространства и включающая нормы, которые регулируют международные правоотношения применительно к статусу космического пространства как особой, внеземной среды и к деятельности государств по исследованию и использованию этого пространства.

      Исследование  и использование космического пространства служит интересам не только того государства, которое осуществляет подобную деятельность, но и глобальным интересам всего человечества. Международное космическое право можно определить как совокупность международно-правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регулирующих отношения, субъектами которых выступают государства, а также международные организации в связи с исследованием и использованием космоса.

      Космическое право как отрасль международного права начало складываться в 60-х  годах 20 века в связи с осуществлением государствами космической деятельности, начало которой было положено запуском СССР 4 октября 1957 года первого в истории человечества искусственного спутника Земли. Именно с этого события началась эра практического исследования и освоения космического пространства – совершенно новой и очень специфичной сферы человеческой деятельности, которая в силу своего глобального характера затрагивает интересы всех стран и народов. Все это и обусловило возникновение и развитие космического права как самостоятельной отрасли международного права.

      Впервые признание того, что в процессе космической деятельности могут  возникать международные правоотношения, содержалось в резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН от 13 декабря 1958 года2, где отмечались «общая заинтересованность человечества в космическом пространстве» и необходимость обсуждения в рамках ООН характера «правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства».

      С самого начала формирования международного космического права как науки большая часть правоведов исходила из того, что основные нормы и принципы международного права необходимо распространять и на космическую деятельность. А специфичность нового вида деятельности должна найти отражение в специальных нормах, которые могут составить не самостоятельную отрасль права, но новый институт международного права.

     Разработка  международно-правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе освоения космоса, первоначально происходила  на основе понятия космической деятельности как объекта правоотношений. Вместе с тем возникла необходимость в установлении правового режима космического пространства – новой среды, в которой стало возможным осуществление деятельности человека. Однако на сегодняшний день определение этого понятия в международном космическом праве отсутствует, хотя в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 года Комитету ООН по использованию космического пространства и мирных целях было поручено начать «изучение вопросов относительно определения понятия космического пространства и использования космического пространства и небесных тел».3

     С точки зрения использования надземного пространства для полетов летательных  аппаратов полеты аэродинамических летательных аппаратов возможны до высоты 65 км. На высотах 65-150 км возможны полеты авиационно-космических летательных аппаратов. Высоты от 150 до 1000 км считаются ближним космосом, а свыше 1000 км дальним космосом.

     С точки зрения международного права  деление надземного пространства на воздушное и космическое необходимо из-за различий в правовых режимах этих двух пространств. Воздушное пространство по международному праву делится на национальное (находящееся над территорией государства и входящее в сферу его полного и исключительного территориального суверенитета) и международное (находящееся за пределами государственных воздушных территорий)4. Космическое пространство (космос) – это межпланетное пространство за пределами атмосфер Земли и других небесных тел, не находящееся под суверенитетом какого-либо государства и не подлежащее национальному присвоению, в пределах которого возможно осуществление космической деятельности, среда, в которой главной силой, действующей на космический объект, является сила тяготения.

     Не  существует также и договорного определения понятия «космическая деятельность». Деятельность человека по исследованию и использованию космического пространства (включая естественные небесные тела внеземного происхождения) получила название космической. Использование термина «космическая деятельность» дает основание считать, что государства не ограничивают его деятельностью исключительно в космическом пространстве, но относят к нему и деятельность на Земле, если она связана с деятельностью в космическом пространстве. Встает вопрос о том, на какую деятельность распространяются нормы и принципы космического права. В настоящее время толкование понятия космической деятельности зависит от подхода к этому вопросу со стороны того или иного государства. Тем не менее, можно считать, что под космической деятельностью подразумевается размещение созданных человеком предметов на околоземных орбитах (в околоземном пространстве), в межпланетном пространстве (за пределами сферы земного тяготения), на поверхности Луны и других небесных тел. Иногда к понятию космической деятельности относят также вертикальный запуск предметов на большие высоты с помощью ракетной техники с их последующим возвращением на Землю без выхода на околоземную орбиту (суборбитальные запуски).

     К понятию космической деятельности, бесспорно, относятся также действия людей (космонавтов) и работа автоматических (автономных или управляемых по радио с Земли) аппаратов и приборов на борту космических объектов, включая выход людей и вынос приборов в открытый космос или на поверхность небесных тел.

     Таким образом, понятие космической деятельности связывается с деятельностью  в космической среде, включая  операции, осуществляемые на Земле  в связи с запуском космического объекта, его управлением и возвращением на Землю.

Информация о работе Международное космическое право: источники, история их формирования и основные нормы