Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа
Цель контрольной работы – на основе изучения законодательства Республики Беларусь, норм международного права, а также обобщения юридической литературы, дать характеристику нормам международного космического права и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего данную тематику.
Достижение цели контрольной работы связано с решением ряда задач:
1. охарактеризовать понятия «международное космическое право», «космическая деятельность» и «космическое пространство»;
2. проанализировать юридическое содержание основных источников международного космического права;
3. исследовать правовой статус космического пространства, небесных тел и космических объектов;
4. выявить значение международного сотрудничества в области космической деятельности и конкретизировать меры ответственности за нарушение норм международного космического права..
3.2.
Ответственность государств
за нарушение норм международного
космического права
Одним
из способов обеспечения порядка
в международных отношениях является
использование института
Понятие ответственности в международном космическом праве включает международную ответственность государств за нарушение норм и принципов международного права и материальную ответственность за ущерб, причиненный в результате осуществления космической деятельности.
Законодательно ответственность государств за космическую деятельность установлена в Договоре по космосу, где сказано, что государства-участники договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами. Кроме того, предусматривается, что ответственность за выполнение положений договора несут наряду с международной организацией также и участвующие в ней государства-участники договора.
Согласно Договору по космосу международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами или их составными частями на земле, в воздухе или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, несет то государство, которое осуществляет или организует запуск, а также государство, с территории или установок которого производится запуск. Ответственность возникает, когда ущерб причинен другому государству, его физическим или юридическим лицам.
Ущерб может быть причинен падением любых космических объектов или их частей, что может привести к гибели людей, причинению им увечья, уничтожению или повреждению имущества, принадлежащего государству, физическим и юридическим лицам, как на сухопутной территории, так и в открытом море и в воздухе. Ущерб может быть причинен во время вывода космического объекта на орбиту, если траектория ракеты-носителя проходит через воздушное пространство, в котором находятся воздушные суда. Ущерб может быть причинен в космическом пространстве космическим объектом одного государства находящемуся на орбите объекту другого государства. Помимо прямого физического ущерба в связи с запуском космических объектов возможен ущерб иного рода, который также влечет международно-правовую ответственность. Имеется в виду загрязнение космоса отработанными космическими аппаратами или их частями, звуковое загрязнение все еще работающими радиопередатчиками или противоправное непосредственное телевизионное вещание. Подобного рода мусор, остаточная или противоправная деятельность повышает риск столкновения космических объектов, увеличивают нагрузку на станции слежения или загрязняют национальный радио- и телеэфир.
Если ущерб причинен в результате законных действий, без наличия прямого умысла и без преднамеренного нарушения юридических норм, речь может идти только о материальном возмещении вреда. Но когда приходится сталкиваться с преднамеренным нарушением норм международного права, речь идет уже о политической ответственности одного государства перед другим или перед всем международным сообществом. В таких случаях ответственность может быть одновременно и политической, и материальной.
Международная ответственность за деятельность в космосе регламентируется Конвенцией об ответственности. Основные положения данной Конвенции состоят в следующем:
Разрешение
споров, как правило, связано с определением
размера компенсации и с вопросом применения
того или иного законодательства. Признан
общий принцип: компенсация за ущерб должна
обеспечить восстановление положения,
которое «существовало бы, если бы ущерб
не был причинен» (статья 12 Конвенции об
ответственности). Претензия о компенсации
за ущерб предъявляется запускающему
государству по дипломатическим
каналам (статья 9 Конвенции об ответственности).
Если они не удовлетворены в течение года,
создается комиссия по рассмотрению претензии
в составе трех членов: члена, выбираемого
государством-истцом, члена, выбираемого
запускающим государством и председателя,
выбираемого обоими государствами. Если
возникли затруднения с выбором председателя,
и если он не избран в течение четырех
месяцев, возможно обращение к Генеральному
секретарю ООН, который в течение двух
месяцев назначает председателя. Решения
в комиссии принимаются большинством
голосов. Возмещение расходов по работе
комиссии согласуется сторонами или они
делятся поровну.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все большее число государств, приходя к пониманию своих геополитических интересов в космосе, в последние годы резко активизирует космическую деятельность. В настоящее время в ней участвуют более 120 стран, не менее 20 из которых располагают значительным потенциалом для самостоятельной разработки и производства космической техники, запуска спутников собственными или арендуемыми носителями, активного исследования и использования космического пространства. Для обеспечения космической деятельности были созданы уникальные ракетно-космические комплексы и производственная инфраструктура космонавтики.
Объективный ход мирового развития привел к тому, что космическое пространство стало, с одной стороны, сферой столкновения национальных интересов различных государств, а с другой – ареной расширяющегося международного сотрудничества. Фактически сегодня мир вступает в новую фазу геополитического противоборства – в фазу борьбы за достижение стратегического превосходства в космическом пространстве, проявляющегося в экономической, социально-политической и военной областях. Космическая деятельность все более уверенно выходит на позиции самостоятельной и наиболее перспективной области скрытого и явного соперничества между развитыми странами с характерными только для нее принципами, формами, способами и чертами. Поэтому необходимы скоординированные усилия всех стран мира по совершенствованию космического правотворчества (по целому ряду направлений) на пути формирования справедливого и адекватного режима доступа в новом тысячелетии к богатейшим и поистине неисчерпаемым ресурсам «шестого океана».
Однако существующий правовой режим современной космической деятельности зачастую не отвечает ни всевозрастающим потребностям мирового сообщества в исследовании и использовании космоса, ни обеспечению равноправия государств в освоении этого нового и уникального ресурса человечества. Среди множества возникающих в международной практике проблемных вопросов можно отметить, например, следующие, требующие правовой регламентации:
Следует добавить, что Республика Беларусь хоть и не является космической державой в прямом смысле этого слова, тем не менее, активно использует свой технический потенциал в сфере освоения космоса. Путь Беларуси в космос начался еще в 17 веке, когда мыслитель-гуманист Казимир Семенович заложил идеи, используемые при создании летательных аппаратов и сегодня. Более двадцати человек, связанных с космосом дала Слуцкая земля. Среди них ученый Витольд Церасский, конструктор Семен Косберг, чей двигатель вывел на орбиту корабль с Юрием Гагариным, начальники космодрома Байконур, генералы Юрий Жуков и Константин Герчик. Вся страна знает имена белорусских космонавтов Петра Климука и Владимира Коваленка. И сегодня белорусские ученые плодотворно работают на космос. Под руководством академика Сергея Жданка был создан космический аппарат «Белка». Даже неудачный запуск этого белорусского спутника Земли не остановил наше движение в освоении космического пространства. Очередной запуск белорусского искусственного спутника Земли в космос планируется в конце сентября 2011 года. В российском космическом ведомстве утверждают, что практически все вопросы, связанные с запуском белорусского спутника, решены. Белорусский космический аппарат будет запущен одновременно с еще несколькими спутниками.
25-27
октября 2011 года в Минске в
Объединенном институте
Заявленные цели космического конгресса:
На конгрессе с докладами выступят ученые из многих стран. Основная тематика заявленных докладов: перспективные материалы и нанотехнологии для космической техники; международные космические проекты, а также спутники, целевая и научная аппаратура; обработка изображений земной поверхности; геоинформационные системы и их применение; космические технологии и образование; навигационные космические системы; проблемы, обусловленные техногенным засорением космического пространства и астероидно-кометная опасность; использование результатов космической деятельности в интересах различных отраслей экономики.
В курсовой работе освещены и раскрыты следующие вопросы: история формирования источников международного космического права и их юридическое содержание, значение международного сотрудничества в области освоения космоса и ответственность за нарушение норм международного космического права. Даны определения таких понятий как международное космическое право, космическая деятельность, космическое пространство и другие.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что: