Международное космическое право: источники, история их формирования и основные нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание

Цель контрольной работы – на основе изучения законодательства Республики Беларусь, норм международного права, а также обобщения юридической литературы, дать характеристику нормам международного космического права и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего данную тематику.
Достижение цели контрольной работы связано с решением ряда задач:
1. охарактеризовать понятия «международное космическое право», «космическая деятельность» и «космическое пространство»;
2. проанализировать юридическое содержание основных источников международного космического права;
3. исследовать правовой статус космического пространства, небесных тел и космических объектов;
4. выявить значение международного сотрудничества в области космической деятельности и конкретизировать меры ответственности за нарушение норм международного космического права..

Работа состоит из  1 файл

МКП..doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

      Космос  представляет собой единство двух видов территорий – космического пространства и естественных небесных тел. Небесное тело (или точнее астрономический объект) — это материальный объект, естественным образом сформировавшийся в космическом пространстве. К небесным телам можно отнести кометы, планеты, метеориты, астероиды, звёзды и прочее. На настоящем этапе развития космонавтики назрела объективная необходимость в правовом определении понятия небесного тела. Под небесным телом следует понимать не находящийся под суверенитетом какого-либо государства и не подлежащий национальному присвоению, пригодный для освоения и использования естественный объект природного происхождения, расположенный в космическом пространстве на орбите вокруг Солнца, либо на орбите вокруг иного небесного тела, обладающий достаточной гравитацией, необходимой для оборудования на его поверхности или орбите обитаемой космической станции. Естественные объекты, находящиеся в космическом пространстве, не обладающие достаточной гравитацией и не пригодные для их длительного использования и освоения являются природными ресурсами космического пространства.

      Согласно  нормам международного космического права  космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства. Луна и другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях. На них запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых видов оружия,  проведения военных маневров, угроза силой или ее применение, любые другие враждебные действия или угроза их совершения.

      Для обозначения лиц, совершающих космические  полеты и находящихся на борту  космических объектов или на небесных телах, в договорных документах по международному космическому праву используются различные термины: «космонавты», «экипаж или персонал космического корабля» и т.д. Независимо от  того, являются такие лица военными или гражданскими, управляют они космическим кораблем  или выполняют научно-исследовательские функции, а также независимо от их гражданской принадлежности, все они с точки зрения международного космического права имеют одинаковый статус космонавтов. В отличие от морского и воздушного права, где проводится различие между экипажем и пассажирами судна, в космическом праве такого различия не существует. Возможно в будущем, в случае совершения регулярных космических путешествий, может появиться необходимость в выработке особого правового режима пассажиров космических кораблей. Предоставление международным космическим правом одинакового статуса космонавтов всем лицам, совершающим космический полет, не исключает того, что внутригосударственное право может разграничить права и обязанности членов экипажа и наделить командира корабля специальными властными правами и полномочиями в целях выполнения полетного задания, обеспечения безопасности персонала, поддержания дисциплины и порядка на борту. Опасность и риск, связанные с космическими полетами, огромное напряжение умственных и физических сил, которое требуется от космонавтов, и, наконец, общечеловеческое значение выполняемой ими миссии объясняют, почему в статье 5 Договора по космосу космонавты характеризуются как «посланцы человечества в космос». Однако из этого не вытекает ни признание человечества или космонавтов субъектами международного права, ни лишение космонавтов их гражданской принадлежности, ни придание им наднационального статуса. Все государства обязаны оказывать помощь космонавтам в случае аварии. При вынужденной посадке они подлежат немедленному возвращению в государство регистрации космического аппарата. В космическом пространстве и на небесных телах космонавты оказывают помощь друг другу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОСВОЕНИИ КОСМОСА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА 

      3.1. Формы взаимодействия  государств в сфере   космической 

деятельности 

      Исследование  и использование космического пространства невозможно без широкого и разностороннего сотрудничества государств. Влияние норм международного космического права на сотрудничество в этой области выражается в регулировании конкретных отношений между государствами. Осуществление международного сотрудничества в разрешении различных международных проблем провозглашено в Уставе ООН в качестве одной из основных целей этой организации (пункт 3 статьи 1). Принцип сотрудничества государств вошел в число основных принципов международного права, единогласно подтвержденных всеми членами ООН в «Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН»19. О стремлении максимально содействовать всестороннему развитию международного сотрудничества в космосе государства заявили в преамбуле Договора о космосе, а также во многих статьях этого договора, и это дает основание отнести сотрудничество государств в исследовании и использовании космического пространства  к числу основных принципов международного космического права.

      Ведущая роль в развитии сотрудничества государств и исследовании и использовании  космического пространства принадлежит  Генеральной Ассамблее Организации  Объединенных Наций. Начиная с 1958 года Генеральная Ассамблея постоянно рассматривает как политико-правовые, так и научно-технические проблемы освоения космоса, однако наиболее значительные успехи достигнуты ею именно в области правового регламентирования космической деятельности. Ее решающая роль в формировании и развитии международного космического права проявляется в следующем:

  • создание Комитета ООН по космосу;
  • формулирование задач по изучению и разработке правовых проблем освоения космического пространства;
  • одобрение рекомендаций Комитета ООН по космосу относительно правовой регламентации космической деятельности государств; одобрение проектов соглашений по космосу;
  • непосредственная разработка проектов отдельных статей этих соглашений на сессиях Генеральной Ассамблеи при участии абсолютного большинства государств.

      Правовое  положение Комитета ООН по космосу и его практическая деятельность свидетельствуют о том, что комитет представляет собой единственный  межправительственный орган, который специально занимается проблемами, связанными с исследованием космического  пространства. Ему принадлежит ведущая роль в научно-технической и правовой регламентации деятельности государств по исследованию космического пространства.

      Многие  специализированные учреждения ООН  играют важную роль в развитии международного сотрудничества государств в освоении космоса. Они способствуют координации деятельности государств в специальных областях,  которые представляют международный интерес и не затрагивают проблем общеполитического и общеправового характера. Наибольший вклад в организацию сотрудничества государств вносят:

  • Международный союз электросвязи (МСЭ) – осуществляет разработку регламентов, распределяющих диапазоны радиочастот для космической связи, изучение возможностей включения космических систем в мировую систему электросвязи, обмен информацией об использовании спутников для дальней связи;
  • Всемирная метеорологическая организация (ВМО) – занимается проблемами сотрудничества государств в области применения искусственных спутников в метеорологии;
  • Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – занимается исследованием проблем применения космической связи в целях повышения образовательного уровня, распространения информации, социального развития и расширения культурного обмена;
  • Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – способствует сотрудничеству государств в области космической медицины и использования результатов медико-биологических экспериментов в космосе в интересах земной медицины;
  • Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и Международная морская организация (ИМО) – занимаются вопросами создания систем навигационных спутников.

      Деятельность  международных межправительственных организаций в области исследования и использования космического пространства  свидетельствует о том, что научно-технические составляющие космической деятельности все более взаимосвязываются с политико-правовыми компонентами. Это требует аккумулирования обширных информационных потоков знаний о космосе на международном уровне, их структурирования, упорядочения и дальнейшего распространения.

      Какой-либо универсальной межправительственной международной организации, занимающейся проблемами космоса, не создано. В настоящее время практическими вопросами международного сотрудничества в этой области занимается ряд международных организаций в рамках своей компетенции:

  • Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) – занимается вопросами международного сотрудничества в обеспечении морских спутниковых коммуникаций;
  • Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ) – осуществляет на коммерческой основе проектирование, сооружение, эксплуатацию и техническое обслуживание глобальной космической системы связи с помощью искусственных спутников, используемой в международных целях;
  • Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ) – занимается обеспечением, созданием, эксплуатацией и обслуживанием системы космической связи для всех членов Лиги арабских государств, оказанием технической и финансовой помощи арабским странам в создании наземных станций космической связи, содействует проведению исследований в области космической науки и техники;
  • Международная организация космической связи «Интерспутник» – координирует усилия государств-членов по созданию и эксплуатации системы связи через искусственные спутники Земли;
  • Европейское космическое агентство (ЕКА) – занимается обеспечением и развитием сотрудничества европейских государств в освоении космоса и практическим применением достижений космонавтики в мирных целях.

      Многостороннее  сотрудничество в рамках неправительственных  организаций охватывает самые различные сферы космической деятельности, о чем свидетельствует, в частности, наличие таких международных неправительственных организаций, как:

  • Комитет по космическим исследования (КОСПАР) – специально создана в целях поощрения и развития международного сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства и содействия прогрессу в изучении космического пространства в международном масштабе;
  • Международная астронавтическая федерация (МАФ) – способствует развитию астронавтики в мирных целях, содействует распространению информации о космических исследованиях, сотрудничает с национальными и международными организациями по техническим и социально-правовым вопросам освоения космоса;
  • Международный институт космического права (МИКП) – проводит исследования по правовым и социологическим аспектам космической деятельности, организация ежегодных коллоквиумов по космическому праву, проводимых одновременно с конгрессом МАФ, а также преподавание космического права.

      Юридической основой сотрудничества в области освоения и использования космического пространства между странами-членами Содружества Независимых Государств являются следующие документы:

  • Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства. В нем определяется необходимость проведения космической деятельности на основе межгосударственных программ, создания межгосударственного Совета по космосу и долевого финансирования военно-космической деятельности. Соглашение исходит из сохранения существующих космических комплексов и объектов космической инфраструктуры, которые находились на территориях государств-участников во время их пребывания в составе СССР;
  • Соглашение о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ20
  • Соглашение о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства21, в котором определяется правовой режим эксплуатации систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и систем контроля космического пространства (СККП).

      Успехи  человечества в освоении космоса, глобальный характер этой деятельности, высокие  затраты на ее осуществление ставят в повестку дня вопрос о создании Всемирной космической организации (далее – ВКО), которая бы соединяла и координировала усилия по исследованию и использованию космического пространства. В 1986 году СССР внес в ООН предложение об учреждении такой организации и впоследствии представил проект основных положений Устава ВКО, содержавший описание ее целей, функций, структур и порядка финансирования. В этом предложении предусматривалось, в частности, что помимо развития и углубления международного сотрудничества в области мирного освоения космоса ВКО осуществляла бы контроль за соблюдением будущих соглашений по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве.

      Целесообразность учреждения ВКО обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, это специфика самой космической деятельности, которая проявляется в глобальном характере космических исследований, затрагивающих интересы всех государств, в исключительном значении деятельности человека в космосе для дела мира и безопасности на Земле, в общей заинтересованности всех стран в результатах космических экспериментов. Во-вторых, это достигнутый за последние годы уровень развития космической науки и техники, а отсюда — новые возможности и задачи, решение которых требует объединения усилий государств, что придает особую актуальность развитию сотрудничества в освоении космоса. 

Информация о работе Международное космическое право: источники, история их формирования и основные нормы