Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:27, курсовая работа
Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает
относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального
бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части
бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя
вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах.
Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной
перспективе основным источником финансирования дефицита федерального
бюджета.
Введение ....................................................................................................................... 3
1. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой
политики Российской Федерации на 2012-2014 гг. ................................................. 4
Фактор 1. Макроэкономические условия реализации долговой политики..... 4
Фактор 2. Низкий уровень государственного долга .......................................... 6
Фактор 3. Состояние внутреннего рынка капитала ......................................... 12
Фактор 4. Государственные гарантии Российской Федерации ...................... 21
Фактор 5. Сохранение потребности в привлечении зарубежного заемного
капитала со стороны корпоративного сектора ................................................. 25
2. Приоритеты и инструменты долговой политики............................................... 26
2.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала ................................. 27
2.2. Долговая политика на международных рынках капитала........................ 32
2.3. Государственная гарантийная поддержка ................................................. 34
2.4. Политика в области заимствований субъектов
Российской Федерации ....................................................................................... 35
2.5. Взаимодействие с многосторонними банками развития.......................... 39
2.6. Мониторинг внешних долговых обязательств корпоративного сектора 42
2.7. Переход к активному управлению государственным долгом ................. 44
2.8. О компенсационных выплатах по «дореформенным» сбережениям
граждан ................................................................................................................. 46
Заключение................................................................................................................. 47
многими экспертами как самый большой инфраструктурный анахронизм, не
позволяющий нерезидентам активно работать на российском долговом рынке.
ОФЗ торгуются на бирже ЗАО «ММВБ», прямой доступ на которую имеют
исключительно российские участники с депозитарной лицензией. Иностранные
компании и прочие российские инвесторы должны использовать посредников.
В отличие от корпоративных и муниципальных облигаций внебиржевая
торговля ОФЗ запрещена.
Депозитарный учет ОФЗ и расчеты по сделкам с ними может
осуществлять только Национальный расчетный депозитарий (далее – НРД), что
не создает сложностей для большинства российских инвесторов. Однако для
иностранных инвесторов обычной практикой является проведение расчетов по
сделкам, заключенным на различных локальных рынках, через единый счет,
- 20 -
открытый в
одном из международных депозитарно-
(принцип «один депозитарий (счет депо), много брокеров (денежных счетов)».
Что касается приобретения ОФЗ, то иностранный инвестор вынужден
специально открывать счет депо владельца в НРД и заключать договор с
российским брокером.
Данная необходимость сопряжена для иностранного инвестора с
дополнительными временными и финансовыми издержками, а также с
принятием рисков инфраструктуры российского рынка, прежде всего, рисков
правового и операционного характера. При этом возможность владеть и
торговать ОФЗ напрямую является принципиальным моментом для многих
«качественных» (консервативных) инвесторов из числа зарубежных
пенсионных фондов и управляющих компаний.
В России в настоящее время более 40 организаций удостоверяют права
собственности на ценные бумаги. Данная ситуация не типична для
большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. В
данных странах существует институт центрального депозитария – организации,
наделенной эксклюзивным правом удостоверять права собственности на
ценные бумаги в общенациональном масштабе. Отсутствие в России
центрального депозитария является серьезным дестимулирующим фактором
для многих иностранных
частных и государственных
которые, согласно требованиям регуляторов, не могут инвестировать на рынках
тех государств, где отсутствует институт централизованного учета прав на
ценные бумаги.
Таким образом, превращение национального рынка капитала в
действительно стабильный и масштабный источник удовлетворения возросших
потребностей федерального бюджета возможно только в случае существенной
модернизации и либерализации этого рынка.
- 21 -
Фактор 4. Государственные гарантии Российской Федерации
На текущем этапе развития российской экономики государственные
гарантии играют все более значительную роль, выступая в качестве важного
инструмента посткризисной экономической политики. В последнее время
многие, если не большинство программных документов (отраслевых стратегий,
федеральных целевых программ, «дорожных карт» и т.п.) содержат ссылки на
государственные гарантии Российской Федерации как главное условие
привлечения денежных ресурсов для финансирования проектов в сфере
модернизации экономики, инфраструктуры, частно-государственного
партнерства, поддержки экспорта высокотехнологичной отечественной
продукции.
График 11. Планируемое предоставление гарантий Российской Федерации
в 2011 г., %
"Ипотечные
гарантии" по
заимствования
м ОАО
"АИЖК"
4%
Гарантии по
обязательства
м организаций
ОПК
31%
"Экспортные"
гарантии
15%
Гарантии по
инвестиционн
ым проектам
35%
Гарантии
МФО
3%
Гарантии по
обязательствам
организаций
ОПК
31%
"Ипотечные
гарантии" по
заимствованиям
ОАО "АИЖК"
4%
Гарантии по
обязательствам
страхования
рисков
авиаперевозчиков
5% Гарантии по
обязательствам
ОАО "Роснано"
7%
Гарантии по
инвестиционным
проектам
35%
Структура программы предоставления государственных гарантий
Российской Федерации на 2011 год, представленная на Графике 11, наглядно
отражает текущие
особенности использования
господдержки: высокая доля гарантий по различным инвестиционным
- 22 -
проектам (в том числе на реализацию инвестиционных проектов в
Северо-Кавказском федеральном округе, в том числе в Чеченской Республике),
появление новых видов гарантий, предоставляемых в целях реализации
государственного оборонного заказа, значительный объем гарантий по
обязательствам
крупных государственных
ОАО «АИЖК»).
В федеральном бюджете на 2011 год предусмотрено предоставление
государственных гарантий Российской Федерации в общем объеме около
551,1 млрд. руб. (График 12).
График 12. Объем предоставления государственных гарантий
Российской Федерации, млрд. руб.
461,0
538,3
420,5
344,5 326,5
215,0
175,5
209,8
130,6
138,2 164,3
84,0
0
100
200
300
400
500
600
700
800
2009 2010 2011 2012 2013 2014
млрд. руб.
В иностранной валюте (рублевый эквивалент долл. США)
В валюте Российской Федерации
Принятие обязательств по
государственным гарантиям
существенное влияние на основные параметры федерального бюджета. Объем
предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства и
включается в общий объем государственного долга Российской Федерации.
Таким образом, увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно
влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники
покрытия его дефицита. При этом на стадии формирования бюджетных
- 23 -
проектировок (планирования объема предоставления гарантий) обеспечение
точности прогноза величины бюджетных ассигнований на исполнение данного
вида условных обязательств крайне затруднено в связи с неопределенностью
условий сделок (проектов), которым оказывается государственная поддержка.
Эта особенность
значительно осложняет
короткий период, так и в долгосрочной перспективе.
Объем государственного долга Российской Федерации по
государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту (График 13),
причем темпами, существенно превышающими темпы прироста
государственного долга по ОФЗ. Если в 2009 году на долю госгарантий
приходилось около 8,6% всех долговых обязательств Российской Федерации
(График 14), то в 2011 г. этот показатель увеличится до 17,5% при устойчивой
тенденции к росту во все последующие годы. Как следствие, объемы
__________предусматриваемых в федеральном бюджете средств на исполнение
государственных гарантий Российской Федерации также стремительно растут
(График 15).
График 13. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
по государственным гарантиям, млрд. руб.
251,4
472,2
892,7
1 237,1
1 563,6 1 515,7
0
200
400
600
800
1 000
1 200
1 400
1 600
1 800
2009 2010 2011 2012 2013 2014
млрд. руб.
- 24 -
При этом уже в 2014 году сумма прямых расходов федерального бюджета
по исполнению госгарантий, то есть расходов, невозмещаемых впоследствии в
связи с отсутствием у Российской Федерации прав требования к должникам,
допустившим нарушение своих финансовых обязательств, может достичь
57,5 млрд. руб.
График 14. Доля государственных гарантий Российской Федерации в общем
объеме государственного долга Российской Федерации, %
18,7% 19,4%
17,5%
12,0%
8,6%
3,4%
0%
2%
4%
6%
8%
10%
12%
14%
16%
18%
20%
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Учитывая изложенное, представляется, что в планируемом периоде
формирование и реализацию долговой политики необходимо осуществлять,
исходя из того, что, во-первых, интенсивные методы применения госгарантий
себя исчерпали, и, во-вторых, накопленный по ним долг требует применения
усовершенствованных подходов к оказанию государственной гарантийной
поддержки, имея в виду решение задачи модернизации управления условными
обязательствами федерального бюджета.
- 25 -
График 15. Объем исполнения государственных гарантий
Российской Федерации, млрд. руб.
54,80
103,97
62,98
230,73
57,47
30,50 30,00
4,82
1,40 1,50 1,98
8,91
0
50
100
150
200
250
300
350
2009 2010 2011 2012 2013 2014
млрд. руб.
Расходы федерального бюджета
Источники финансирования федерального бюджета
Фактор 5. Сохранение
потребности в привлечении
капитала со стороны корпоративного сектора
В планируемом периоде сохраняются условия, стимулирующие
использование
российскими банками и
рынков в качестве источника фондирования своей деятельности. Основные
предпосылки – дефицит «длинных денег» на российском финансовом рынке,
относительная дешевизна внешних заимствований и доступность данного
ресурса для крупных компаний, особенно с участием государства. В этой связи
Россия как суверенный заемщик заинтересована в том, чтобы создавать
«целевые ориентиры» для формирования благоприятных условий
заимствований национальных хозяйствующих субъектов. Нам необходимо
поддерживать свое присутствие в наиболее востребованных сегментах внешних
долговых рынков. В то же время, предстоит принять меры, направленные на
- 26 -
дестимулирование притока в экономику страны «горячих денег» в форме
краткосрочных займов и кредитов.
Таким образом, в 2012-2014 гг. государственная долговая политика будет
строиться, исходя из необходимости, с одной стороны, поддержания
способности корпоративных российских заемщиков привлекать
финансирование на внешнем и внутреннем рынках на максимально
благоприятных условиях, а с другой – эффективного мониторинга долговой
ситуации негосударственного сектора.
2. Приоритеты и инструменты долговой политики
Реализация долговой политики Российской Федерации в 2012-2014 гг.
будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
обеспечение сбалансированности федерального бюджета при
сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой
устойчивости;
поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России
инвестиционной категории с перспективой создания предпосылок для
повышения рейтингов до категории «А»;
дальнейшее развитие национального рынка государственных ценных
бумаг;
обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и
национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему
источникам заемного капитала на приемлемых условиях,
минимизация стоимости заимствований;
поддержание мерами политики безопасных тенденций в сфере
внешнего долга российского корпоративного сектора, в том числе
ограничение притока спекулятивного капитала («горячих денег»).
- 27 -
2.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала
Решение задачи поддержания
высокой ликвидности
обеспечения присутствия на нем широкого круга инвесторов и стимулирования
инвестиционного спроса требует скорейшей реализации комплекса мер по
повышению привлекательности рынка государственных ценных бумаг.
В период 2010-2011 гг. Минфин России предпринял ряд мер в данном
направлении. Были обеспечены:
1) регулярная
публикация квартальных
также ориентиров по доходности размещаемых выпусков государственных
ценных бумаг накануне каждого аукциона;
2) периодические
консультации с основными
выявления проблем, тормозящих его развитие, учета предпочтений участников
относительно параметров предлагаемых выпусков ОФЗ;
3) отмена требования
о предварительном
средств в день аукциона;
4) переход к
размещению «эталонных
стандартными сроками до погашения и крупными объемами в обращении;
5) принятие поправок в федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и
Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на упрощение
порядка осуществления выплат по ценным бумагам с обязательным
централизованным хранением (закрепление за российскими депозитариями
исключительного права на осуществление указанных выплат депонентам -
владельцам ценных бумаг и выполнение депозитариями функций налогового
агента).
В результате проведенных мероприятий, на рынке ОФЗ произошли
следующие позитивные изменения:
– увеличилась ликвидность обращающихся выпусков (среднедневной
оборот вторичных торгов ОФЗ вырос до 3 млрд. руб., то есть более чем в 4 раза
по сравнению с 2009 г. (0,7 млрд. руб.);
- 28 -
– средний объем выпуска в обращении вырос с 45 до 83 млрд. руб.;
– в 4 раза увеличился средний объем размещения на аукционах – до
20 млрд. руб.;
– возросло число участников аукционов по размещению ОФЗ.
В планируемый период предлагаемые инвесторам ОФЗ будут
диверсифицированы по срокам до погашения. При этом приоритетным
направлением эмиссионной политики будет выпуск среднесрочных и