Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание

Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает
относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального
бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части
бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя
вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах.
Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной
перспективе основным источником финансирования дефицита федерального
бюджета.

Содержание

Введение ....................................................................................................................... 3
1. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой
политики Российской Федерации на 2012-2014 гг. ................................................. 4
Фактор 1. Макроэкономические условия реализации долговой политики..... 4
Фактор 2. Низкий уровень государственного долга .......................................... 6
Фактор 3. Состояние внутреннего рынка капитала ......................................... 12
Фактор 4. Государственные гарантии Российской Федерации ...................... 21
Фактор 5. Сохранение потребности в привлечении зарубежного заемного
капитала со стороны корпоративного сектора ................................................. 25
2. Приоритеты и инструменты долговой политики............................................... 26
2.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала ................................. 27
2.2. Долговая политика на международных рынках капитала........................ 32
2.3. Государственная гарантийная поддержка ................................................. 34
2.4. Политика в области заимствований субъектов
Российской Федерации ....................................................................................... 35
2.5. Взаимодействие с многосторонними банками развития.......................... 39
2.6. Мониторинг внешних долговых обязательств корпоративного сектора 42
2.7. Переход к активному управлению государственным долгом ................. 44
2.8. О компенсационных выплатах по «дореформенным» сбережениям
граждан ................................................................................................................. 46
Заключение................................................................................................................. 47

Работа состоит из  1 файл

долшговая политика.doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

многими экспертами как самый большой инфраструктурный анахронизм, не

позволяющий нерезидентам активно работать на российском долговом рынке.

ОФЗ торгуются  на бирже ЗАО «ММВБ», прямой доступ на которую имеют

исключительно российские участники с депозитарной лицензией. Иностранные

компании и  прочие российские инвесторы должны использовать посредников.

В отличие от корпоративных и муниципальных  облигаций внебиржевая

торговля ОФЗ  запрещена.

Депозитарный  учет ОФЗ и расчеты по сделкам с ними может

осуществлять  только Национальный расчетный депозитарий (далее – НРД), что

не создает  сложностей для большинства российских инвесторов. Однако для

иностранных инвесторов обычной практикой является проведение расчетов по

сделкам, заключенным на различных локальных рынках, через единый счет,

- 20 -

открытый в  одном из международных депозитарно-клиринговых  центров

(принцип «один  депозитарий (счет депо), много  брокеров (денежных счетов)».

Что касается приобретения ОФЗ, то иностранный инвестор вынужден

специально  открывать счет депо владельца в  НРД и заключать договор с

российским  брокером.

Данная необходимость  сопряжена для иностранного инвестора  с

дополнительными временными и финансовыми издержками, а также с

принятием рисков инфраструктуры российского рынка, прежде всего, рисков

правового и  операционного характера. При этом возможность владеть и

торговать ОФЗ  напрямую является принципиальным моментом для многих

«качественных» (консервативных) инвесторов из числа  зарубежных

пенсионных фондов и управляющих компаний.

В России в настоящее  время более 40 организаций удостоверяют права

собственности на ценные бумаги. Данная ситуация не типична  для

большинства как  развитых стран, так и государств формирующихся рынков. В

данных странах  существует институт центрального депозитария – организации,

наделенной  эксклюзивным правом удостоверять права  собственности на

ценные бумаги в общенациональном масштабе. Отсутствие в России

центрального  депозитария является серьезным  дестимулирующим фактором

для многих иностранных  частных и государственных инвестиционных фондов,

которые, согласно требованиям регуляторов, не могут  инвестировать на рынках

тех государств, где отсутствует институт централизованного  учета прав на

ценные бумаги.

Таким образом, превращение национального рынка капитала в

действительно стабильный и масштабный источник удовлетворения возросших

потребностей  федерального бюджета возможно только в случае существенной

модернизации  и либерализации этого рынка.

- 21 -

Фактор 4. Государственные гарантии Российской Федерации

На текущем этапе развития российской экономики государственные

гарантии играют все более  значительную роль, выступая в качестве важного

инструмента посткризисной  экономической политики. В последнее  время

многие, если не большинство программных документов (отраслевых стратегий,

федеральных целевых программ, «дорожных карт» и т.п.) содержат ссылки на

государственные гарантии Российской Федерации как главное условие

привлечения денежных ресурсов для финансирования проектов в сфере

модернизации экономики, инфраструктуры, частно-государственного

партнерства, поддержки экспорта высокотехнологичной отечественной

продукции.

График 11. Планируемое  предоставление гарантий Российской Федерации

в 2011 г., %

"Ипотечные

гарантии" по

заимствования

м ОАО

"АИЖК"

4%

Гарантии по

обязательства

м организаций

ОПК

31%

"Экспортные"

гарантии

15%

Гарантии по

инвестиционн

ым проектам

35%

Гарантии

МФО

3%

Гарантии по

обязательствам

организаций

ОПК

31%

"Ипотечные

гарантии" по

заимствованиям

ОАО "АИЖК"

4%

Гарантии по

обязательствам

страхования

рисков

авиаперевозчиков

5% Гарантии по

обязательствам

ОАО "Роснано"

7%

Гарантии по

инвестиционным

проектам

35%

Структура программы  предоставления государственных гарантий

Российской  Федерации на 2011 год, представленная на Графике 11, наглядно

отражает текущие  особенности использования данного  инструмента

господдержки: высокая доля гарантий по различным  инвестиционным

- 22 -

проектам (в  том числе на реализацию инвестиционных проектов в

Северо-Кавказском федеральном округе, в том числе  в Чеченской Республике),

появление новых  видов гарантий, предоставляемых в целях реализации

государственного  оборонного заказа, значительный объем  гарантий по

обязательствам  крупных государственных компаний (ОАО «РОСНАНО»,

ОАО «АИЖК»).

В федеральном  бюджете на 2011 год предусмотрено  предоставление

государственных гарантий Российской Федерации в общем объеме около

551,1 млрд. руб. (График 12).

График 12. Объем  предоставления государственных гарантий

Российской  Федерации, млрд. руб.

461,0

538,3

420,5

344,5 326,5

215,0

175,5

209,8

130,6

138,2 164,3

84,0

0

100

200

300

400

500

600

700

800

2009 2010 2011 2012 2013 2014

млрд. руб.

В иностранной валюте (рублевый эквивалент долл. США)

В валюте Российской Федерации

Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает

существенное влияние  на основные параметры федерального бюджета. Объем

предоставленных гарантий формирует  условные обязательства государства  и

включается в общий  объем государственного долга Российской Федерации.

Таким образом, увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно

влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники

покрытия его дефицита. При этом на стадии формирования бюджетных

- 23 -

проектировок (планирования объема предоставления гарантий) обеспечение

точности прогноза величины бюджетных ассигнований на исполнение данного

вида условных обязательств крайне затруднено в связи  с неопределенностью

условий сделок (проектов), которым оказывается  государственная поддержка.

Эта особенность  значительно осложняет бюджетное  планирование как на

короткий период, так и в долгосрочной перспективе.

Объем государственного долга Российской Федерации по

государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию  к росту (График 13),

причем темпами, существенно  превышающими темпы прироста

государственного долга  по ОФЗ. Если в 2009 году на долю госгарантий

приходилось около 8,6% всех долговых обязательств Российской Федерации

(График 14), то в 2011 г.  этот показатель увеличится до 17,5% при устойчивой

тенденции к росту во все  последующие годы. Как следствие, объемы

__________предусматриваемых  в федеральном бюджете средств на исполнение

государственных гарантий Российской Федерации также стремительно растут

(График 15).

График 13. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

по государственным гарантиям, млрд. руб.

251,4

472,2

892,7

1 237,1

1 563,6 1 515,7

0

200

400

600

800

1 000

1 200

1 400

1 600

1 800

2009 2010 2011 2012 2013 2014

млрд. руб.

- 24 -

При этом уже в 2014 году сумма  прямых расходов федерального бюджета

по исполнению госгарантий, то есть расходов, невозмещаемых впоследствии в

связи с отсутствием у  Российской Федерации прав требования к должникам,

допустившим нарушение своих  финансовых обязательств, может достичь

57,5 млрд. руб.

График 14. Доля государственных  гарантий Российской Федерации в  общем

объеме государственного долга Российской Федерации, %

18,7% 19,4%

17,5%

12,0%

8,6%

3,4%

0%

2%

4%

6%

8%

10%

12%

14%

16%

18%

20%

2008 2009 2010 2011 2012 2013

Учитывая изложенное, представляется, что в планируемом  периоде

формирование  и реализацию долговой политики необходимо осуществлять,

исходя из того, что, во-первых, интенсивные методы применения госгарантий

себя исчерпали, и, во-вторых, накопленный по ним  долг требует применения

усовершенствованных подходов к оказанию государственной гарантийной

поддержки, имея в виду решение  задачи модернизации управления условными

обязательствами федерального бюджета.

- 25 -

График 15. Объем исполнения государственных гарантий

Российской Федерации, млрд. руб.

54,80

103,97

62,98

230,73

57,47

30,50 30,00

4,82

1,40 1,50 1,98

8,91

0

50

100

150

200

250

300

350

2009 2010 2011 2012 2013 2014

млрд. руб.

Расходы федерального бюджета

Источники финансирования федерального бюджета

Фактор 5. Сохранение потребности в привлечении зарубежного  заемного

капитала со стороны корпоративного сектора

В планируемом  периоде сохраняются условия, стимулирующие

использование российскими банками и предприятиями  зарубежных долговых

рынков в  качестве источника фондирования своей  деятельности. Основные

предпосылки –  дефицит «длинных денег» на российском финансовом рынке,

относительная дешевизна внешних заимствований и доступность данного

ресурса для  крупных компаний, особенно с участием государства. В этой связи

Россия как  суверенный заемщик заинтересована в том, чтобы создавать

«целевые ориентиры» для формирования благоприятных  условий

заимствований национальных хозяйствующих субъектов. Нам необходимо

поддерживать  свое присутствие в наиболее востребованных сегментах внешних

долговых рынков. В то же время, предстоит принять  меры, направленные на

- 26 -

дестимулирование  притока в экономику страны «горячих денег» в форме

краткосрочных займов и кредитов.

Таким образом, в 2012-2014 гг. государственная долговая политика будет

строиться, исходя из необходимости, с одной стороны, поддержания

способности корпоративных  российских заемщиков привлекать

финансирование  на внешнем и внутреннем рынках на максимально

благоприятных условиях, а с другой – эффективного мониторинга долговой

ситуации негосударственного сектора.

2. Приоритеты и инструменты долговой политики

Реализация  долговой политики Российской Федерации в 2012-2014 гг.

будет осуществляться в соответствии со следующими целями:

􀂃 обеспечение сбалансированности федерального бюджета при

сохранении  достигнутой в последние годы высокой степени долговой

устойчивости;

􀂃 поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России

инвестиционной категории  с перспективой создания предпосылок  для

повышения рейтингов до категории  «А»;

􀂃 дальнейшее развитие национального рынка государственных ценных

бумаг;

􀂃 обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и

национальных корпоративных  заемщиков к внутреннему и  внешнему

источникам заемного капитала на приемлемых условиях,

минимизация стоимости заимствований;

􀂃 поддержание мерами политики безопасных тенденций в сфере

внешнего долга российского  корпоративного сектора, в том числе

ограничение притока спекулятивного капитала («горячих денег»).

- 27 -

2.1. Долговая политика  на внутреннем рынке капитала

Решение задачи поддержания  высокой ликвидности внутреннего  рынка,

обеспечения присутствия  на нем широкого круга инвесторов и стимулирования

инвестиционного спроса требует скорейшей реализации комплекса мер по

повышению привлекательности  рынка государственных ценных бумаг.

В период 2010-2011 гг. Минфин России предпринял ряд мер  в данном

направлении. Были обеспечены:

1) регулярная  публикация квартальных графиков  размещения ОФЗ, а

также ориентиров по доходности размещаемых выпусков государственных

ценных бумаг  накануне каждого аукциона;

2) периодические  консультации с основными участниками  рынка с целью

выявления проблем, тормозящих его развитие, учета предпочтений участников

относительно  параметров предлагаемых выпусков ОФЗ;

3) отмена требования  о предварительном депонировании  денежных

средств в день аукциона;

4) переход к  размещению «эталонных выпусков»  ОФЗ, т.е. выпусков со

стандартными  сроками до погашения и крупными объемами в обращении;

5) принятие поправок  в федеральный закон «О рынке  ценных бумаг» и

Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на упрощение

порядка осуществления  выплат по ценным бумагам с обязательным

централизованным  хранением (закрепление за российскими  депозитариями

исключительного права на осуществление указанных  выплат депонентам -

владельцам  ценных бумаг и выполнение депозитариями  функций налогового

агента).

В результате проведенных мероприятий, на рынке ОФЗ произошли

следующие позитивные изменения:

– увеличилась  ликвидность обращающихся выпусков (среднедневной

оборот вторичных  торгов ОФЗ вырос до 3 млрд. руб., то есть более чем в 4 раза

по сравнению  с 2009 г. (0,7 млрд. руб.);

- 28 -

– средний объем  выпуска в обращении вырос  с 45 до 83 млрд. руб.;

– в 4 раза увеличился средний объем размещения на аукционах  – до

20 млрд. руб.;

– возросло число  участников аукционов по размещению ОФЗ.

В планируемый  период предлагаемые инвесторам ОФЗ  будут

диверсифицированы по срокам до погашения. При этом приоритетным

направлением  эмиссионной политики будет выпуск среднесрочных и

Информация о работе Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014гг.