Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:27, курсовая работа
Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает
относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального
бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части
бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя
вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах.
Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной
перспективе основным источником финансирования дефицита федерального
бюджета.
Введение ....................................................................................................................... 3
1. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой
политики Российской Федерации на 2012-2014 гг. ................................................. 4
Фактор 1. Макроэкономические условия реализации долговой политики..... 4
Фактор 2. Низкий уровень государственного долга .......................................... 6
Фактор 3. Состояние внутреннего рынка капитала ......................................... 12
Фактор 4. Государственные гарантии Российской Федерации ...................... 21
Фактор 5. Сохранение потребности в привлечении зарубежного заемного
капитала со стороны корпоративного сектора ................................................. 25
2. Приоритеты и инструменты долговой политики............................................... 26
2.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала ................................. 27
2.2. Долговая политика на международных рынках капитала........................ 32
2.3. Государственная гарантийная поддержка ................................................. 34
2.4. Политика в области заимствований субъектов
Российской Федерации ....................................................................................... 35
2.5. Взаимодействие с многосторонними банками развития.......................... 39
2.6. Мониторинг внешних долговых обязательств корпоративного сектора 42
2.7. Переход к активному управлению государственным долгом ................. 44
2.8. О компенсационных выплатах по «дореформенным» сбережениям
граждан ................................................................................................................. 46
Заключение................................................................................................................. 47
финансового состояния принципалов, по обязательствам которых
предоставляются госгарантии (соблюдение указанного условия не
предусмотрено, например, правилами предоставления гарантий по
- 35 -
инвестпроектам и гарантий для реализации государственного оборонного
заказа);
4) наличие обеспечения
возвратности средств,
исполнение госгарантий (например, по гарантиям по инвестпроектам не
предусмотрено обеспечение права регрессного требования Российской
Федерации к принципалу);
5) соблюдение
определенных ограничений
государственной поддержки на период действия госгарантий (например, отмена
премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту4), а также
установление ответственности принципала за нереализацию поддерживаемых
государством проектов.
Меры аналогичного характера планируется принять и в сфере
планирования бюджетных ассигнований на возможное исполнение
государственных гарантий. В частности, предлагается предусматривать в
федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год
следующие ассигнования:
– по фактически выданным госгарантиям – до 100% суммы возможного
исполнения;
– по планируемым к представлению госгарантиям – в существенно
меньшем объеме,
с последующим оперативным
необходимости) изменений в федеральный закон о федеральном бюджете,
предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований до 100% суммы
возможного исполнения.
2.4. Политика
в области заимствований
За последние пять лет объем государственного долга субъектов
Российской
Федерации последовательно
ежегодно. К началу 2011 года его консолидированная сумма превысила 1 трлн.
4Данное ограничение, продемонстрировавшее свою исключительную действенность,
предусмотрено только по «антикризисным» госгарантиям.
- 36 -
руб. (График 16). При этом максимальный рост – более 48% пришелся на
кризисный 2009 год.
По состоянию на 1 января 2011 г. государственный долг субъектов
составил 1 096,0 млрд. руб. или 2,4% ВВП, в том числе государственный
внешний долг субъектов – 32,0 млрд. руб. (1,1 млрд. долл. США) или менее
0,1% ВВП.
График 16. Государственный долг субъектов Российской Федерации,
млрд. руб.
361,7 392,2
458,7
601,2
890,8
1 096,0
0
200
400
600
800
1 000
1 200
2006 2007 2008 2009 2010 2011
млрд. руб.
За последние два года наблюдалось существенное изменение структуры
государственного долга субъектов Российской Федерации в сторону
увеличения доли обязательств по привлеченным бюджетным кредитам от
других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Соответственно,
доля рыночного долга снижалась. Так, по состоянию на 1 июня 2011 г.
(График 17) доля бюджетных кредитов в структуре долга достигла почти 37%,
увеличившись по сравнению с началом 2009 года более чем в 5 раз и в
значительной степени заместив задолженность по ценным бумагам (снижение
- 37 -
на 8,7%), банковским кредитам (снижение на 11%) и государственным
гарантиям субъектов (снижение на 10,3%).
График 17. Структура государственного долга субъектов
Российской Федерации
Иные долговые
обязательства
субъектов
Российской
Федерации
0,01%
Бюджетные
кредиты,
привлеченные в
бюджет субъектов
Российской
Федерации от
других бюджетов
бюджетной системы
Российской
Федерации
36,9%
Государственные
гарантии субъектов
Российской
Федерации
10,2%
Кредиты,
полученные
субъектами
Российской
Федерации от
кредитных
организаций,
иностранных банков
и международных
финансовых
организаций
16,89%
Государственные
ценные бумаги
субъектов
Российской
Федерации
36,0%
Указанные изменения явились следствием сознательной государственной
антикризисной политики в сфере межбюджетных отношений: в условиях
сокращения
доходов субъектов и
наращивание объемов льготного кредитования из федерального бюджета было
оправдано и
позволило стабилизировать
бюджетами.
В предстоящий период политика в сфере межбюджетных отношений
претерпит кардинальные изменения. Объем кредитования региональных
бюджетов из федерального бюджета будет существенно сокращен с
перспективой получения субъектами бюджетных кредитов только в связи с
чрезвычайными ситуациями. В частности, в предстоящий период планируется
сократить объемы бюджетных кредитов регионам более чем в 6 раз:
- 38 -
с 128,6 млрд. руб. в 2011 году до 20,0 млрд. руб. в 2014 году. С 2012 года не
планируется предоставление бюджетных кредитов на строительство,
реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных
дорог общего пользования.
В результате, в
предстоящем периоде
Федерации в рыночных заемных ресурсах будут объективно возрастать. Данное
обстоятельство, с одной стороны, налагает на субъекты повышенные
требования к соблюдению благоприятных показателей платежеспособности, а с
другой –
создает условия для
заемные ресурсы. Этот фактор станет дополнительным стимулом,
обуславливающим
необходимость скорейшей
емкости и ликвидности этого рынка.
С 1 января 2011 г. вступили в силу нормы Бюджетного кодекса
Российской Федерации, предоставляющие право субъектам возобновить
практику внешних
заимствований в целях
и погашения внешнего долга. Однако это не затронет те субъекты, у которых
расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за
исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных лет
превышала 5% объема
собственных доходов
которые вправе осуществлять внешние заимствования только для погашения
внешнего долга. Еще одно ограничение состоит в том, что субъекты вправе
осуществлять внешние облигационные займы при условии получения
рейтингов от не менее чем двух ведущих международных рейтинговых
агентств.
Исходя из предусмотренных Бюджетным кодексом ограничений,
потенциально в текущем году возможен выход на международный рынок
капитала только 6-ти субъектов. При этом для пяти из них (г. Москва,
г. Санкт-Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ
– Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ) речь идет о финансировании
дефицита бюджета
и погашении накопленных
- 39 -
одного (Республика Башкортостан) – о рефинансировании внешнего долга. При
этом возможный объем внешних заимствований этих субъектов не превысит
198 млрд. руб.
В целом, предстоящий период потребует повышенного внимания к
ситуации в сфере государственного долга субъектов Российской Федерации.
2.5. Взаимодействие
с многосторонними банками
Начиная с 2002 г., Российская Федерация отказалась от привлечения
финансовых (бюджетозамещающих) займов международных финансовых
организаций (МФО), сосредоточившись на совместной с многосторонними
банками развития (МБР) реализации проектов в приоритетных сферах и
отраслях российской экономики. Основа взаимодействия – инвестиционные
займы со значительной
долей российского
За прошедший период доля обязательств по кредитам МФО в структуре
государственного долга Российской Федерации последовательно снижалась,
достигнув, по состоянию на 1 июня 2011 г 1,8% (80,4 млрд. руб. или 2,6 млрд.
долл. США) (График 18). В составе привлекаемых Российской Федерацией
заемных средств на кредиты МФО приходится не более 0,4%. В период
2012-2014 гг. объем таких заимствований будет оставаться на незначительном
уровне, не превышая в среднем 300 млн. долл. США в год.
Помимо сокращения объемов заимствований у МБР особенностью
текущего взаимодействия Российской Федерации с этими институтами
является значительное увеличение доли российского софинансирования
совместных проектов. Так, за период 2005-2011 гг. первоначально
согласованные в соглашениях о займах объемы бюджетного софинансирования
были пересмотрены в сторону увеличения, в среднем на 50%. В отдельных
случаях объемы российского софинансирования возросли в 2-6 раз.
- 40 -
График 18. Государственный долг Российской Федерации по кредитам (займам)
многосторонних банков развития, млрд. долл. США
3,8
5,0 4,5
5,5
5,7
9,7
3,1 2,6
2,2 1,8 1,7
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
млрд. долл. США
В настоящее время в рамках соглашений о займах с Международным
банком реконструкции и развития (МБРР), Европейским банком реконструкции
и развития (ЕБРР) и Северным инвестиционным банком (СИБ) реализуется
12 проектов на общую сумму 2,3 млрд. долл. США. Они направлены на
решение задач в области модернизации казначейской системы Российской
Федерации, информационной системы таможенных органов, модернизации и
технического перевооружения учреждений и организаций Росгидромета,
реформирования
жилищно-коммунального
систем государственной регистрации прав на недвижимость и государственной
статистики, поддержки судебной реформы, экономического развития
г. Санкт-Петербурга, сохранения и использования культурного наследия России
и др. Кроме того, в 2011 г. в развитие выдвинутой Россией в рамках
представительства
в «Группе восьми»
соглашение с МБРР о займе на реализацию проекта в сумме 113 млн. долл.
США по содействию повышению уровня финансовой грамотности населения и
развитию финансового образования в Российской Федерации.
- 41 -
Только по двум из указанных проектов (менее 10% привлекаемых у МБР
ресурсов) средства займов предоставляются внутренним заемщикам на
срочной, платной и возвратной основе в качестве субзаймов. По всем
остальным кредитам получателями средств являются федеральные органы
исполнительной власти. В период 2012-2014 гг. общий объем заимствований
России у МБР может составить до 900 млн. долл. США. При этом уже
в 2014 году предоставление бюджетных кредитов за счет средств МБР не
предусматривается.
Получение суверенных займов у МБР в планируемых объемах признается
целесообразным при наличии у этого источника финансирования следующих
сравнительных преимуществ:
– возможность
привлечения экспертно-
ведущих специалистов в вопросах реформирования системы государственного
управления, реализации крупных инфраструктурных и других проектов
государственного значения;
– обеспечение международной сертификации проектов: участие МБР
подтверждает соответствие проектов международным стандартам;
– прозрачность правил и процедур реализации, что способствует росту
доверия частного сектора, стимулирует привлечение частных инвестиций;
– возможность получения дополнительного финансирования, в т.ч.
грантового, за счет участия в донорских программах МБР;
– гибкий подход при определении соотношения объемов заемных средств
МБР и российского софинансирования;
– низкая стоимость займов МБР.
С учетом изложенного, в предстоящий период сотрудничество с МБР
будет продолжено,
в том числе в форме
заемных средств, на основе следующих подходов:
1) преимущественное финансирование совместных с МБР проектов из
федерального бюджета с соответствующим сокращением доли заемного
финансирования;
минимальные заимствования
- 42 -
случаях, когда использование займов является необходимым и обязательным
условием участия МБР в проектах в силу положений устава, утвержденных
принципов работы МБР, а реализация проекта признается целесообразной;
2) реализация
новых проектов в сферах
охраны окружающей среды, повышения энергетической эффективности,
развития финансового рынка и рынка микрофинансовых услуг, поддержки
региональных местных инициатив, совершенствования __________национальной системы
гидрометеорологии, развития особых экономических зон, физической культуры
и спорта социально незащищенных групп населения, развития лесного
хозяйства; выбор конкретного инструмента сотрудничества с МБР, а также
определение доли российского софинансирования осуществляется
индивидуально по каждому проекту;
3) использование
практики предоставления
Российской Федерации по проектам, реализуемым с участием МБР;
4) расширение участия Российской Федерации в различных инициативах
МБР, в том числе фондах технического содействия, фондах прямых инвестиций
и других инструментах сотрудничества;
5) содействие увеличению портфеля проектов, реализуемых
Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним
агентством гарантирования инвестиций (МАГИ), Европейским банком