Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:27, курсовая работа
Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает
относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального
бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части
бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя
вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах.
Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной
перспективе основным источником финансирования дефицита федерального
бюджета.
Введение ....................................................................................................................... 3
1. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой
политики Российской Федерации на 2012-2014 гг. ................................................. 4
Фактор 1. Макроэкономические условия реализации долговой политики..... 4
Фактор 2. Низкий уровень государственного долга .......................................... 6
Фактор 3. Состояние внутреннего рынка капитала ......................................... 12
Фактор 4. Государственные гарантии Российской Федерации ...................... 21
Фактор 5. Сохранение потребности в привлечении зарубежного заемного
капитала со стороны корпоративного сектора ................................................. 25
2. Приоритеты и инструменты долговой политики............................................... 26
2.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала ................................. 27
2.2. Долговая политика на международных рынках капитала........................ 32
2.3. Государственная гарантийная поддержка ................................................. 34
2.4. Политика в области заимствований субъектов
Российской Федерации ....................................................................................... 35
2.5. Взаимодействие с многосторонними банками развития.......................... 39
2.6. Мониторинг внешних долговых обязательств корпоративного сектора 42
2.7. Переход к активному управлению государственным долгом ................. 44
2.8. О компенсационных выплатах по «дореформенным» сбережениям
граждан ................................................................................................................. 46
Заключение................................................................................................................. 47
реконструкции и развития (ЕБРР), Черноморским банком торговли и развития
(ЧБТР), Евразийским банком развития (ЕАБР) в Российской Федерации без
финансовых обязательств со стороны Российской Федерации;
6) активное участие
Российской Федерации как
МБР, направленное на обеспечение эффективного использования потенциала
международных финансовых институтов в интересах Российской Федерации.
2.6. Мониторинг внешних долговых обязательств корпоративного сектора
В 2009-2010 гг. внешний корпоративный долг России сократился на
5,8 млрд. долл.США (на 1,3%) и к середине 2011 г. составил 485,6 млрд. долл.
- 43 -
США, что соответствует 25% ВВП. По состоянию на 1 июля 2011 г.,
совокупный (т.е.
государственный и
составил 532,2 млрд. долл. США или 28% ВВП. При этом международные
валютные резервы России (524,5 млрд. долл. США) на 98% покрывали объем
этого долга (График 19).
График 19. Международные валютные резервы и внешний долг
Российской Федерации, в % к ВВП
9%
7%
11%
12%
14%
17%
21%
101%
62%
49%
45%
42%
35%
34%
31%
24%
33%
34%
30%
35%
30%
33%
36%
34%
34%
142%
0%
20%
40%
60%
80%
100%
120%
140%
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
% к ВВП
Международные валютные резервы Совокупный внешний долг
Один из общих принципов долговой политики Российской Федерации
состоит в том,
чтобы государственные
способности других российских заемщиков привлекать финансирование на
внешнем и внутреннем рынках. Более того, в последние годы государство
стремилось
создавать благоприятные
в частности, за счет формирования репрезентативной шкалы доходности
российского суверенного долга по всем срокам заимствований и, таким
образом, создания
условий для адекватного
инструментам всех российских заемщиков.
- 44 -
Вместе с тем, бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный
сектор, диктует
необходимость повышенного
сфере корпоративных заимствований. В 2012-2014 гг. будет продолжено
решение задачи
по совершенствованию системы
банков и корпораций, в том числе с целью создания механизма оперативного
влияния на их заемную политику, особенно предприятий с крупной долей
государственного участия. В качестве одного из элементов решения данной
задачи, а также в соответствии с требованием Федерального закона № 7-ФЗ от
12 января 1996 г.
«О некоммерческих
29 декабря 2010
г.) планируется принятие
Российской Федерации, устанавливающего порядок принятия
государственными корпорациями решений о заимствованиях в иностранной
валюте.
2.7. Переход к
активному управлению
Эффективное решение задачи по минимизации постоянно растущих
расходов, направляемых на погашение и обслуживание государственного
долга, а также расходов по управлению присущими суверенным долговым
обязательствам рисками диктует необходимость перехода к практике
применения так называемых активных операций с государственным долгом. Их
главное содержание состоит в целенаправленном воздействии на структуру
задолженности (по срокам, используемым валютам и инструментам,
процентным ставкам и т.п.).
Опыт ряда зарубежных стран показывает, что в данном контексте
ключевое значение имеет создание подконтрольного государству
специализированного рыночного института, обладающего необходимым
набором полномочий и кадровым потенциалом. Применительно к нашей стране
речь идет об ОАО «Российское финансовое агентство» (РФА), политическое
решение о создании которого было принято еще в 2008 г. Данному институту
- 45 -
отводится, с одной стороны, роль «фронт-офиса», отвечающего за
взаимодействие
с инвесторами и другими
Его деятельность будет призвана формировать и поддерживать адекватное
восприятие инвестиционным сообществом кредитного риска России. С другой
стороны, в перспективе к РФА перейдут функции основного консультанта
Минфина России по вопросам оптимизации структуры и снижению расходов
по погашению и обслуживанию государственного долга, минимизации
процентных и валютных рисков федерального бюджета.
График 20. Функции Российского финансового агентства
Планируется, что РФА будет осуществлять от имени Российской
Федерации внутренние
и внешние государственные
размещать государственные ценные бумаги, а также проводить операции с
данными ценными бумагами на вторичном рынке с целью оптимизации
структуры государственного долгового портфеля. По мере создания
необходимых предпосылок и условий, РФА будет инвестировать часть средств
российских суверенных фондов (График 20).
Размещение
государственных
ценных бумаг
РФА
Консультирование
Минфина России
Операции
с государственными
ценными бумагами
на вторичном рынке
Инвестирование средств
суверенных фондов
Взаимодействие
с инвесторами
в долговые обязательства
России
- 46 -
В случае принятия разработанного Минфином России соответствующего
законопроекта в предстоящем периоде такой институт будет учрежден
Правительством Российской Федерации и начнет развертывание своей
деятельности.
2.8. О компенсационных выплатах по «дореформенным» сбережениям
граждан
Самостоятельную проблему текущей долговой политики представляет
собой вопрос о компенсационных выплатах по «дореформенным» сбережениям
граждан, обеспечение выполнения обязательств по которым осуществляется за
счет источников финансирования дефицита федерального бюджета, а именно за
счет государственных внутренних заимствований. За последнее десятилетие
сумма денежных средств, направляемых на эти цели, выросла более чем в 9 раз:
с 12 млрд. руб. в 2001 году до 115 млрд. руб. в 2010 году. В 2011 году и в
плановом периоде на компенсационные выплаты планируется направлять по
50 млрд. руб. ежегодно.
Действующей нормативной
базой, формируемой рядом
актов, принятых в середине 1990-х годов, предусматривается полная
компенсация всех потерь вкладчиков, то есть восстановление покупательной
способности их сбережений до уровня, соответствующего покупательной
способности денег в 1990-1991 годах. При этом, однако, в этих актах проблема
нахождения источников финансирования соответствующих бюджетных
расходов не решена. Между тем, Федеральным законом от 10 мая 1995 г.
№ 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской
Федерации» предполагается осуществить переоформление дореформенных
сбережений граждан в целевые долговые обязательства, имеющие статус
государственных ценных бумаг и выпускаемые на весь объем гарантированных
сбережений. Возникающий в результате государственный внутренний долг
оценивается, по состоянию на начало 2011 года, в 25(!) трлн. руб.
Очевидно, что практическая реализация данной концепции
восстановления сбережений граждан накладывает на федеральный бюджет
- 47 -
непомерные обязательства. Если это произойдет в действительности, то
государство лишится
возможности в течение
осуществлять финансирование иных расходов. Очевидно, что выпуск на
финансовые рынки государственных ценных бумаг в таком объеме
невозможен, и по другим причинам.
В соответствии с постановлением Государственной думы Федерального
Собрания Российской Федерации от 27 января 2010 г. № 3125-5 ГД создана
рабочая группа по совершенствованию законодательства в сфере
восстановления и защиты сбережений россиян. В состав этой группы входят
представители заинтересованных органов исполнительной и законодательной
власти, а также ряда профессиональных организаций. Однако еще до
завершения ее работы важно определиться на законодательном уровне с
концептуальным подходом к решению проблемы компенсации
«дореформенных» вкладов. Очевидно, соответствующую компенсацию надо
осуществить, исходя из посильного для федерального бюджета коэффициента
такой компенсации, а также ограничения роста государственного долга.
Заключение
Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры
рынков капитала в предстоящий период государственная долговая политика
будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации
осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения
поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для
нашей страны как
надежного суверенного
будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала,
прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и
эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным
сообществом, последовательное расширение круга инвесторов,
заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги
Российской Федерации.
- 48 -
Фактический объем государственных
заимствований будет
результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего
и внешнего рынков. Накопленный объем долговых обязательств перед
национальными и зарубежными кредиторами будет находиться в пределах,
исключающих значимое ухудшение долговой устойчивости Российской
Федерации. Долговая политика будет направлена на повышение кредитных
рейтингов нашей страны и обеспечение безусловной платежеспособности.__