Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:01, дипломная работа
Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина. Права и свободы личности разграничиваются на права человека и права гражданина.
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. История становления и развития института самозащиты прав и свобод человека и гражданина 7
1.1. Самостоятельная защита нарушенных прав в законодательстве зарубежных стран и России 7
1.2. Понятие самозащиты. Соотношение самозащиты и самоуправства 17
Глава 2. Реализация основных способов самозащиты конституционных прав и свобод в России 36
2.1. Публичные мероприятия как способ самозащиты 37
2.2. Использование оружия 40
2.3. Действия в условиях необходимой обороны и
крайней необходимости …………………………………………………….. 44
2. 4. Причины нарушения реализации прав и свобод....................................53
Заключение 56
Список литературы 52
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Кафедра конституционного права России и зарубежных стран
Самозащита конституционных прав и свобод человека и гражданина
Дипломная работа
Специальность 030501 – «Юриспруденция»
Специализация 021101 – государственное право
Допущено
к защите в ГАК
Зав.
кафедрой
.
Воронеж
2011
Введение......................
Список литературы 52
Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина. Права и свободы личности разграничиваются на права человека и права гражданина. Такое разграничение базируется на различении двух таких разных субъектов этих прав и свобод, как человек и гражданин. Права и свободы человека возникают в результате самого факта рождения человека вне всякой связи его с государством. Эти права берут свое начало в естественном праве. Гражданином человек становится только в результате установления между ним и государством определенной политико-правовой связи в виде получения гражданства. Поэтому в отношении прав и свобод гражданина нельзя безоговорочно утверждать, что они возникают вне всякой связи личности с государством. Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, или иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующей Конституции Российской Федерации1: «Права и свободы человека и гражданина». В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в статье 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Конституционные
права и свободы являются главным
элементом конституционного правоотношения,
в котором участвует государство и гражданин.
Для гражданина смысл такого правоотношения
состоит в получении защиты своих прав,
а для государства - в обязанности предоставить
эту защиту. Конституция 1993 года впервые
на отечественном уровне признала естественную
природу прав и свобод и на уровне высшей
правовой регламентации закрепила право
на самозащиту как элемент конституционно-правового
механизма защиты основных прав и свобод
человека и гражданина.
Таким образом, наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Под правом на самозащиту подразумеваются способы защиты прав, которые не предполагают обращение за помощью ни к административным, ни к судебным государственным органам. Здесь имеются в виду ситуации, когда защита прав осуществляется гражданами самостоятельно или с помощью структур гражданского общества. К таким структурам можно отнести общественные организации и объединения, в том числе профсоюзы, а также неинституционализированные инициативные группы и средства массовой информации. Они реализуют данное право, используя различные средства, допустимые в соответствии с национальным законодательством: собрания, митинги, демонстрации, пикетирования, забастовки и т. п., направленные на привлечение общественного внимания и мобилизацию общественного мнения для отстаивания определенных интересов и защиты нарушенных прав.2
На современном этапе развитии цивилистических представлений о самозащите назрела необходимость устранения пробелов в законодательном регулировании данной сферы, выяснения её специфики и того, чем самозащита отличается от иных самостоятельных действий, направленных на реализацию гражданских прав или их восстановление.
Институт самозащиты является относительно новым для российского гражданского законодательства, что породило значительное расхождение во мнениях относительно его содержания, а также крайне ограниченное применение нормы, посвященной самозащите. Определение содержания самозащиты гражданских прав требует ответа на вопрос о соотношении её с похожими институтами гражданского и других отраслей права, выявления условий правомерности причинения самостоятельной защитой вреда.
Всё это обуславливает актуальность изучения данного вопроса.
Целью данной дипломной работы является более глубокое изучение института самозащиты прав и свобод в российском законодательстве, выявление тенденций исторического развития самостоятельной защиты нарушенных прав, а также выявление критериев разграничения самозащиты прав и самоуправства.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обосновывается многими факторами. Во-первых, не достаточной исследованностью институту самозащиты прав и свобод человека и гражданина, его новизной для России и постоянным, непрерывным развитием и усовершенствованием, во-вторых, необходимостью повышения эффективности института самозащиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в-третьих, целесообразностью использования опыта зарубежных стран для совершенствования самообороны в Российской Федерации.
Целью дипломной работы является исследование института самообороны в России, его сравнение с зарубежными странами. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
В дипломной работе использованы труды ученых: Кабалкин А. Ю.,Абова Т. Е.,Богданова Е.Е., Витман Е.В., Грибанов В.П., Гуев А.А., Маковский А.Л., Хохлов С.А., Новак Д.В., Свердлык Д.А., Страунинг Э, Селезнев А.Г., Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Синайский В.И., Хвостов В.М.
Дипломная работа выполнена с использованием следующих методов: анализ, синтез, исторического, формально-юридического и метода сравнения.
Права человека это понятие, которое постоянно развивается на протяжении всей человеческой истории. Они были неразрывно связаны с законами, обычаями и религиями на протяжении веков. Один из первых примеров кодификации законов, которые содержат ссылки на права личности является таблетка Хаммурапи. Таблетка была создана шумерского царя Хаммурапи около 4000 лет назад. Хотя считается варварским по сегодняшним меркам, система из 282 законов создал прецедент для правовой системы. Этот вид прецедент и юридически обязательный документ защищает людей от произвольного преследования и наказания. Проблемы с кодом Хаммурапи были в основном из-за его причины и следствия характер, было проведено никакой защиты на более абстрактные идеи, такие, как раса, религия, убеждения и свободу личности.
Римская история делится на три основных периода – царский (середина VIII до н.э. – 510 до н.э.), республиканский (510–30 до н.э.) и императорский (30 до н.э. – 476 н.э.). Функция отправления правосудия на начальных этапах развития римской государственности носила личный характер, защита нарушенных интересов облекалась в форму борьбы частных сил. Государственная власть не вмешивалась в этот процесс, при этом правосудие строилось на властном подчинении должника управомоченному лицу.
С середины II тыс. до н.э. в нижнем течении Тибра в северном Лации (Средняя Италия) расселились латино-сикульскими племена, ветвь италиков, пришедших на Апеннинский п-ов из придунайских областей в начале II тыс. до н.э. Латины обосновались на холмах Палатин и Велия, соседние холмы заняли сабины. В результате синойкизма (объединения) нескольких латинских и сабинских поселков в середине VIII в. до н.э. (традиция датирует это событие 754–753 до н.э.) на Капитолийском холме была выстроена общая для всех крепость – Рим. Предание приписывает это деяние Ромулу, царевичу из города Альба-Лонга. Первоначально римская городская община (народ) состояла из трех триб (племен) – рамнов, тициев и луцеров, делившихся на тридцать курий (союзов мужчин-воинов), а те – на сто родов (gentes). Римский род был отцовским с правом взаимного наследования; он мог принять в свой состав чужаков, имел свой религиозный культ, общее место поселения и погребения; его члены носили одно родовое имя, которое восходило к мифическому или реальному предку, и были обязаны оказывать друг другу помощь. Род состоял из больших (три поколения) отцовских семей (familia). Земля находилась в собственности рода – лесами и пастбищами родичи пользовались сообща, а пашня делилась между семьями. Управляли Римом комиции (народные собрания мужчин-воинов), сенат (совет глав семей) и царь. Участники комиций собирались по куриям (куриатные комиции). Царь совмещал функции военного предводителя, жреца и судьи; он избирался комициями по рекомендации сената.
Члены римских родов являлись квиритами – полноправными гражданами (патрициями). Особую категорию составляли клиенты – люди, зависимые от отдельных квиритов и находящиеся под их покровительством. Возможно, клиентами становились обедневшие квириты, вынужденные искать защиты у своих родичей или у членов других родов.
Из легендарного списка семи царей древнего Рима первым достоверным был Нума Помпилий, вторым – Анк Марций, после которого престол перешел к этрусской династии (Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый). При них римляне покорили ряд соседних латинских городов и переселили их жителей в Древний Рим; имела место и добровольная иммиграция. Первоначально переселенцев включали в трибы и курии; позже доступ туда был закрыт. В результате образовалась группа неполноправных граждан – плебеями (plebes); они не входили ни в сенат, ни в комиции (т.е. лишены права голоса) и не могли служить в войске; государство предоставляло им лишь небольшой надел, но они не имели права на получение части «общественного поля» (фонда земель, захваченных римлянами у соседей).
Демографический рост провоцировал территориальную экспансию; усиление в результате постоянных войн власти царя как предводителя войска вызывало противодействие сената, в значительной степени контролировавшего комиции. Цари пытались ослабить родовую организацию, основу могущества глав патрицианских семей, и опереться на плебеев, включив их в политическую и военную организацию (это позволяло также укрепить армию). Права человека в древнем Риме. В середине VI в. до н.э. Сервий Туллий ввел новое административное деление Рима и округи: он учредил вместо трех родовых триб двадцать одну территориальную, смешав тем самым патрициев с плебеями. Сервий разделил все мужское население Рима (и патрициев, и плебеев) на шесть разрядов по имущественному признаку; каждый разряд был обязан выставлять определенное число вооруженных отрядов – сотен (центурий). Отныне народное собрание для решения главных политических вопросов собиралось уже не по куриям, а по центуриям (центуриатные комиции); в ведении куриатных комиций остались в основном религиозные дела.
Рост власти царей в VI в. до н.э. выразился в исчезновении принципа их выборности и принятии ими новой царской атрибутики, заимствованной у этрусков (золотая корона, скипетр, трон, особая одежда, служители-ликторы). Раннеримская монархия попыталась встать над обществом и его традиционными институтами; абсолютистские тенденции особенно усилились при Тарквинии Гордом. Однако родовой аристократии удалось в 510 до н.э. изгнать Тарквиния и установить республиканский строй.
Это было и в древней Греции, где концепция прав человека стала принимать большее значение, чем предотвращение произвольного преследования. Права человека стали синонимом естественного права, прав, которые вытекают из законов природы. Согласно греческой традиции Сократа и Платона, естественный закон есть закон, который отражает естественный порядок Вселенной, по сути волю богов, которые контролируют характер. Классическим примером этого происходит в греческой литературе, когда Креонт упреки Антигона для презрев свою команду, чтобы не похоронить своего умершего брата, и она отвечает, что она действовала в соответствии с законами богов. Эта идея естественных прав продолжение в Древнем Риме, где юрист Ульпиан римский считает, что естественные права принадлежали к каждому человеку, будь то римский гражданин или нет.
Несмотря на это принцип, есть фундаментальные различия между правами человека сегодня и естественные права прошлого. Например, было видеть, как совершенно естественный, чтобы держать рабов, и такая практика идет вразрез с идеями свободы и равенства, которые мы связываем с правами человека сегодня. В средние века и позднее возрождение, снижение силы Церкви во главе общества к месту больше внимания на человека, который в свою очередь вызвало переход от феодально-монархических обществ, давая отдельные выражения процветать.
Информация о работе Самозащита конституционных прав и свобод человека и гражданина