Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:15, шпаргалка
1. Возникновение международного права и периодизация его истории.
Возникновение международного права (МП) связано с появлением государств. Периодизацию развития МП
можно представить в виде четырех периодов:
локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов МП.
3. По характеру воздействия:
запрещающие;
разрешающие;
управомочивающие.
4. По функциям в системе:
материальные;
процессуальные: к таким нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления МП.
5. По источнику:
обычные;
договорные;
нормы решений межд. организаций.
Существуют также нормы отсылоч
6. по количеству участников
- нормы, обязывающие двух субъектов международного права (в двусторонних договорах), Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. - Договор СНВ-2, Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о предотвращении опасной военной деятельности 1989 г., Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной Республики Германии о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод 1988 г.
- нормы, обязывающие
трех и более субъектов
6. Принципы международного права.
Ядро современного МП образуют его основные принципы - обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное, содержание МП и обладающие высшей юридической силой.
Основные принципы МП были зафиксированы
-в Уставе ООН,
-Декларации о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.,
-Заключительном акте ОБСЕ 1975 г.
Принципы МП имеют свои характерные черты:
• универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов МП соблюдать их;
• необходимость признания всем мировым сообществом;
• наличие принципов-идеалов (например, еще не реализованные принципы мира и сотрудничества);
• взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций только в том случае, когда они будут рассматриваться как система взаимодействующих элементов
• авангардность регулирования при появлении новых субъектов МП или новой сферы сотрудничества (восполняют ≪пробелы≫ в МП);
• иерархичность (например, центральное место занимает принцип неприменения силы).
Принципам МП присущи две основные функции:
-стабилизирующая, которая заключается в определении основ взаимодействия субъектов МП путем создания нормативных рамок,
- развивающая, суть которой состоит в закреплении всего нового, что появляется в практике межд. отношений.
Содержание основных принципов межд-ного права:
I. Принцип суверенного равенства гос-в и уважения прав, присущих суверенитету. Все гос-ва в межд-ных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и явл-ся равноправными членами мирового сообщества.
II. Принцип неприменения силы или угрозы силой: все гос-ва в межд-ных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против тер-риальной неприкосновенности и политической независимости др. гос-в или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Запрещается пропаганда войны.
III.
Принцип мирного разрешения
IV.
Принцип невмешательства во
V. Принцип
тер-риальной целостности гос-
VI. Принцип нерушимости границ. Гос-ва рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех гос-в в Европе и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей тер-рии др. гос-ва.
VII.
Принцип уважения прав человека
VIII.
Принцип права на
IX. Принцип сотрудничества между гос-ми. Гос-ва должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и принципами ООН. Развивая сотрудничество, гос-ва должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.
X. Принципом
добросовестного выполнения
7. Понятие и виды субъектов международного права.
Субъекты международного права - это участники и стороны международных правоотношений, которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей. Таковыми являются государства, международные организации, нации, борющиеся за независимость, государственно-подобные образования и в ограниченном объеме физические лица.
Межд.правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом МП.
Существуют две категории субъектов МП:
-первичные (суверенные) никто не создает в качестве таковых.
- производные (несуверенные). создаются первичными.
Правоспособность производных субъектов МП оговаривается в договорах об их создании.
Первичные субъекты МП.
1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).
2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка.
м.б. признаны сообществом при условии создания определенных властных структур, объединенных в единый центр, способный выступать от имени нации или народа в межгос-нных отношениях
Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы:
территория, на которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной при межд. организациях.
Производные субъекты МП.
- межд. межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях. Межд. межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.);
они должны:
- обладать актами, имеющими учредительный характер, т.е наличие устава;
- обладать
организационной структурой, т.е.
системой органов организации
(высших исполнительных и
- обладать межд-ной правосубъектностью
- иметь четко определенные цели, не противоречащие принципам межд-ного права
-межд. неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) - основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.
2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными государствами о ненападении на ≪вольные города≫, которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией.
Помимо этого существуют участники отдельных видов межд.-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их межд. правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.
Одним из самых дискуссионных в науке МП является вопрос о межд. правосубъектности индивида. Диапазон взглядов здесь действительно широк: от полного отрицания межд. правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом МП.
8. Международно-правовое признание.
Межд.-правовое признание - это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта
МП и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на МП
отношения.
Существует две основных теории межд.-правового признания
- конститутивная акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов МП играет решающую роль в его межд.-правовом статусе. Эта теория имеет два существенных недостатка. Во-первых, на практике новые образования могут вступать в межгосударственные отношения и без признания. Во-вторых, не-
ясно, признания скольких уже существующих государств необходимо для того, чтобы новое образование приобрело межд. правосубъектность.
- декларативная. исходит из того, что признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, а лишь констатирует факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контакта. Эта теория в силу демократичности и большего внимания к правовым вопросам статуса государства в настоящее время преобладает в международно-правовой доктрине.
Формы признания.
1) признание de jure – это полное, окончательное признание, влекущее за собой весь комплекс правовых последствий: от возможности установления дипломатических и консульских отношений до признания правовой системы и применения законодательства признаваемого государства и исполнения вынесенных его судами решений;
2) признание de facto – это признание ограниченное, неполное, неокончательное, скорее, переходное к признанию de jure – оно, как и признание de jure, также влечет юридические последствия, но в меньшем объеме (установление только консульских отношений).
Международной практике известно также признание особого рода – признание ad hoc (на данный случай), которое использовалось для переговоров с государством или правительством, которые не получают признания.
Виды признания:
-традиционные виды признания: признание государств, признание правительств;
-предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны признание
сопротивления, признание правительства в эмиграции.
Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была захвачена революционным путем.
Признание нового государства является свободным актом, посредством которого одно или несколько государств констатируют существование на определенной территории человеческого общества, организованного в политическом отношении, независимо от всякого другого существующего государства, способного соблюдать предписания международного права, и вследствие этого заявляют о своей воле рассматривать его как члена международного сообщества.
Признание правительств. Признание нового правительства уже признанного государства является свободным актом, посредством которого одно или несколько государств констатируют, что данное лицо или группа лиц в состоянии обязывать государство, которое желает представлять, и заявляют о своей воле поддерживать с ним или с ними отношения.
Признание национально-освободительного движения. Такое признание осуществляется в лице ее органов, которые возглавляют борьбу нации или народа за национальное освобождение и создание собственного независимого государства. Например, в свое время широкое международно-правовое признание получили Фронт национального освобождения Алжира, Фронт освобождения Мозамбика, Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО) и др.