Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:15, шпаргалка
1. Возникновение международного права и периодизация его истории.
Возникновение международного права (МП) связано с появлением государств. Периодизацию развития МП
можно представить в виде четырех периодов:
-На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и, устанавливается эмблема представляемого гос-ва.
Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц:
- они не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских ф-ций, в том, что касается служебной деят-ти.
-Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких прест-ний.
- Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким др. формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу.
30. Понятие
и правосубъектность
Международная организация – это объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Такие организации признаются субъектами международного права.
Наименования международных организаций могут быть различными – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и другие – это не влияет на их статус.
Для классификации
международных организаций
1) по характеру членства:
а) межправительственные;
б) неправительственные;
2) по кругу участников:
а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира,);
б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства);
в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть.
3) по компетенции:
а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);
б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), при этом такие организации могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;
4) по характеру полномочий:
а) межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;
б) надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;
5) с точки зрения порядка приема в международные организации:
а) открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
б) закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);
6) по критерию структуры:
а) организации с упрощенной структурой;
б) организации с развитой структурой;
7) по критерию способа создания:
а) международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;
б) международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.
Международные
организации обладают специальной
международной
а) право заключать договоры с государствами и международными организациями;
б) право признание государств и правительств (через прием в организацию);
в) право на сотрудничество с субъектами международного права и др.
Права и обязанности международной организации как субъекта международного права не следует путать с ее правами и обязанностями как юридического лица:
а) право заключать контракты, договоры найма;
б) право на приобретение
движимого и недвижимого
в) право заключать договоры об аренде;
г) право быть стороной в судебном расследовании и др.
Международные организации
не могут быть стороной в деле, которое
рассматривает Международный
31.ООН в системе
современного международного
Организация Объединенных Наций создана в 1945 г. на конференции в Сан-Франциско, где был принят Устав ООН.
Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 185 стран мира.
Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:
- Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.
- ООН сама стала
важным механизмом
- ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.
Целями создания ООН в силу ст. 1 Устава являются:
1) поддержание международного мира и безопасности;
2) развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
3) осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии;
4) создание центра для согласования действий в достижении этих общих целей и др. Организация основана на прогрессивных, демократических принципах международного права. В ст. 2 Устава ООН предусмотрено, что Организация и ее члены действуют в соответствии с принципами:
-суверенного равенства всех ее членов;
- добросовестного выполнения принятых на себя обязательств по Уставу;
-разрешения международных споров мирными средствами; отказа в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН;
- всемерного оказания помощи Организации во всех ее действиях в соответствии с Уставом и отказа от помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера.
В Уставе ООН нашли отражения и другие важные принципы современных международных отношений и международного права:
-добрососедских отношений («проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи»); -совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопасности;
- разоружения; равноправия и самоопределения народов;
-широкого международного сотрудничества для содействия экономическому прогрессу всех народов, обеспечения равноправия людей, их основных прав и свобод, уважения к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.
Принципы международного права, закрепленные в Уставе, получили подтверждение и дальнейшее развитие в резолюциях и декларациях Генеральной Ассамблеи ООН.
В соответствии со ст. 7 Устава ООН наряду с Генеральной Ассамблеей главными органами ООН являются: -Совет безопасности,
-Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС),
-Совет по Опеке,
-Международный суд
- Секретариат.
Компетенция и правовой статус каждого из них четко зафиксированы в Уставе ООН.
В Организации Объединенных Наций различаются первоначальные и принятые члены. Первоначальными членами являются 50 государств, принимавших участие в конференции в Сан-Франциско.
32. Международный суд ООН.
Это главный судебный орган ООН, действующий в соответствии с Уставом ООН и Статутом Межд-ного Суда.
В его состав входят 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности.
Компетенция Суда включает в себя
-разрешение споров между гос-вами, взявшими на себя обязательство выполнять его решения по конкретным делам,
- разработку консультативных заключений по юр-ским вопросам.
Суд имеет свой регламент.
Статут включает четыре главы:
I — Организация Суда;
II — Компетенция Суда;
III — Судопроизводство;
IV — Консультативные заключения.
Все члены Организации являются участниками этого Статута. Есть возможность участия в Статуте и др. гос-в, не являющихся членами ООН, на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности (статус Швейцарии).
Участниками Статута являются гос-ва, а членами Суда являются индивиды — судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности, или являются юристами с признанным авторитетом в области межд-ного права.
Срок полномочий члена Суда — 9 лет, но возможно переизбрание. Он не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению др. членов Суда, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. Суд избирает председателя и вицепредседателя на 3хлетний срок с возможным переизбранием, а также назначает секретаря.
Члены Суда при исполнении судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Место пребывания и деят-ти Суда — г. Гаага (Нидерланды). По решению Суда возможно проведение его заседаний в др. местах.
Суд является постоянно действующим органом. Он заседает в полном составе; для образования судебного присутствия считается достаточным кворум в 9 судей. По мере необходимости образуются камеры в составе 3х (или более) судей для разбора определенных категорий дел.
Официальными языками Суда являются французский и английский. На этих языках готовятся материалы, ведется судопроизводство, формулируются решения.
Стороны выступают в Суде через представителей и могут пользоваться помощью поверенных или адвокатов. Все эти лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельности выполнения их обязанностей.
Судопроизводство состоит из 2х элементов
— письменного
--устного.
Слушание проводится публично, но Суд может принять и иное решение и стороны могут потребовать недопуска публики.
Основная ф-ция Суда — разрешение споров между гос-ми.
К ведению Суда относятся все дела, которые передаются ему гос-ми как сторонами в споре, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими дог-ми и конвенциями.
Для рассмотрения спора достаточно обращения одной из спорящих сторон.
Суд решает переданные ему споры на основании межд-ного права и применяет:
а) межд-ные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими гос-ми;
б) межд-ный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Решение Суда обязательно для участвующих в деле сторон. Каждый член Организации обязуется выполнить решение Суда по тому делу, в котором он является стороной. В случае невыполнения одной из сторон решения Суда Совет Безопасности ООН может по просьбе другой стороны сделать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение.
2я ф-ция Межд-ного Суда — принятие консультативных заключений по юр-ским вопросам. Такие заключения могут запрашивать Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности, а также другие органы ООН и специализированные учреждения
33. Устав ООН 1945г.
Устав ООН. Основные положения Устава были выработаны на конференции представителей СССР, США, Великобритании, а также Китая, состоявшейся в августе—октябре 1944 г. в Вашингтоне.
Здесь были определены
-название Организации,
-структура ее Устава,
- цели и принципы,
-вопросы правового положения органов и т. д.
Но некоторые важные вопросы (о первоначальных членах Организации, о процедуре голосования в Совете Безопасности) были урегулированы позднее на Крымской конференции руководителей трех держав. Окончательный текст Устава был согласован на Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско (апрель—июнь 1945 г.) с участием представителей 50 государств, причем СССР, США, Великобритания и .Китай выступали как приглашающие державы.