Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:15, шпаргалка
1. Возникновение международного права и периодизация его истории.
Возникновение международного права (МП) связано с появлением государств. Периодизацию развития МП
можно представить в виде четырех периодов:
Торжественная церемония подписания Устава состоялась 26 июня 1945 г. Устав подлежал ратификации подписавшими его государствами в соответствии с их конституционной процедурой. Таким днем явилось 24 октября 1945 г. Дата вступления в силу Устава ООН считается днем учреждения Организации Объединенных Наций .
Устав Организации Объединенных Наций состоит из
-преамбулы
- 19 глав, охватывающих 111 статей.
Неотъемлемой Частью Устава ООН считается Статут Международного Суда.
В преамбуле и гл. I провозглашаются цели и принципы Организации Объединенных Наций.
Глава II регламентирует вопросы членства в Организации.
Последующие главы определяют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН).
В Уставе имеется также главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.
Предусмотрена возможность изменения Устава. Следует отметить, что различаются
- поправки к Уставу (ст. 108) изменения отдельных положений Устава, имеющие частный характер, принимаются Генеральной Ассамблеей ООН двумя третями голосов членов и вступают в силу для всех членов Организации после их ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Следовательно, без согласия любого из постоянных членов Совета Безопасности (СССР, США, Великобритания, Франция, КНР) никакая поправка к Уставу не приобретает юридической силы. Вместе с тем вступившие в силу поправки обязательны и для тех государств, которые либо не голосовали за ту или иную поправку, либо, проголосовав за поправку, еще не ратифицировали соответствующий документ. Генеральная Ассамблея принимала поправки к отдельным статьям Устава на XVIII, XX и XXVI сессиях в 1963, 1965 и 1971 гг. Все эти поправки связаны с расширением состава двух органов ООН: Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета (ст. 23, 27, 61 и 109, причем ст. 61 изменялась дважды).
- пересмотр Устава (ст. 109). требуется созыв Генеральной конференции членов Организации, что допускается только по решению или при согласии двух третей членов Генеральной Ассамблеи и девяти (из пятнадцати) членов Совета Безопасности. Решение об изменении Устава, принятое Генеральной конференцией (двумя третями участников), вступает в силу только при условии его ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Таким образом, и в данном случае изменение Устава обусловлено согласием всех пяти постоянных членов Совета Безопасности.
Стабильность Устава
как основополагающего
34. История создания ООН.
Четкая идея о необходимости создания всемирной организации по вопросам поддержания и упрочения мира была впервые закреплена в Декларации правительств СССР и Польши, подписанной 4 декабря 1941 г. В этом документе подчеркивается, что обеспечение прочного и справедливого мира может быть достигнуто только новой международной организацией, основанной на объединении демократических стран в прочный союз. При создании такой организации решающим моментом должно быть уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех союзных государств.
Несмотря на очевидную потребность в создании всеобщей международной организации для организации послевоенного правопорядка, все же эта идея не нашла признания в Декларации Объединенных Наций, подписанной 26 странами.
Решение о создании всемирной международной организации по поддержанию международного мира и безопасности было принято на территории бывшего СССР - государства, внесшего решающий вклад в разгром фашистских агрессоров и руководящим принципом внешней политики которого являлся принцип мирного сосуществования государств различных общественно-политических систем. Так, в п. 1 Московской декларации, подписанной правительствами СССР, США, Великобритании и Китая 30 октября 1943 г., отмечено, что правительства этих стран "признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые"1. Правительства четырех держав приняли на себя обязательство консультироваться друг с другом, а когда этого потребуют обстоятельства, - и с другими членами Объединенных Наций, с целью совместных действий в интересах сообщества наций для поддержания международного мира и безопасности, пока не будут восстановлены закон и порядок и пока не будет установлена система всеобщей безопасности (п. 5). Стороны обязались не применять до окончания войны своих вооруженных сил на территории других государств без совместной консультации, причем применение ограничивалось только целями, предусмотренными в Декларации.
Они обязались также совещаться и сотрудничать друг с другом и с другими членами Объединенных Наций в целях достижения всеобщего соглашения о регулировании вооружений в послевоенный период2.
Решения Московской конференции получили всеобщее подтверждение на Тегеранской конференции, где 1 декабря 1943 г. была подписана Декларация.
В течение первого полугодия 1944 г. происходили переговоры между участниками Московской конференции 1943 г. о правовом статусе (в широком смысле) новой международной организации по вопросам мира и безопасности. В июне 1944 г. президент США Ф. Рузвельт выступил с заявлением о планах создания международной организации безопасности. Согласованный в Думбартон-Оксе проект "Предварительных предложений" о создании Всеобщей международной организации по поддержанию мира и безопасности явился основой будущего Устава ООН. Этот проект состоял из 12 глав (для сравнения: Устав ООН состоит из 19 глав).
На Крымской (Ялтинской) конференции вопрос о создании совместно с другими миролюбивыми государствами универсальной международной организации для поддержания мира и безопасности занимал одно из важнейших мест. В опубликованном 13 февраля 1945 г. совместном коммюнике главы трех держав установили, что 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско будет созвана Конференция Объединенных Наций для подготовки устава такой организации в соответствии с положениями, выработанными в ходе предварительных переговоров.
Было условлено, что в основу деятельности ООН должен быть положен принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира. Участники Конференции договорились о том, что Великобритания и США поддержат советское предложение о допуске к первоначальному членству в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР.
Окончательный текст Устава ООН был выработан и подписан в Сан-Франциско (США) 26 июня 1945 г. на Конференции Объединенных Наций по вопросу о создании международной организации. Вступил в силу 24 октября 1945 г. после ратификации его СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других государств, подписавших Устав ООН. Этот день был объявлен Днем Организации Объединенных Наций (резолюция 168 (II) от 31 октября 1947 г.).
В соответствии с п. 1 ст.
7 Устава ООН главными органами Организации
являются Генеральная Ассамблея, Совет
Безопасности, Экономический и Социальный
Совет, Совет по опеке, Международный
суд и Секретариат. Все они
расположены в Центральных
35. Генеральная Ассамблея ООН.
Она состоит из всех членов ООН.
Каждое гос-во имеет на ее сессиях делегацию в кол-ве не более пяти представителей и пяти заместителей представителей; при этом делегация имеет один голос.
Компетенции Генеральной Ассамблеи
-подлежат любые вопросы или дела в пределах Устава (ст. 10).
-Она может рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания межд-ного мира и безопасности, в т.ч. вопросы разоружения, обсуждать вопросы сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной областях, вопросы содействия осуществлению прав чел-ка и основных свобод, вопросы прогрессивного развития и кодификации межд-ного права, делать рекомендации членам Организации и (или) Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.
-Генеральная Ассамблея уполномочена обсуждать любые относящиеся к поддержанию межд-ного мира и безопасности вопросы, поставленные перед ней каким-либо гос-вом или Советом Безопасности, и делать соответствующие рекомендации.
-Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет ООН.
-Она избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета, образует вспомогательные органы.
-По рекомендации Совета Безопасности Ассамблея решает вопросы приема и исключения из членов ООН, приостановления осуществления прав и привилегий членов ООН, назначает Генерального секретаря, параллельно с Советом Безопасности избирает членов Межд-ного Суда.
Генеральная Ассамблея имеет сессионный порядок работы. Очередные сессии созываются ежегодно в третий вторник сентября и длятся три месяца. Специальные сессии созываются Генеральным секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства членов Организации.
Сессию Ассамблеи открывает председатель предыдущей сессии или глава соответствующей делегации. Прежде всего избираются
-председатель текущей сессии,
-17 его заместителей,
- председатели семи главных комитетов.
Существует шесть главных комитетов Генеральной Ассамблеи:
1й комитет (политические вопросы и вопросы безопасности, включая разоружение);
2й комитет (экономические и финансовые вопросы);
3й комитет (социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры);
4й комитет (вопросы опеки и несамоуправляющихся тер-рий);
5й комитет (административные и бюджетные вопросы);
6й комитет (правовые вопросы).
На сессии создается Генеральный комитет из председателя Ассамблеи, его заместителей, председателей главных комитетов — всего в составе 25 человек. Он предназначен для координации работы главных комитетов и оказания помощи председателю Ассамблеи в общем руководстве работой сессии.
В целях осуществления
своих ф-ций Генеральная
Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи (голоса воздержавшихся не учитываются). Такими вопросами являются изменение Устава, рекомендации в отношении поддержания межд-ного мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов Экономического и Социального Совета, членов Межд-ного Суда, назначение Генерального секретаря ООН, прием новых членов и исключение из Организации, вопросы, относящиеся к ф-ционированию системы опеки, бюджетные вопросы.
Решения по другим вопросам,
включая определение
36. Совет Безопасности ООН.
Гос-ва — члены ООН для обеспечения быстрых и эффективных действий возложили на СБ главную ответ-ть за поддержание межд-ного мира и безопасности и при исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответ-ти, Совет Безопасности действует от их имени (ст. 24 Устава).
Совет Безопасности имеет ограниченный состав.
Совет Безопасности состоит из 15 гос-в-членов при этом имеются постоянные и непостоянные члены.
Постоянными членами Совета явл-ся 5 гос-в:
-Советский Союз,
-США,
-Великобритания,
-Франция
- Китай.
Генеральная Ассамблея избирает 10 др. гос-в — членов ООН в качестве непостоянных членов Совета Безопасности . Эти члены избираются на 2хгодичный срок, причем ежегодно подлежат переизбранию 5 гос-в.
При избрании непостоянных членов выделяют степень участия членов Организации в поддержании межд-ного мира и безопасности.
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1963 г., расширившей состав Совета, места непостоянных членов распределяются:
-от Африки и Азии — 5 членов,
-от Восточной Европы — 1,
-от Латинской Америки — 2,
-от Западной Европы и др. гос-в — 2.
Совет Безопасности расследует
-любой спор или любую ситуацию, которая может привести к межд-ным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию межд-ного мира и безопасности.
- определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления межд-ного мира и безопасности.
-определяет какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений,