Механизм правового регулирования в трудовом праве и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытия понятия механизма правового регулирования в трудовом праве и его видов.

Для это необходимо выполнить следующие задачи:

дать определение понятию механизма правового регулирования социально-трудовых отношений

определить содержание механизма правового регулирования социально-трудовых отношений,

изучить новые прогрессивные методы регулирования труда

рассмотреть виды механизма правового регулирования и проанализировать их роль в правовом регулировании социально-трудовых отношений в РФ.

Содержание

Введение стр.3

Глава I Понятие механизма правового регулирования в трудовом праве

§ 1.1.Понятие механизма правового регулирования в трудовом праве стр.6

§ 1.2. Методы правового регулирования труда стр.9

Глава II Виды механизма правового регулирования в трудовом праве

§ 2.1. Государственное регулирование трудовых отношений стр.15

§ 2.2.Договорное (коллективно-договорное) регулирование

трудовых отношений стр.21

§ 2.3.Индивидуально-договорное регулирование

трудовых отношений стр.27

§ 2.4. Локальные нормативные акты как регуляторы

трудовых отношений стр. 31

Заключение стр. 36

Список использованных нормативно-правовых актов, материалов

судебной практики и специальной литературы стр. 39

Работа состоит из  1 файл

Курсач по ТП.doc

— 203.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «РОССИЙСКАЯ  ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МЮ РФ»

 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине ТРУДОВОЕ ПРАВО 
 

Тема: «Механизм  правового регулирования в трудовом праве и его виды» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 2 курса,  группы № 201-В

_Буреева В.А.___________________________

                                                                                            (ФИО студента) 
 

Проверил: _____________________________________

_____________________________________ 
_____________________________________

                                                                  
 
 
 
 
 
 
 

Казань 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение           стр.3 

Глава I Понятие механизма правового регулирования в трудовом праве 

§ 1.1.Понятие механизма правового регулирования в трудовом праве стр.6

§ 1.2. Методы правового регулирования труда     стр.9 

Глава II Виды механизма правового регулирования в трудовом праве

§ 2.1. Государственное  регулирование трудовых отношений  стр.15

§ 2.2.Договорное (коллективно-договорное) регулирование 

трудовых отношений         стр.21

§ 2.3.Индивидуально-договорное регулирование 

трудовых отношений         стр.27

§ 2.4. Локальные нормативные акты как регуляторы

трудовых отношений         стр. 31 

Заключение          стр. 36 

Список  использованных нормативно-правовых актов, материалов

судебной  практики и специальной  литературы    стр. 39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     «Управление трудом можно определить как некую деятельность управомоченных субъектов по упорядочивающему, организующему воздействию на участников коллективного процесса труда в целях достижения высокого конечного результата производства»1

     Надо  заметить, что в советское время правовой механизм управления трудом по своей сути являлся частью и механизма правового регулирования, и всего хозяйственного механизма государства, что было абсолютно логично, поэтому сущность механизма управления трудом уяснялась с помощью выявления особенностей этих двух более широких категорий. Кроме того, правовое регулирование не являлось обособленным элементом хозяйственного механизма.

     В условиях рыночной (многоукладной) экономики  применительно к государству  в целом следует говорить не о  механизме управления трудом, а о механизме правового регулирования труда. Механизм правового регулирования труда - это более широкая по содержанию категория, чем механизм управления трудом. В современных условиях государство (в случае, если, конечно, оно не является работодателем) непосредственно трудом не управляет, но труд регулирует (с помощью различных правовых средств). Непосредственно управляет трудом только работодатель, для чего он создает в рамках своей хозяйской сферы свой (индивидуальный) механизм управления трудом. Вместе с тем данное положение вовсе не означает, что работодатель в современных условиях получает абсолютную автономию. Государство и общество так или иначе принимают участие в формировании механизма управления трудом каждого работодателя. Иными словами, механизм управления трудом, в первую очередь, - это социальный механизм, а уже во вторую, - элемент механизма рыночной экономики. В этом проявляется частно-публичный характер хозяйской власти работодателя. В свою очередь результаты деятельности государства и субъектов управления трудом по созданию правовых установлений в сфере управления трудом формируют правовую организацию управления трудом.

     Механизм  правового регулирования труда  как часть механизма рыночной экономики включает в себя систему норм различных отраслей права и соответствующих им правоотношений. В свою очередь, механизм правового регулирования труда по своему содержанию полностью включается в себя механизм рыночной экономики. С точки зрения субъекта отношений, который подвергается воздействию, средства правового регулирования могут быть индивидуальными и коллективными. В свою очередь, по характеру действия, средства правового регулирования необходимо дифференцировать на директивные (распорядительные) и стимуляционные, которые, в свою очередь, впрочем как и первые, с точки зрения их содержания, могут быть материальными и нематериальными.

     Изменения в экономическом фундаменте общества, связанные с переходом к многоукладной  экономике, вызвали несомненное  усиление преобразующей роли права как основного регулятора рыночных отношений, поскольку право закрепляет такие отношения, которые соответствуют объективным потребностям рынка и создает предпосылки для проявления инициативы и предприимчивости его участников. Те способы (средства) и приемы, которые использовались для регулирования трудовых отношений при господстве административной системы, когда экономической основой являлась государственная собственность, перестали соответствовать рыночным отношениям в экономике и функционировании рынка труда в Российской Федерации. Принятие принципиально новых федеральных законов, в том числе ТК РФ, свидетельствует о тенденциях изменения правового регулирования трудовых и социально-трудовых отношений, в том числе на основе государственного и договорного регулирования.

     В целом механизм регулирования общественного  труда должен быть ориентирован на достижение двух во многом взаимоисключающих  целей: во-первых, это обеспечение  эффективности общественного производства, во-вторых, — стабильности и социального мира в области трудовых отношений. Взаимоисключающими эти две цели являются потому, что повышение эффективности общественного производства может быть обеспечено посредством более интенсивного использования факторов производства, включая рабочую силу, что требует либерализации в регулировании экономических отношений, приоритета средств саморегулирования экономики, а это чревато ростом социальной напряженности. И наоборот, социальный мир и стабильность могут быть обеспечены более активной ролью общества в области экономики, а следовательно, ограничением рынка и снижением эффективности производства. Поэтому-то задача нахождения оптимального соотношения средств, обеспечивающих достижение указанных целей, и является постоянно актуальной.

     Целью курсовой работы является раскрытия понятия механизма правового регулирования  в трудовом праве и его видов.

     Для это необходимо выполнить следующие  задачи:

     дать  определение понятию механизма  правового регулирования социально-трудовых отношений

     определить содержание механизма правового регулирования социально-трудовых отношений,

     изучить новые прогрессивные методы регулирования труда

      рассмотреть  виды механизма правового регулирования  и проанализировать их роль в правовом регулировании социально-трудовых отношений в РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I Понятие механизма правового регулирования в трудовом праве

§ 1.1. Понятие  механизма правового регулирования  в трудовом праве

     Под механизмом правового регулирования в узком смысле понимается система правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения. Правовое воздействие охватывает все формы и направления влияния права на общественную жизнь, в том числе правовое регулирование, идеологическое и воспитательное воздействие. Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование, которое осуществляется при помощи особой системы правовых средств, образующих в совокупности механизм правового регулирования. Основными элементами механизма правового регулирования являются юридические нормы, правоотношения и акты реализации прав и обязанностей.

     Механизм  правового регулирования труда, представляется как комплексная  многоуровневая категория. Различные  классификации механизма правового  регулирования труда по уровням  основаны на действующем государственном устройстве. В целом, можно говорить о том, что в настоящий момент регулирование труда осуществляется на общегосударственном, региональном, отраслевом и локальном уровнях. В связи с этим необходимо распределить полномочия по регулированию труда по указанным уровням так, чтобы это увеличило социальную стабильность в обществе и экономическую эффективность хозяйствования, как государства, так и любой коммерческой организации.

     Современный механизм правового регулирования  трудовых и связанных с ними отношений базируется на:

     1) частноправовом и, соответственно, индивидуально-договорном регулировании  трудовых отношений, возникающих  между работником и работодателем  как первичными субъектами рынка  труда;

     2)социально-партнерском и, соответственно, коллективно-договорном регулировании тесно связанных с трудовыми коллективных отношений, возникающих между представителями работников и работодателями или их объединениями как вторичными субъектами рынка труда;

     3) публичном государственно-правовом регулировании отношений, связанных с установлением обязательных для повсеместного применения национальных стандартов труда, разрешением трудовых споров, государственным контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде, установлением процедуры и пределов юридической ответственности.

     Этот  механизм, который должен воплотиться  в позитивном и субъективном трудовом праве России, может быть охарактеризован  с позиции включаемых в него правовых средств следующим образом:

     а) как механизм преимущественно децентрализованного регулирования труда, использующий договорные средства реализации права, но имеющий пределы договорной свободы в виде закрепленных в законе основных прав работников и мер их ответственности;

     б)как механизм, опирающийся на индивидуальные и коллективные регуляторы труда материального и нематериального характера;

     в) как механизм, комбинирующий стимуляционные и директивные средства, но отдающий предпочтение использованию стимуляционных средств;

     г) как механизм, сочетающий в себе договорный принцип в возникновении (а частично и в прекращении) трудовых правоотношений и директивно распорядительный в управлении коллективным трудом;

     д) как механизм, характеризующийся  разнообразием правовых средств, позволяющих  достигать посредством их применения самых различных целей, например, обеспечения договорной свободы вступления в трудовые отношения и искоренения всех форм дискриминации в труде, стимулирования конкретных результатов труда и охраны имущества работодателя, поддержания дисциплины труда и обеспечения охраны труда и др.;

     е) как механизм, распадающийся на правовые средства, обеспечивающие, так сказать, "саморегулирование" индивидуальных и коллективных трудовых отношений  самими их участниками, и правовые средства, обеспечивающие реализацию работодателем своей нормативной, директивной или дисциплинарной (правоприменительной) власти, составляющей содержание внешнего правового регулирования.

     Можно так же сформулировать понятие механизма  регулирования труда в узком (собственном) смысле слова. Нет сомнения в том, что хозяйство включает в себя человеческий труд во всех его измерениях, однако объектом собственно механизма регулирования труда являются не все, а лишь определенные его измерения (виды). Прежде всего из предмета указанного механизма мы должны исключить труд, который вовсе не опосредуется обществом (труд в натуральном хозяйстве). Во-вторых, сюда не включается и труд, косвенно опосредуемый обществом, т. е. овеществленный, имеющий хождение на потребительском рынке в виде товара (информации и т. п.). Наконец, мы должны исключить из предмета механизма регулирования труда деятельность людей, осуществляемую без цели получения материального вознаграждения. Раз хозяйственный механизм своим предметом имеет хозяйство в целом, то механизм регулирования труда является составным элементом хозяйственного механизма, ибо он ориентирован на какую-то часть хозяйства.

Информация о работе Механизм правового регулирования в трудовом праве и его виды