Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 20:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытия понятия механизма правового регулирования в трудовом праве и его видов.
Для это необходимо выполнить следующие задачи:
дать определение понятию механизма правового регулирования социально-трудовых отношений
определить содержание механизма правового регулирования социально-трудовых отношений,
изучить новые прогрессивные методы регулирования труда
рассмотреть виды механизма правового регулирования и проанализировать их роль в правовом регулировании социально-трудовых отношений в РФ.
Введение стр.3
Глава I Понятие механизма правового регулирования в трудовом праве
§ 1.1.Понятие механизма правового регулирования в трудовом праве стр.6
§ 1.2. Методы правового регулирования труда стр.9
Глава II Виды механизма правового регулирования в трудовом праве
§ 2.1. Государственное регулирование трудовых отношений стр.15
§ 2.2.Договорное (коллективно-договорное) регулирование
трудовых отношений стр.21
§ 2.3.Индивидуально-договорное регулирование
трудовых отношений стр.27
§ 2.4. Локальные нормативные акты как регуляторы
трудовых отношений стр. 31
Заключение стр. 36
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов
судебной практики и специальной литературы стр. 39
Рыночная
экономика помимо товарного, финансового
и прочих рынков в качестве необходимого
составляющего имеет рынок
Товар,
бывший предметом потребительского
рынка, поступает в область частного
потребления, т. е. в ту область, которая
опосредуется обществом и правом, скорее,
как исключение, нежели как правило. Иная
судьба, как известно, у товара — предмета
рынка факторов производства— этот товар
переходит в область производства, и его
потребление связано с созданием нового
товара. Соответственно, переходя в эту
область, товар, являющийся фактором производства,
становится элементом технологии производства
нового товара, включается в соответствующую
технологическую цепочку. Труд относится
к числу факторов производства, поэтому
он наряду с другими факторами также включается
в технологическую цепочку, становится
элементом технологии производства определенного
продукта. Вместе с тем переход труда из
области рынка в область производства
есть переход от возможности к ее реализации;
труд находит свое выражение в конкретной
волевой и целенаправленной человеческой
деятельности. Однако в данном случае
эта деятельность не носит самостоятельного
характера, поскольку она должна быть
упорядочена применительно к условиям
производства, а также заключенного трудового
договора. Таким образом, труд выступает
не только элементом технологии, но и объектом
социального управления, а это требует
создания адекватного механизма средств.
Следовательно, помимо рынка труда, где
труд имеет движение и качестве потенции
нереализованного (покуда) свойства личности,
механизм регулирования труда с необходимостью
должен опосредовать и область реализации
этой потенции, трудовую деятельность
как таковую. Отсюда следует, что механизм
регулирования общественного труда представляет
собой систему средств, обеспечивающих
реализацию способности людей к труду
в виде несамостоятельного труда. По своей
структуре указанный механизм представляет
собой единство двух механизмов: во-первых,
регулирования рынка труда, во-вторых,
управления несамостоятельным трудом.
§ 1.2. Методы правового регулирования труда
Процесс формирования трудового права как отрасли права весьма длителен и сложен. В общей теории права С.С. Алексеев, рассматривая методы правового регулирования в качестве реальных юридических явлений, обретающих свою жизнь только в рамках отраслей права, указывает на первичные, исходные методы, которые представляют собой простейшие приемы регулирования и выделяет централизованное, императивное регулирование (метод субординации) и децентрализованное, диспозитивное регулирование (метод координации). В отраслях права эти первичные методы выступают в различных вариациях, сочетаниях, хотя, как правило, и с преимущественным преобладанием одного из них2.
Традиционным в практике правового регулирования труда считается подход, при котором отношения регламентируются в централизованном и в децентрализованном порядке. Рассматривая особенности регулирования трудовых отношений за рубежом, Киселев И.Я. обращает внимание на то, что централизованный (авторитарный) метод проявляется в законодательной деятельности государства, законы и подзаконные акты которого действуют, как правило, в общенациональном масштабе. Децентрализованный (автономный) метод представляет собой санкционирование государством источников правового регулирования труда, разрабатываемых предпринимателем и организациями трудящихся. К последним относятся, как правило, локальные источники права, принимаемые на уровне предприятия, отрасли, региона, а также индивидуальные соглашения работников и работодателей3.
В отличие от административного и гражданского права , где соответственно преобладают в первом случае централизованное, во втором – децентрализованное регулирование отношений, в трудовом праве изначально проявилось развитие двух методов регулирования: и централизованного и децентрализованного (локального). Соотношение их было различным на различных этапах развития России. И обусловлено социальными, экономическими и историческими особенностями. Истории развития российского трудового права известны периоды преобладания централизованного метода регулирования трудовых отношений. Примером здесь могут служить предвоенный и военный периоды, когда была установлена уголовная ответственность за прогул и самовольное оставление работы, было отменено право на увольнение по собственному желанию, допущен принудительный перевод квалифицированных рабочих и служащих на работу в другую местность, увеличена продолжительность рабочего дня. В эти же годы произошла резкая централизация регулирования труда, права предприятий были сведены на нет, права профсоюзов, предусмотренные КЗоТ, перестали применяться. Было отменено заключение коллективных договоров. Только в 1947 году была возобновлена практика заключения коллективных договоров. Позже, когда наметился сдвиг в сторону расширения сферы локального регулирования трудовых отношений, не все складывалось просто. Практика 60-х, 70-х и начала 80-х годов свидетельствовала о расширении сферы локального регулирования. Но, несмотря на его объективную необходимость, этот процесс проходил медленно и непоследовательно. Каждый шаг в расширении прав предприятий делался с большим трудом. Хотя в нормативных актах закреплялись права предприятий, они не проводились в жизнь: сохранялась централизация, а иногда от принятых решений отходили и юридически.
В
конце 80-х годов, оценивая весьма положительно
возможность регулирования
Именно,
исходя из соотношения названных
методов правового
Современное правовое регулирование труда в России претерпевает изменения, связанные с расширением сферы договорного регулирования трудовых отношений. Совершенно очевидно сохранение и развитие сочетания централизации и децентрализации в регулировании трудовых отношений в современный период. Рассматривая соотношение централизованного и децентрализованного регулирования труда в России, отметим, что «роль государства как регулятора трудовых отношений должна быть сохранена, хотя в разных экономических условиях она может быть разной»5.
Также необходимо сохранить и децентрализацию в правовом регулировании труда. И здесь, в определении перспектив децентрализации в правовом регулировании труда, следует согласиться с Ивановым С.А., который отмечал: «переход к рынку по необходимости диктует децентрализацию правового регулирования труда. Это общеизвестно. Вопрос в другом: насколько далеко она должна зайти и должна ли она оставаться такой же в послепереходный период»6. Он подчеркивал, что в принципе масштабы децентрализации должны быть разными: в период перехода меньшими, в последующий период большими. В основном он уделял внимание двум аспектам децентрализации: первый касался передачи полномочий в области законодательного регулирования от федерации к ее субъектам; второй – от законодательного регулирования к регулированию посредством коллективных договоров и соглашений.
Несомненно,
значение централизованного
В науке российского трудового права сочетание централизованного и децентрализованного (локального) правового регулирования традиционно было представлено: в одних случаях как особенность метода правового регулирования трудовых отношений, в других – как особенность источников трудового права, в третьих – как особенность и метода правового регулирования отрасли, и источников трудового права7. В современных условиях можно вести речь о принципе «сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений», который нашел закрепление в статье 2 нового Трудового кодекса. В трактовке принципа, отражая основную идею сочетания централизованного и децентрализованного регулирования, законодатель несколько изменил смысл рассматриваемого явления: если раньше акцент был сделан на централизованное и децентрализованное (локальное) правовое регулирование, то в настоящее время акцент делается на централизованное регулирование и договорное. Возможность применения последнего закреплена в статье 9 ТК «Регулирование трудовых отношений в договорном порядке»8. Таким образом, сочетание централизованного и децентрализованного (иначе: государственного и договорного) регулирования трудовых отношений может быть представлено в трех аспектах:
Вполне
возможно в соответствии с рассматриваемыми
методами регулирования в современном
трудовом праве вести речь об уровнях
правового регулирования трудовых отношений:
централизованном, социально-партнерском
(коллективно-договорном), индивидуально-договорном.
Следовательно, правовое регулирование
труда на современном этапе осуществляется
на трех названных уровнях и находит выражение
в соответствующих источниках трудового
права.
Глава II Виды механизма правового регулирования в трудовом праве
§ 2.1. Государственное регулирование трудовых отношений
Государственное регулирование трудовых отношений выражается в издании государством нормативных правовых актов, устанавливающих общие начала и нормы, закрепляющее права и свободы человека в сфере труда, необходимые для охраны жизни и здоровья работников, удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В централизованном порядке также устанавливаются государственные нормативные требования и правила по охране труда, минимальный размер оплаты труда, максимальная продолжительность рабочего времени, а так же другие трудовые права и гарантии работников на определенном уровне и возможность их повышения в результате договорного регулирования.
Правотворческая деятельность в сфере трудовых и связанных с ними отношений осуществляется рядом государственных органов, а в установленном порядке к этому привлекаются работники, их представители, с одной стороны, и работодатель, их объединения – с другой.
В Конституции Российской Федерации установлены права и свободы, гарантии их обеспечения, в том числе в области труда. В основном они закреплены в гл. II Конституции РФ (ст.17-19,30,37,45,46,55 и др). В ст.10 ТК РФ воспроизведены положения ч.4 ст.15 Конституции РФ, а также установлен приоритет международных договоров, т.е. ратифицированных конвенций МОТ, перед трудовым законодательством (законами РФ и законами субъектов РФ) и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.
Трудовой Кодекс РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, именуемые «трудовое законодательство». В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) и ТК РФ (ч.2 ст.5) трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов9.
Статья 1 Трудового Кодекса посвящена целям и задачам трудового законодательства, определяет круг отношений, регулируемых этим законодательством. Центральное место среди них занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями.
Помимо трудовых отношений трудовое законодательство регулирует и другие отношения, тесно связанные с трудовыми. Перечень таких отношений начинается с отношения по организации труда и управления трудом, трудоустройству у данного работодателя. Далее ТК выделяет отношения, отличительная особенность которых – наличие коллективного субъекта в лице первичной профсоюзной организации или иного представителя органа работников. К ним относятся отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных переговоров и соглашений, по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Согласно ч.2 ст.1 ТК самостоятельными отношениями, регулируемыми трудовым законодательством, являются отношения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя, отношения по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда.
Информация о работе Механизм правового регулирования в трудовом праве и его виды