Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:54, дипломная работа
Цель работы — всесторонне и полно исследовать природу и содержание права на оплату труда в бюджетной сфере, а также изучить различные возможности и правовые гарантии его реализации, закрепленные действующим законодательством Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: выявление природы заработной платы, раскрытие закономерных признаков, определение особенностей оплаты труда работников бюджетной сферы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией оплаты труда.
Предметом исследования является регулирование оплаты труда.
Введение…………………..…………………………………………………… …3
1. Правовое регулирование оплаты труда………………………………..… .6
1.1. Понятия оплаты труда и заработной платы. Системы оплаты труда…… .6
1.2. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда………….. .30
1.3. Правовая охрана заработной платы………………………….. ……………40
2. Общие особенности оплаты труда работников бюджетной сферы…... 46
2.1. Общие положения об оплате труда работников бюджетной сферы……. .46
2.2. Краткая характеристика учреждения…………………………………….. .49
2.3. Оплата труда работников Базы авиационной и наземной охраны лесов. .53
Заключение……..…………………………………………………………......... .58
Литература ……………………………………………………………………….63
г) определение размеров и условий осуществления выплат стимулирующего характера коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами;
д) установление
размеров должностных окладов
е) применение
механизма централизации
ж) использование
в качестве ориентиров при установлении
систем оплаты труда, включая размеры
окладов (должностных окладов), ставок
заработной платы и иных выплат,
примерных положений, утвержденных
для федеральных
з) утверждение штатного расписания руководителем учреждения;
и) недопущение снижения заработной платы работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
д) Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников учреждений бюджетной сферы и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Данный принцип является скорее декларативным, особенно в условиях финансово-экономического кризиса, когда, несмотря на высокий уровень инфляции, индексация заработной платы работников бюджетной сферы в региональных и муниципальных бюджетах после введения новых систем оплаты труда в 2009 году не предусмотрена18.
Таким
образом, имеются лишь рекомендации
учитывать ПКГ (практически реализуемые
только в случае утверждения
В настоящее время в некоторых учреждениях (до получения соответствующего финансирования) до сих пор действует тарифная сетка, утвержденная постановлением Правительства РФ19, установившим с 1 мая 2006 г. тарифную ставку (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений в размере 1100 рублей20.
Следует учитывать то обстоятельство, что данное постановление касается систем оплаты труда только работников федеральных бюджетных учреждений. Юридической основой принятия данного постановления явилась статья 4.1 Федерального закона N 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений»21, в соответствии с которой по решению Правительства Российской Федерации для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться иная система оплаты труда, отличная от Единой тарифной сетки22.
Отличия новой системы оплаты труда от старой заключаются в следующем:
- во-первых, фонд оплаты труда по каждому ведомству и каждому учреждению фиксируется. И до тех пор, пока учреждение продолжает выполнять свои основные функции и оказывать населению услуги в полном объеме, этот фонд не может быть снижен;
В- во-вторых, на федеральном уровне определяются базовые оклады работников бюджетной сферы, а также перечень надбавок, которые могут быть начислены сотрудникам учреждения сверх оклада. Не размер, а именно перечень, потому что размер ограничивается только фондом оплаты труда того или иного учреждения;
-в-третьих, возрастает роль профсоюзных организаций и коллективных договоров. Профсоюзы должны теперь особенно внимательно следить за соблюдением прав работников и контролировать кадровую политику руководства23.
Ответим сразу на больной вопрос. Предстоящие изменения коснулись работников федеральных бюджетных учреждений.
Почему именно федеральных? Основным нормативным документом, регулирующим трудовые отношения и вопросы оплаты труда, является Трудовой кодекс. Оплата труда работников бюджетных учреждений регулируется положениями ст. 135 и 144 ТК РФ. В соответствии с изложенными в них нормами в стране существует разграничение полномочий между различными уровнями управления и федеральное правительство отвечает за организацию оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений так же, как правительства субъектов РФ отвечают за оплату труда работников бюджетных учреждений, подведомственных субъектам РФ. И есть третий уровень в лице муниципальных властей, отвечающих за муниципальные бюджетные учреждения.
В соответствии с данными разграничениями федеральное правительство правомочно принимать решения только по тем федеральным бюджетным учреждениям, которые находятся в его ведении. Например, если учреждение состоит на бюджете субъекта РФ, то система оплаты труда его сотрудников должна строиться на основе законов и иных нормативных правовых актов, принятых органами власти данного субъекта РФ. При этом в обязательном порядке следует учесть положения федерального законодательства, а конкретные условия оплаты труда работников должны быть установлены в коллективном договоре и локальных нормативных актах на основе положений законодательства субъекта РФ и федерального законодательства. Таким образом, новые системы оплаты труда, введенные Постановлением Правительства РФ N 583, касаются только федеральных бюджетных учреждений, и нормы данного нормативного акта не распространяются на учреждения, находящиеся на финансировании бюджета субъекта, местного (муниципального) и районного бюджетов
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.08 №583, фактически прекратившим действие ЕТС, заработная плата работников и персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения этих новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (персонала) и выполнения ими работ той же квалификации24,25.
Основная задача, которую решает Правительство РФ на данном этапе, - формирование иного отношения к трудовым ресурсам, которые имеются в распоряжении федеральных бюджетных учреждений. Это отношение заключается в том, что путем создания новой системы оплаты труда будет сформирован инструмент, позволяющий привлекать для работы наиболее квалифицированных специалистов. Квалифицированный и эффективно работающий сотрудник должен получать гораздо больше, чем вялый и безынициативный. То есть оплата труда должна строиться исходя из конкретного вклада каждого работающего26.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ в целях реализации этого постановления Правительства РФ утвердило перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях27, а также разработало методические рекомендации28 по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда.
Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях в пределах фонда оплаты труда29.
Установлены следующие виды стимулирующих выплат:
Стимулирующие выплаты призваны учитывать напряженность труда каждого отдельного работника, его опыт работы, профессиональное мастерство, отношение к труду и другие факторы. К стимулирующим выплатам относятся различные системы премирования, а также разнообразные доплаты и надбавки, установленные сверх тарифных ставок и окладов.
Премия — это денежная сумма, которая выплачивается работнику в качестве поощрения за достижения в работе30. Различают разные виды премий: 1) премии, выплачиваемые сверх основного заработка определенному кругу работников на основе заранее установленных в положениях о премировании показателей и условий; 2) премии, выдаваемые на основе общей оценки труда работников вне системы оплаты труда.
Надбавки должны стимулировать работников к повышению деловой квалификации и росту уровня мастерства. Выплата их, как правило, не связана с возложением на работника каких-либо дополнительных трудовых обязанностей, кроме тех, что предусмотрены трудовым договором. Надбавки могут устанавливаться за профессиональное мастерство, длительный непрерывный стаж, высокую квалификацию, выполнение особо важных работ, за классность, за знание иностранного языка и др. Особое место занимают надбавки за выслугу лет (единовременные или в виде ежемесячных процентных надбавок). Такие надбавки установлены работникам территориальных органов министерств, государственных комитетов и ведомств РФ, государственным служащим, судьям и др.
С помощью доплат компенсируется повышенная интенсивность труда. С этой целью предусматриваются доплаты за совмещение профессий, должностей, за руководство бригадой и т.д. С их помощью может также компенсироваться труд в условиях, отступающих от нормальных, — за неблагоприятные условия труда, работу в многосменном режиме и др31.
Начиная с 1 января 2010 года, объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета32.
К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента РФ.
При этом работодатели принимают меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.33
Предусмотрены следующие виды выплат компенсационного характера:
При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений выплаты компенсационного характера работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 ТК РФ.
Информация о работе Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы