Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:54, дипломная работа

Описание

Цель работы — всесторонне и полно исследовать природу и содержание права на оплату труда в бюджетной сфере, а также изучить различные возможности и правовые гарантии его реализации, закрепленные действующим законодательством Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: выявление природы заработной платы, раскрытие закономерных признаков, определение особенностей оплаты труда работников бюджетной сферы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией оплаты труда.
Предметом исследования является регулирование оплаты труда.

Содержание

Введение…………………..…………………………………………………… …3

1. Правовое регулирование оплаты труда………………………………..… .6

1.1. Понятия оплаты труда и заработной платы. Системы оплаты труда…… .6

1.2. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда………….. .30

1.3. Правовая охрана заработной платы………………………….. ……………40



2. Общие особенности оплаты труда работников бюджетной сферы…... 46

2.1. Общие положения об оплате труда работников бюджетной сферы……. .46

2.2. Краткая характеристика учреждения…………………………………….. .49

2.3. Оплата труда работников Базы авиационной и наземной охраны лесов. .53

Заключение……..…………………………………………………………......... .58

Литература ……………………………………………………………………….63

Работа состоит из  1 файл

Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы.doc

— 452.00 Кб (Скачать документ)

     - Положение о выплатах и вознаграждениях работникам Ханты-Мансийской базы авиационной и наземной охраны лесов, являющееся приложением 2 к Коллективному договору авиабазы;

     - Положение о премировании руководящих работников учреждений лесхозов и Ханты-Мансийской авиабазы, утвержденное приказом директора Департамента лесного хозяйства от 26.06.2007 №106-п;

       Начисление заработной платы   работников  авиабазы  осуществляется по единой тарифной сетке.

     Тарифная  сетка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки и межрязрядные тарифные коэффициенты утверждаются Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 03.03.2005 №48-п «Об оплате труда работников государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» с учетом изменений.

     Тарификация работников авиабазы осуществлялось на основе тарифно-квалификационных характеристик:

     -по  должностям руководителей- в соответствии  с Приложением 3 к Постановлению Правительства автономного округа от м24.08.2007г №205-п «Об утверждении Положения об оплате  и стимулирования  труда работникова бюджетный учреждений(лесхозов, лесничеств, Ханты-Мансийской база авиационной охраны лесов)  лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»;

     -по  должностям работников воздушного   транспорта – на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравоохранения и социального развития РФ от 29.01.2009г. №3256;

     - по должностям служащих - Квалификационного   справочника должностей руководителей,  специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда  РФ от 21. 08. 98 №37.

     - по профессиям рабочих – на  основании постановления Министерства труда РФ от 10.11.1992 №31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих».

     Согласно  Закону автономного округа от 09.12.2004 №77-оз «Об оплате труда работников государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного  округа-Югры», Постановлением №48-п, Постановлением №202-п, Постановлением №205-п заработная плата работников авиабазы выплачиваемая  за счет средств автономного округа, состоит из:

    • Тарифной ставки (оклад);
    • Ежемесячное премирование;
    • Ежемесячной надбавки за выслугу лет;
    • Ежемесячная доплата к тарифной ставке(окладу) в целях социальной защиты работникам;
    • Ежемесячной процентной надбавки  за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
    • Ежемесячной надбавки по районному коэффициенту;
    • Единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в виде материальной помощи;
    • Иных доплат, надбавок и выплат, предусмотренных вышеуказанным Положением и другими нормативными правовыми актами автономного округа

За счет средств субвенций федерального бюджета некоторым работникам авибазы производятся доплаты и надбавки, а именно:

  • В соответствии с  требованиями ст.57 Лесного кодекса РФ57, в целях охраны и защиты лесов авиабазой осуществляется авиационные работы по охране и защите лесов. Для выявления лесных пожаров, санитарных повреждений летчиками-наблюдателями осуществляются полеты на воздушных судах. При обнаружении пожара для его ликвидации направляется группа десантников-пожарных или парашютистов-пожарных, которые осуществляют прыжки с парашютом или спуски со спусковым устройством. Согласно требованиям Инструкции по авиационной охране лесов для подтверждения  профессиональных навыков в работе также осуществляются тренировочные полеты.
  • Для выполнения полета в авиакомпанию, с которой заключен государственный контракт, начальником авиаотдения или старшим летчиком-наблюдателем подается заявка на полет с указанием фамилии летчика-наблюдателя. Старшим летчиком-наблюдателем ведется бортовой журнал, в котором указывается маршрут, время полета, по данным которого заполняется карточка учета работы (налета –время полета каждого летчика).На основании карточек учета сотавляется ведомости на оплату налета часов. Часовые ставки рассчитываются с учетом сложности, вида работ, типа воздушных судов, в соответствии с приложением 8 к Положению об оплате и стимулировании труда.

          Таким образом, можно сделать вывод  заработная плата работников авиабазы остается низкой, остается желать лучшего (среднемесячная заработная плата работника в 2009г. составила 96141,0тыс.руб/523 человека штатной численности/12 месяцев равно 15,3 тыс. рублей; а если взять за расчет среднесписочную численность за год, среднемесячная заработная плата составляет 96141,0 тыс.руб /417чел/12 месяцев равно 19,2 тыс. рублей), это ниже среднемесячной заработной платы по Ханты-Мансийскому автономному округу.

             Таким образом, в сфере регулирования заработной платы необходимо принятие нормативных правовых актов, содержащих действенные меры, направленные на улучшение материального положения работников различных категорий и усиление стимулирующей роли заработной платы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

    На  данный момент во всем мире нет более  популярной темы, чем финансовый кризис, его обсуждают все, начиная с политиков, абсолютно не обремененных даже базовыми экономическими знаниями, и заканчивая экспертами – финансовыми аналитиками, позиции которых, к слову, довольно сходны в определении истоков и анализе пройденных этапов, однако, значительно разнятся в прогнозах и вопросах антикризисных мер.

    Одной из важнейших социально-экономических  проблем современной России остается кризис социально-трудовых отношений, который проявляется в недооценке высококвалифицированного труда, в  девальвации трудовых ценностей, в  потере смыслообразующей функции труда, в превращении труда из основы образа жизни в средство выживания.

     В условиях, когда с катастрофической быстротой растет число безработных в стране,  все большую значимость приобретают вопросы оплаты труда  работников бюджетных организаций.

     Действующее законодательство об оплате труда складывалось десятилетиями. В нем есть акты, принятые совсем недавно, т. е. с учетом современных условий, а есть и такие, которые приняты в другой социально-экономической обстановке. Но это не значит, что все прежние акты устарели по своей сути и их не следует применять.

           Конечно, ряд из них нуждается  в корректировке или полной  замене. На практике многие руководители, ссылаясь на отставание трудового  законодательства от потребностей сегодняшнего дня, а зачастую и не зная его содержания, действуют по своему усмотрению. Тем самым они нарушают требования законодательства. Создается как бы параллельная система регулирования трудовых отношений — «неписаное» право, порождающее трудовые споры.

           Незаконная практика далеко не всегда свидетельствует о «плохом» законодательстве. Даже «хорошие» нормы заставляют руководителей действовать строго определенным образом. Что, по их мнению, стесняет их действия по управлению трудом.

     Ныне  действующее законодательство предоставляет работодателям все более широкие права самостоятельно решать вопросы регулирования трудовых отношений, в том числе об оплате труда, с тем, однако, чтобы не снижался объем и уровень гарантий, предусмотренных для работников законодательством.

           А пока, каким бы ни было законодательство с точки зрения работодателя, должностных лиц, работников, до тех пор, пока оно действует, оно должно соблюдаться.

     Проведенный в работе анализ, в конечном итоге, позволил нам сформулировать следующие выводы и предложения:

     1. Реформирование действующих систем оплаты труда идет в настоящее время в направлении создания и развития новых систем оплаты труда.

     Идея  реформирования системы оплаты труда  возникла неслучайно, она была сопряжена  с группой проблем:

     - уравниловка в окладах;

     - невыполнение стимулирующей функции;

     - устаревшая методология исчисления.

     Все перечисленные проблемы "призвана" решить новая система оплаты труда.

     Экономическая целесообразность перехода от ЕТС к  новым системам оплаты труда складывается из трех взаимосвязанных составляющих:

     - степени стимулирующего воздействия системы оплаты на трудовую отдачу работника, результативность его труда (повышение объема выполняемых работ, высокое качество предоставленных услуг, эффективность использования современных технических средств, выделенных в его распоряжение);

     - обеспечения более рационального использования бюджетных средств за счет повышения гибкости системы оплаты;

     - степени соответствия системы оплаты труда экономическим, организационным, управленческим (административным) условиям функционирования учреждений. Система оплаты в бюджетном секторе экономики должна быть ориентирована на предоставление определенного объема и качества социальных услуг.

     Переход к отраслевым системам оплаты практически устраняет такой наиболее затратный фактор организации оплаты на основе ЕТС, как жесткость системы оплаты. Отраслевые системы намного превосходят систему оплаты на основе ЕТС в части ее гибкости и подвижности. При них система оплаты труда может постоянно приводиться в соответствие с реальными потребностями экономики, уровнем занятости.

     Новая система оплаты труда будет соответствовать  складывающимся экономическим условиям и возможностям бюджетного и иных видов финансирования. В результате отпадает необходимость в завышении штатной численности работникам.

     Применение  избирательного подхода к росту  оплаты труда бюджетников позволит несколько повысить эффективность  использования бюджетных средств  в части соотношения оплаты труда  работников бюджетного и внебюджетного секторов отрасли. Такое соответствие может сначала быть обеспечено у ведущих должностей в отрасли, а затем распространяться и на другие. Сближение уровней оплаты работников бюджетного и внебюджетного секторов может быть осуществлено в дифференцированных формах с относительно меньшим расходованием бюджетных средств. Повышение заработной платы при этом утрачивает механический характер, оно может быть осуществлено не только через тарифную оплату, но и через активизацию механизмов премирования и применение стимулирующих выплат. Это позитивно скажется на показателях текучести кадров (ее снижении) и будет способствовать закреплению работников в учреждениях бюджетного сектора.

     Соответствие  качества труда и его оплаты повысит, в свою очередь, заинтересованность работника в росте квалификации и позитивно отразится на качестве и количестве результатов труда.

     Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений вводится с  целью привлечения молодых специалистов, а также повышения качества услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями.

     2. В связи с тем, что существенно повышается  самостоятельность руководителей бюджетных учреждений, возникает опасность  в «авторизации власти». Уже приходится столкнуться с комментариями о том, что новая система обещает максимум самостоятельности руководителям бюджетных организаций: поскольку не будет ни жесткой тарифной сетки, ни нормативного утверждения штатного расписания в организации, руководитель сам сможет перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников.

     Считаем, что Минздравсоцразвития России должен разработать целый ряд  документов, определяющих содержание новых систем оплаты труда:

     - утвердить перечни видов выплат  компенсационного и стимулирующего  характера в федеральных бюджетных  учреждениях;

     - утвердить профессиональные квалификационные  группы и критерии отнесения  профессий рабочих и должностей  служащих к профессиональным  квалификационным группам с учетом  предложений заинтересованных федеральных  органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами;

     - внести предложения по установлению  базовых окладов (базовых должностных  окладов), базовых ставок заработной  платы по профессиональным квалификационным  группам;

     - разработать и утвердить методические  рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда.

     3. Новая схема оплаты для работников федеральных бюджетных учреждений - это опять не окончательный, а очередной шаг в реформировании оплаты труда работников бюджетной сферы. Дальше настанет очередь окончательного перевода систем оплаты труда на новые рельсы и на региональном, и на муниципальном уровнях. И хотя эта работа во многих регионах уже началась, региональные системы, основой которых осталась Единая тарифная сетка, очевидно, будут подвергнуты новому пересмотру. 
 
 
 

Информация о работе Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы