Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:54, дипломная работа

Описание

Цель работы — всесторонне и полно исследовать природу и содержание права на оплату труда в бюджетной сфере, а также изучить различные возможности и правовые гарантии его реализации, закрепленные действующим законодательством Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: выявление природы заработной платы, раскрытие закономерных признаков, определение особенностей оплаты труда работников бюджетной сферы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией оплаты труда.
Предметом исследования является регулирование оплаты труда.

Содержание

Введение…………………..…………………………………………………… …3

1. Правовое регулирование оплаты труда………………………………..… .6

1.1. Понятия оплаты труда и заработной платы. Системы оплаты труда…… .6

1.2. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда………….. .30

1.3. Правовая охрана заработной платы………………………….. ……………40



2. Общие особенности оплаты труда работников бюджетной сферы…... 46

2.1. Общие положения об оплате труда работников бюджетной сферы……. .46

2.2. Краткая характеристика учреждения…………………………………….. .49

2.3. Оплата труда работников Базы авиационной и наземной охраны лесов. .53

Заключение……..…………………………………………………………......... .58

Литература ……………………………………………………………………….63

Работа состоит из  1 файл

Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы.doc

— 452.00 Кб (Скачать документ)

     Помимо выплат компенсационного характера, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах могут устанавливаться и иные выплаты компенсационного характера.

     При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

     Статья 144 ТК РФ предусматривает, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

  - в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     При этом Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

     Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

     Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

  • федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;
  • государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

     Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей34.

     Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

     Профессиональные квалификационные группы и критерии35 отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

     Порядок и размеры оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются в соответствии со статьей 145 ТК РФ в зависимости от источника финансирования организации.

     Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, — органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

     В соответствии с Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов) оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

     Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки I разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на данном предприятии, исходя из следующих показателей: 

Списочная численность                Кратность к величине тарифной

предприятия (человек)                        ставки36 разряда рабочего

                          основной профессии на предприятии 

        до 200                                                             до 10

от 200 до 1500                                         до 12

от 1500 до 10000                                                  до 14

свыше 10000                                          до 16

     Размер должностного оклада в указанных пределах устанавливается с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции.

     Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор.

     Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как отношение 12-ти месячных должностных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год. Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно.

     Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.

     Затрагивая вопрос о реформировании оплаты труда работников бюджетных организаций, будет не лишним вспомнить об опыте ведущих стран мира.

     В  Японии существует следующая система  оплаты труда государственных служащих.

     Государственные служащие Японии классифицируются на категории:

1. Госслужащие  правительственных (центральных)  органов (министерств, ведомств, комитетов, управлений и т.д.).

     Они, в свою очередь, подразделяются на две  большие группы:

     - государственные служащие, участвующие в принятии решений и постановке задач (особые госслужащие);

     - госслужащие, реализующие и выполняющие  принятые решения и поставленные  задачи (обычные госслужащие).

     2. Госслужащие местных органов  управления (власти).

     К первой категории государственных служащих относятся министры и их заместители. Среди обычных правительственных (центральных) госслужащих - начальники департаментов, отделов, секторов министерств, специалисты и т.д.

     Примерно  такая же шкала действует в  отношении государственных служащих местных органов.

     Обслуживающий персонал министерств, парламента и  т.п. принадлежит к категории производственных государственных служащих.

     Военнослужащие, полицейские, пожарные, учителя, медики и т.д. - тоже государственные служащие.

  Таким образом, в Японии нет противостояния между чиновниками (высокий статус) и учителями (изгои).

     Одна  из характерных особенностей приема на ГС (государственную службу) - это  система пожизненного найма, то есть на ГС работают до предельного возраста (как правило, это 60 лет). Для особых государственных служащих предельного возраста нет.

     Решающая  роль в обеспечении эффективности  работы госслужащих играет подготовка и обучение на рабочем месте. Причем, что характерно и отличается от российской практики, в Японии переподготовку и повышение квалификации проходят госслужащие всех уровней вплоть до начальника отдела министерства, ведомства, управления и заместителя мэра. В Японии считают, что занимающих высокие должности учить нецелесообразно. Они проходят лишь стадии самоподготовки и самообразования.

     Ротация госслужащих аналогична ротации  кадров в производственном секторе. Смена места работы осуществляется через каждые два-три года.

     Высокая результативность труда государственных  служащих во многом обеспечивается созданием  действенных систем их мотивации, и прежде всего оплаты труда.

     Размер  заработной платы (оклада) определяется двумя показателями:

     -градацией (разрядом), соответствующей должности (квалификации) работника;

     -ступенью, определяемой его возрастом (стажем).

       В разрабатываемых типовых сетках по оплате труда госслужащих одиннадцать градаций и тридцать две ступени. Учет результатов работы госслужащего осуществляется периодичностью (скоростью) перевода его из одной градации в другую. Следующая, более высокая ступень по оплате труда присваивается через каждый год (максимум - два) работы.

     Для государственных служащих Японии, так  же как и для работников частного сектора, кроме оплаты труда предусмотрены  выплаты некоторых видов пособий (семейное пособие, в том числе  на детей; транспортное пособие или оплата стоимости бензина личного автомобиля; региональные пособия; пособия за особые условия труда). Пять должностных окладов в год выплачиваются в виде бонусов (0,8 - в марте; 2 - в июле; 2,2 - в декабре).

     Уровень оплаты труда госслужащих прямо пропорционально зависит от оплаты труда в производственном секторе. Логика рассуждений здесь следующая: в конечном счете основная задача госслужащих - через экономический рост обеспечить высокие заработки и достойный уровень жизни населения. Если растет зарплата в производственной сфере, значит, увеличиваются макроэкономические показатели страны (ВВП, ВД и т.д.), поскольку оплата труда работников предприятий тесно связана с конечными производственными результатами. Следовательно, есть экономическая и моральная основа для адекватного повышения окладов государственным служащим, которое утверждается решением парламента. Если же заработная плата работников производственного сектора сокращается, то, соответственно, делаются пересчеты в сторону уменьшения окладов госслужащих.

     В этой связи, опираясь на авторитетный опыт Японии, по нашему мнению, целесообразно  провести корректировку окладов  руководителей высшего эшелона  страны и регионов в зависимости  от конечных результатов, на достижение которых направлена их деятельность. При этом оплата труда руководителей страны и регионов, так же, как и руководителей организаций, будет поставлена в непосредственную зависимость от их результатов и трудового вклада, а экономическая политика и тактика ее осуществления будут более выверенными и взвешенными, поскольку за свои провалы и ошибки они будут отвечать не только морально, но и материально.

Чтобы мотивационный механизм эффективного труда руководителей федерального и регионального уровней работал  без сбоев, необходимо правильно и обоснованно определить главные, конечные показатели их профессиональной деятельности. Такая же проблема актуальна в отношении организации стимулирования труда госслужащих.

Общим критерием оценки результатов является мера приближения показателей удовлетворения тех или иных потребностей общества, экономики, ее объектов, отдельного человека к оптимальным или наивысшим их значениям. Должен доминировать тезис, что государство в рыночной экономике - выразитель интересов всего общества; следовательно, реализация этих интересов для госслужащего выступает доминирующей задачей, направленной на формирование и развитие рыночной экономики, сбалансированной как в экономическом, так и в социальном аспекте37. 
 

Информация о работе Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы