Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника. Данная цель тесно связана и реализуется через решение следующих задач:
- изучение теоретических и правовых основ защиты трудовых прав работника;
- исследование формы реализации права на защиту трудовых прав;
- выявление возможностей и условий эффективной защиты трудовых прав.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
1.Понятие и формы защиты трудовых прав работников………………………6
1.1 Виды ответственности за нарушение трудового законодательства……..11
1.2.Самозащита трудовых прав…………………………………………………27
2.Анализ основных нарушений трудовых прав………………………………..28
2.1.Характеристика деятельности органов, осуществляющих защиту трудовых прав работников………………………………………………………… ……....33
2.2.Защита трудовых прав с помощью государственного надзора.... ……….43
3.Проблемы трудового кодекса, и рекомендации по их устранению…………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основные права профсоюзов,
в том числе касающиеся их защитной
функции и осуществления
Защитная функция профсоюзов России выражается в их праве и деятельности по защите трудовых прав и законных интересов своих членов, а вместе с ними прав всех трудящихся организации от нарушения работодателем, должностными лицами ее администрации. Эта защитная функция проявляется профсоюзами на всех стадиях правового регулирования труда:
а) при принятии новых актов
трудового законодательства, как в централизованном
порядке, так и в локальном. Здесь профсоюзы
должны
четко высказывать свое мнение по каждому
проекту нового акта трудового
законодательства. Трудовой кодекс (ст.
372) установил порядок запроса и
учета мнения профсоюзного органа организации
при принятии работодателем локальных
нормативных актов, содержащих нормы трудового
права;
б) при принятии решений работодателем по применению отдельных норм трудового права с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК и др.), в том числе при расторжении трудового договора но инициативе работодателя (ст. 373 ТК);
в) при осуществлении установленных для профсоюзов и их активистов (выборных профсоюзных работников) гарантий их деятельности (ст. 374-377 ТК);
г) при оказании помощи, защите при самозащите работниками своих трудовых прав и законных трудовых интересов, в том числе при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых прав;
д) при защите трудовых прав работников на последней стадии правового регулирования труда - на стадии привлечения к ответственности нарушителей трудовых прав работников и профсоюзов (ст. 362, 278 и 416 ТК).
Только активное участие
профсоюзных органов во всех указанных
стадиях правового
Осуществление профсоюзами защиты трудовых прав
работников
Профсоюзы на первой стадии правового регулирования труда должны проявлять свою защитную функцию, высказывая мнение по проектам законодательных актов о труде, отвергая или добиваясь изменения тех из них, которые отнимают, умаляют трудовые права и законные интересы трудящихся как при централизованном принятии актов законодательными органами Федерации и ее субъектов, а также при заключении соглашений на разных уровнях, так и при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положений о премировании и др.) И здесь профсоюзы опираются на п. 2 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающий, что «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», и на ст. 372 ТК о порядке учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Так, трехсторонняя комиссия
(одной из сторон которой является
профсоюзный орган как
Работодатель в
Если это мнение не содержит согласия с проектом локального акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в трехдневный срок после получения мнения профсоюзного органа провести дополнительные консультации с последним в целях достижения взаимоприемлемого решения (ч. 3 ст. 372 ТК). Таким образом, Кодекс хотя и урезал объем прав профсоюзного органа (с согласия - на учет мнения) при принятии локальных норм трудового права, но дает возможность ему более активно своим мотивированным мнением защищать трудовые права и интересы работников.
Если согласие не достигнуто
(это оформляется протоколом), работодатель
вправе принять локальный акт, который
может быть обжалован профсоюзным
органом в соответствующую
Орган государственной инспекции труда, получив жалобу профсоюзного органа, обязан в течение одного месяца со дня ее получения провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене обжалованного локального нормативного акта, обязательное для исполнения. Следовательно, ч. 5 ст. 371 ТК дает впервые в нашем законодательстве право решать одновременно коллективный спор как по Закону о коллективных трудовых спорах в соответствии с гл. 61 ТК о порядке их разрешения, так и государственным надзорным органом - государственной инспекцией труда или в суде. В то же время в гл. 62 ТК ничего не говорится о том, как суд это решает. Но поскольку согласно ст. 361 ТК решения государственных инспекторов труда, в том числе главного государственного инспектора труда РФ, могут быть обжалованы, такое одновременное разрешение коллективного трудового спора о принятии работодателем (вопреки мнению профсоюзного органа), локального нормативного акта хотя заставляет работодателей считаться с мнением профсоюзного органа в таких случаях, но оно может создать ситуацию, когда работодатель не будет выполнять предписание инспекции труда, ссылаясь на мирные процедуры разрешения коллективной) трудового спора или на решение суда. Здесь необходима дополнительно новая норма по разрешению возможной коллизии. Поскольку впервые такой коллективный трудовой спор отнесен к компетенции государственной инспекции труда и суда и мирных процедур его разрешения, то это новое положение в трудовом праве требует законодательного уточнения.
Таким образом, Трудовой кодекс предусмотрел определенное ограничение действий работодателя по принятию им локального нормативного акта, если он при этом не учел законное мнение профсоюзного органа по его проекту.
Несколько иной порядок учета
работодателем мнения профсоюзного
органа установлен при принятии им
решения о расторжении
На второй стадии правового
регулирования труда при
Профсоюзный орган в течение
семи рабочих дней со дня получения
проекта с копиями
При несогласии с предполагаемым
увольнением работника в
Эта процедура не лишает работника права обжаловать свое увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание Гострудинспекции.
Таким образом, профсоюзный орган организации при его должной активности может эффективно защищать трудовые права работников по всем вопросам, по которым Трудовой кодекс предусматривает учет мнения выборного профсоюзного органа. Это ст. 73 (об изменении существенных условий трудового договора); ст. 82, 99 (об организации сверхурочных работ); ст. 113 (о привлечении к работе в выходные и праздничные нерабочие дни); ст. 123 (об очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков); ст. 301 (по режиму вахтового метода); ст. 102 (при составлении графиков сменности); ст. 144 (при установлении систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок); ст. 147 (при установлении перечня тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда и конкретных доплат к ним); ст. 154 (о конкретных размерах повышения оплаты за работу в ночное время); ст. 159 (при применении систем нормирования труда); ст. 162 (при введении, замене и пересмотре норм труда); ст. 180 (необходимые меры при массовых увольнениях); ст. 196 (определение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников); ст. 190 (утверждение правил внутреннего трудового распорядка), а также ряд статей по охране труда (ст. 21 8, 228 и др.).
На стадии применения трудового законодательства защита профсоюзами трудовых прав работников от их нарушения осуществляется и путем профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.
Профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда
Трудовой кодекс закрепил право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства в ст. 370, открывающей гл. 58 «Защита трудовых прав работников профессиональными союзами».
Почти 60 лет (с 1933 г.) советские профсоюзы, получив от государства при ликвидации Наркомтруда его право государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда, осуществляли это государственное надзорное право, а следовательно, имели определенные властные полномочия. Ныне Российское государство, ратифицировав Конвенцию, МОТ № 81 (1947 г.)4 об инспекции труда, создало федеральную инспекцию труда в структуре Минтруда России с ее органами на местах, поскольку указанная Конвенция МОТ обязывает государства, к ней присоединившиеся, иметь государственный орган такого надзора. Поэтому от профсоюзов государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и охраны труда был передан государственной инспекции труда. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовой кодекс (ст. 370) сохранили право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, давая большую возможность выборным профсоюзным органам организации активно защищать права работников при осуществлении повседневно данного контроля.
Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требований об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства общероссийские профсоюзные органы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями об этих инспекциях, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.
Межрегиональные и территориальные
организации профсоюзов на территории
субъектов Федерации могут
Информация о работе Ответственность за нарушение турдовых прав работников