Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:30, курсовая работа
Год 1995-й был годом борьбы за правовое признание профсоюзов России, их
роли и месте в обществе. Своеобразным символом этой борьбы стала
драматическая судьба закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях
деятельности». Его принятию всячески сопротивлялись те, кто не
заинтересован в существовании сильных объединений трудящихся, способных
|I |Профсоюзные органы как субъекты трудового права | 3 |
|II |Правовое положение профсоюзов в сфере труда. | |
| |1. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. |6 |
| |Нормативно-правовое регулирование их деятельности. | |
| |2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере| 12 |
| |труда. | |
|III|Классификация прав профсоюзов. | 17 |
|IV |Гарантии прав профсоюзов. | 24 |
|V |Ответственность профсоюзов. | 32 |
|VI |Защита прав профсоюзов. | 34 |
| |ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 37 |
| |СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 38 |
Права профсоюзов в сфере трудовых отношений
| |ВВЕДЕНИЕ
|I |Профсоюзные органы
как субъекты трудового права
|II |Правовое положение
профсоюзов в сфере труда.
| |1. Понятие профсоюзов.
Их задачи и функции.
| |Нормативно-правовое
регулирование их деятельности.
| |2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере| 12 |
| |труда.
|III|Классификация прав
профсоюзов.
|IV |Гарантии прав профсоюзов.
|V |Ответственность
профсоюзов.
|VI |Защита прав профсоюзов.
| |ЗАКЛЮЧЕНИЕ
| |СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Год 1995-й был годом борьбы за правовое признание профсоюзов России, их
роли и месте в обществе. Своеобразным символом этой борьбы стала
драматическая судьба закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях
деятельности». Его принятию всячески сопротивлялись те, кто не
заинтересован в существовании сильных объединений трудящихся, способных
отстаивать их законные права и интересы, противостоять произволу
работодателей. В числе противников закона оказались и ультра либеральные
реформаторы из властных структур, и некоторые наши «коллеги» из так
называемых альтернативных профсоюзов, для которых борьба с ФНПР, похоже,
куда важнее защиты интересов наемных работников. Закон дал твердую правовую
основу для сложившейся практики профсоюзной деятельности, а в ряде случаев
и расширил наши возможности. Для нас важно, что закон содержит в себе ряд
обязывающих положений для Правительства, органов государственной власти и
местного самоуправления, работодателей. Он гарантирует право
беспрепятственного создания и деятельности профсоюзов, исключая возможность
произвольного вмешательства в наши дела со стороны органов исполнительной
власти, защищает права профсоюзных активистов, профсоюзную собственность.
Закон делает профсоюзы главным объектом коллективных договоров на всех
уровнях, представляет им широкие права контроля за соблюдением социально-
трудовых прав работников, экологических стандартов.
Но история нашей страны учит нас, что любой даже самый прекрасный закон
может оставаться мертвой буквой, пустой декларацией. Дело каждого из нас
наполнить его живым содержанием, активно использовать представленные
законом возможности в интересах трудящихся и их профессиональных союзов.
I.Профсоюзные органы как
В условиях
современной России профсоюзы
представляют собой
независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных
общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в
социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений:
Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Социальные профсоюзы и
другие считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление
социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики[1].
Субъектом трудового права является не сама массовая организация, а ее
органы на всех уровнях. Социальные партнеры имеют права, а в отношениях по
материальной ответственности и разрешению индивидуальных и коллективных
трудовых споров – обязанности.
Профсоюзы
рассматриваются в качестве
деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством,
которое устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, основные
(статутные) права
и обязанности, а также
ХУ КЗоТ РФ). Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов
законодательство исходит, с одной стороны, из существования принципа
плюрализма в организации и деятельности профсоюзов, а с другой -
регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в
частности, профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных
профсоюзных органов.
Переход к
рыночной экономике, курс на
разгосударствление и
предприятий выдвигают в качестве основной (главной)
функции профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом
оптимальным методом реализации защитной функции становится организация
правового социального партнерства - цивилизованной формы взаимоотношений
между профсоюзами, предпринимателями (работодателями) и правительственными
(государственными) структурами[2]. Диапазон партнерской деятельности
профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от
прямого социального противостояния своим партнерам до конструктивного
взаимодействия с ними.
Помимо главной - защитной функции профсоюзы выполняют и иные функции,
часть которых непосредственно вытекает из уставов, а другие – делегированы
в свое время профсоюзам государством.
Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых
профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитии их правового
статуса как субъекта трудового права, ибо именно эта отрасль права ближе
всего соприкасается с регулированием сферы наемного труда.
Участвуя в установлении условий труда и в управлении производством,
профсоюзы в лице профкомов
организаций выполняют
во-первых, представляют права и интересы коллектива по вопросам
организации и применения труда и,
во-вторых, способствуют непосредственному вовлечению работников в
управленческую деятельность.
Кроме того, профсоюзы выполняют свою главную защитную функцию,
осуществляя надзор и общественный контроль за охраной труда и соблюдением
трудового законодательства.
Принцип активного
участия работников в
результат развития производственной демократии и наглядное проявление начал
социального партнерства. Формирование надлежащих условий труда высокого
уровня оформляется обычно в виде локальной нормотворческой деятельности,
осуществляемой работодателем, трудовым коллективом при активном участии
профсоюзов.
Важно отметить,
что правовой статус
права определяется применительно к их органам, а не к организациям. Эти
органы, и, прежде всего профессиональные комитеты организаций, признаются
законными представителями прав и интересов наемных работников. В тех
общественных отношениях, где профком выступает в качестве субъекта
трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного
коллектива наемных рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои
собственные права (например, при осуществлении надзора за охраной труда),
либо действует от имени соответствующего трудового коллектива (например,
при разработке и подписании коллективного договора).
Статья 226 КЗоТ РФ закрепила общее право профсоюзов представлять
интересы трудящихся и определила области его применения – производство,
труд, быт и культуру. Указанные области общественной жизни являются, таким
образом, объектом преимущественного приложения их разнообразных правомочий.
Необходимо иметь в виду, что представительство интересов наемных
рабочих и служащих в названных выше областях общественной жизни является
одновременно и правом и обязанностью профсоюзных органов. Поскольку такое
представительство основано на законе (ст.226 КЗоТ РФ), профсоюзные органы,
выступая в роли представителей коллективов работников, действуют без какой
бы то ни было доверенности с их стороны. Не требуется доверенности и на
индивидуальное
отдельных работников-членов профессионального союза.
Правоспособность профсоюзов возникает с момента регистрации, когда
профсоюз приобретает права юридического лица, хотя ст.225 КЗоТ РФ говорит,
что профсоюзы действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не
подлежат обязательной регистрации в государственных органах.
Однако регистрация
профсоюзов носит не
характер. И прохождение регистрации является правом, а не обязанностью
профсоюза. В связи с этим профсоюз может и не проходить процедуру
регистрации, но при этом на него не могут возлагаться какие-то обязанности,
и он не приобретает прав юридического лица.
II.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
1) Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. Нормативно-правовое
регулирование их деятельности.
Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан,
связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их
деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-
трудовых прав и интересов (ст.2 Федерального закона «О профсоюзах, их
правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1955 г., который вступил в
силу 20 января 1996 года.).
Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма
объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой
многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего
характера. Это - самая массовая общественная организация.
Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как
специфическая общественная организация со своими задачами и функциями,
определяемыми их уставами.
Основные задачи
профсоюзов связаны с
- защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом
отношений. Именно – с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них
объединялись и объединяются трудящиеся.
Как общественная
организация профсоюзы
на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения
уставных целей.
Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих
интересов прямо закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание
профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и
значении профсоюзов в жизни общества.
Функции профсоюза – это основные направления деятельности
профессиональных союзов. В юридической литературе выделяют следующие
функции:
1) защитная
2) производственная
3) воспитательная
4) социальная
5) международная
Можно выделить и другие функции. Однако вся деятельность профсоюзов
должна быть подчинена целям защиты прав и интересов своих членов. Поэтому
главной функцией профсоюзов должна быть защитная функция – целенаправленная
правовая деятельность:
1) по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся (права
работников свободно
распоряжаться своими
род деятельности
или профессию, право на
либо дискриминации
и не ниже установленного
2) по охране их от
нарушений (право
рабочие места, где работают члены, состоящие в профсоюзе, для реализации
уставных задач,
представленных профсоюзам
3) по восстановлению нарушенных прав (защищают права и интересы членов
профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом
отношений, а
в области коллективных прав
и интересов – указанные права
интересы работников, независимо от членства в профсоюзах в случае
наделения их
полномочиями на
4) по установлению
более высокого уровня условий
(устанавливаются работодателем и их объединениями по согласованию с
Информация о работе Права профсоюзов в сфере трудовых отношений