Права профсоюзов в сфере трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание

Год 1995-й был годом борьбы за правовое признание профсоюзов России, их
роли и месте в обществе. Своеобразным символом этой борьбы стала
драматическая судьба закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях
деятельности». Его принятию всячески сопротивлялись те, кто не
заинтересован в существовании сильных объединений трудящихся, способных

Содержание

|I |Профсоюзные органы как субъекты трудового права | 3 |
|II |Правовое положение профсоюзов в сфере труда. | |
| |1. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. |6 |
| |Нормативно-правовое регулирование их деятельности. | |
| |2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере| 12 |
| |труда. | |
|III|Классификация прав профсоюзов. | 17 |
|IV |Гарантии прав профсоюзов. | 24 |
|V |Ответственность профсоюзов. | 32 |
|VI |Защита прав профсоюзов. | 34 |
| |ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 37 |
| |СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 38 |

Работа состоит из  1 файл

трудовое право.docx

— 62.78 Кб (Скачать документ)

которых раньше не было, в связи  с  развитием  экономических  и  социальных

отношений, исключения из него некоторых  прав,  не  отвечающих  современным

условиям. Радикальные  изменения в статусе профсоюзов происходят в  связи  с

переходом  на  новые  экономические  рельсы,  внедрением  новых   принципов

управления  экономикой  в  условиях  многообразия  видов  собственности   и

организационно-правовых форм предприятий.

    В статус  субъектов права, в том числе  профсоюзов, помимо прав входят  и

юридические обязанности.

    Права и  обязанности профсоюзов в сфере  труда имеют особенности:

    во-первых, юридические  обязанности прямо не возлагаются  государством на

профсоюзы, они вытекают из защитной функции этой общественной  организации,

опираются на их  уставы  и  неразрывно  связаны  с  правами.  В  результате

предоставленные профсоюзам права одновременно означают  и  их  обязанности.

Это -  особая  юридическая  категория  -  права-обязанности,  где  право  и

обязанность находятся  в неразрывном единстве;

    во-вторых, это  обязанности не перед государством, а перед  работниками,

чьи интересы профсоюзы  должны представлять и защищать;

    в-третьих,   юридические   обязанности   профсоюзов    заключаются    в

необходимости реализации предоставленных  им  прав.  Иначе  они  не  смогут

защитить работников;

    в-четвертых,  выполнение такого рода обязанностей  обеспечивается, прежде

всего, силой общественного, морального (внутри профсоюзного) воздействия.

    Профсоюзы  как общественная организация  не отвечают  перед  государством

за реализацию своих  прав-обязанностей. (Исключением является  имущественная

ответственность  по  суду  за  проведение  забастовки,   признанной   судом

незаконной. Но здесь  юридическая ответственность, вытекая  из нарушения норм

трудового законодательства, носит  все  же  гражданско-правовой  характер).

Государство оказывает  воздействие на  осуществление  профсоюзами  их  прав-

обязанностей путем  содействия реализации предоставленных  им прав,  создания

гарантий для их успешной деятельности.

    К юридической  (дисциплинарной) ответственности   могут  быть  привлечены

освобожденные  от  основной  работы  в  организации  работники  профсоюзных

органов, виновные в том, что права профсоюзов не используются.  Юридическая

ответственность  таких  лиц  наступает  по  воле  профсоюзных  органов  как

работодателей. Права-обязанности  профсоюзов как особая  категория  содержат

одновременно  юридическую  возможность  и  долженствование.  В  нормативных

правовых актах содержатся  права,  а  не  требования  к  профсоюзам.  Права

приобретают признаки обязанностей в силу потребности в их осуществлении.  В

них заложена социальная необходимость. Так как без предоставления права  не

может быть  обязанности  его  реализации,  оправдано  пользование  термином

«права профсоюзов», подразумевая под  этим  как  собственно  права,  так  и

единую категорию  прав-обязанностей.

    Концепция   неразрывности   прав   и   обязанностей   профсоюзов   имеет

практическое значение: если осуществление прав зависит  от воли субъекта, то

юридические обязанности  надо всегда соблюдать. Следовательно,  при  наличии

соответствующей ситуации профсоюзы должны использовать  предоставленные  им

права.

    Глава II Закона  о профессиональных союзах посвящена  правам  профсоюзов.

В этом законе  закреплены следующие права:

1) право на представительство  и защиту социально-трудовых прав  и   интересов

   работников (закреплено  в  ст.226  КЗоТ  РФ  и   Законом   «О  коллективных

   договорах и  соглашениях»,  в  частности,  ст.11  Закона  закрепила  более

   широкое право  профсоюза представлять не только  членов  своего  профсоюза,

   но  и  всех  работников,  если  не  члены   профсоюза   уполномочили   его

   представлять  их интересы).

     В названном   Законе  говорится  о  том,  что  законодательные  и   иные

правовые  акты  в  области  труда  должны  приниматься   с   учетом   мнения

соответствующих профсоюзов, которые представляют как индивидуальные,  так  и

коллективные права  работников.

     Раньше  в  Конституции  РСФСР   было  закреплено  право  профсоюзов  на

законодательную инициативу. Сейчас благодаря  профсоюзам  в  государственной

Думе  не прошел ни один из проектов Трудового кодекса. Но с  другой  стороны,

возникает вопрос: может  ли профсоюз обратиться  в  суд  за  защитой  прав  и

интересов  работника,  заявив  о  том,   что   у   него   такие   полномочия

(представительство и  защита интересов) есть. Верховный  Суд РФ разъясняет  по

этому поводу –  может  обратиться  в  суд,  но  на  основании  доверенности,

выданной гражданином.

        2) Право профсоюза на содействие  занятости.

     Это право  включает в себя уведомление  соответствующих  профсоюзов  при

ликвидации  организации,  при  ликвидации  подразделений  организации,   при

изменении  форм  собственности  организации,  при   полной   или   частичной

приостановке  производства.  Кроме    того,   профсоюзы    в   установленных

законодательством случаях  дают согласие на увольнение своих  членов.

3) Привлечение и использование  иностранной  рабочей  силы  осуществляется  с

   учетом мнения  соответствующих профсоюзов.

4)  Право  профсоюзов  (первичных  профсоюзных   организаций)   на   ведение

   коллективных  переговоров, заключение соглашений  коллективных договоров  и

   контроль за  их выполнением  (представительство   осуществляется  с  учетом

   количества  объединяемых  ими  членов;   профсоюзы   могут   осуществлять

   профсоюзный   контроль  за   осуществлением   коллективных   договоров   и

   соглашений);

        5)право на участие в урегулировании  коллективных  и  индивидуальных

трудовых споров  (организация  и проведение забастовок, собраний,  митингов,

шествий, демонстраций и  т.д.);

        6)право на зависимость  от  органов  исполнительной  власти  органов

местного самоуправления, работодателей, политических партий и  общественных

объединений (участие  в  управлении  государственными  фондами  социального

страхования, занятости,  медицинского  страхования,  пенсионным  и  другими

фондами, а также  осуществление  профсоюзного  контроля  за  использованием

средств этих фондов);

        7)право   на   информацию   по   социально-трудовым   вопросам   (от

работодателей и их объединений, органов  исполнительной  власти  и  органов

местного самоуправления);

        8)право  на  участие   в   подготовке   и   повышении   квалификации

профессиональных  кадров  (право  создавать   образовательные   и   научно-

исследовательские   учреждения,   подготовку   и   переподготовку   кадров,

финансирование  деятельности  образовательных  и   научно-исследовательских

учреждений за счет средств  соответствующих бюджетов);

        9)право  на  осуществление   профсоюзного  контроля  за   соблюдением

трудового законодательства  (до  недавнего  времени  в  ведении  профсоюзов

состояли правовая и  технические  инспекции  труда,  которые  были  наделены

соответствующими функциями, в том числе правом  выдавать  обязательные  для

исполнения  предписания  и  налагать  штраф;  сейчас  их  функции  переданы

Минтруду РФ);

        10)право на участие в осуществлении  приватизации государственного  и

муниципального  имущества  (иметь  своих  представителей  в  комиссиях   по

приватизации государственного и муниципального имущества,  включая  объекты

социального назначения);

        11)право на социальную защиту  работников  в  области  страхования   и

охраны здоровья, социального  обеспечения,  улучшения   жилищных  условий  и

других  видов  социальной  защиты  (участвуют   в  формировании  социальных

программ, разработке  мер  по  социальной  защите  работников,  определении

основных критериев  жизненного уровня, размеров индексации заработной платы,

пенсий, стипендий, пособий  и компенсаций);

        12)право профсоюзов на защиту  интересов  работников  в   органах  по

рассмотрению трудовых споров  (в случаях нарушения  законодательства о труде

профсоюзы в праве  по просьбе членов профсоюза, других работников,  а  также

по собственной инициативе обращаться с заявлениями  в  защиту  их  трудовых

прав в  органы,  рассматривающие  трудовые  споры;  для  защиты  социально-

трудовых и других  гражданских  прав  и  профессиональных  интересов  своих

членов профсоюзы  могут создать юридические службы и консультации);

        13)международное сотрудничество (сотрудничать  с  профсоюзами  других

стран,  вступать  в   международные   профсоюзы,   другие   объединения   и

организации, заключать  с ними договора и соглашения).

 

 

 

                     III. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ

 

 

 

    Классификация  прав профсоюзов возможна в  зависимости от того,  в   каких

отношениях  они  реализуются,   например,   содействие   в   зависимости   и

трудоустройстве (предмет  трудового права).

 

    Права профсоюзов  можно классифицировать в зависимости  от того, идет  ли

речь о применении уже действующих норм  трудового  законодательства  или  об

установлении  или  изменении  каких-то  новых  условий   труда   работников.

Например, в области  применения  права  можно  привести  пример,  касающийся

приема   на   работу   и   установления   испытательного   срока.    Проекты

законодательных актов, затрагивающих  социально-трудовые  права  работников,

рассматриваются  федеральными  органами  государственной  власти  с   учетом

предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

    Кроме  того,  профсоюзы,  которые   прошли   процедуру   уведомительной

регистрации, в настоящее  время  являются  полноценным  субъектом  трудового

права. Это связано  с тем, что на профсоюз,  который  организовал  незаконную

забастовку,  может  быть  возложена  материальная  ответственность  в   виде

возмещения работодателю причиненных ее проведением  убытков.  (Однако,  если

профсоюз не зарегистрирован, то  на  него  такую  ответственность  возложить

нельзя. Следовательно, такой профсоюз полноценным субъектом  трудового  права

не является.)

    Коллективным  договором и социально-партнерским   соглашением может  быть

предусмотрено более  широкая компетенция деятельности профкома  в  управлении

организацией,   вопросах   труда   и   быта   (по   сравнению   с   трудовым

законодательством).  В  частности,   полномочия   на   представительство   в

коллективных  переговорах  и  подписании  коллективного  договора  профсоюзы

могут получить от трудового  коллектива и в этом смысле  права  профсоюзов  в

соответствующих  отношениях  производны   от   прав   трудового   коллектива

(работников организации). Такая возможность, помимо  самостоятельного  права

профсоюзов на проявление инициативы  в  заключении  коллективного  договора,

ведение  переговоров  и  заключение  коллективного  договора,  предусмотрена

Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Федеральным  законом  «О

профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности  ».  Связь  прав

профсоюзов и  прав  трудовых  коллективов  естественна,  так  как  профсоюзы

действуют внутри трудового  коллектива,  призваны  представлять  и  защищать

коллективные  права  и  интересы.  Вместе  с  тем,  каждый  из  субъектов  –

профсоюзы и трудовой коллектив – обладают своими им принадлежащими правами.

    Права профсоюзов  в сфере труда классифицируются  по ряду признаков:

    1) по их  положению в системе прав данной  организации;

    2) по степени  общности;

    3) по степени  самостоятельности;

    4) по формам  реализации;

    5) по  содержанию  (кругу  вопросов,  решаемых  профсоюзами  или  с  их

участием);

    6) по кругу  лиц, чьи права и интересы  вправе  представлять  и  защищать

профсоюзы.

    Классификация  по положению в системе прав  позволяет  соотнести  каждое

право в зависимости  от того, каким органом (в акте какого органа) это право

закреплено: в федеральном  законе или законе субъекта РФ, в  соглашении  или

коллективном договоре.

    Классификация  по степени общности позволяет   выделить  общие  для  всех

профсоюзов права  и права, предоставленные определенным профсоюзным органам.

В  результате  появляется  возможность   соотнести   принцип   единства   в

регулировании общественных отношений,  в  которых  участвуют  профсоюзы,  с

принципом дифференциации.

    Когда права  профсоюзов носят общий характер, ими обладают все профсоюзы

и  все  их  органы,  сформированные   в   соответствии   с   уставами   для

представительства и  защиты прав и интересов работников. Например,  несмотря

на почти полное отсутствие прямых норм о  правах  средних  звеньев  системы

Информация о работе Права профсоюзов в сфере трудовых отношений