Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:30, курсовая работа
Год 1995-й был годом борьбы за правовое признание профсоюзов России, их
роли и месте в обществе. Своеобразным символом этой борьбы стала
драматическая судьба закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях
деятельности». Его принятию всячески сопротивлялись те, кто не
заинтересован в существовании сильных объединений трудящихся, способных
|I |Профсоюзные органы как субъекты трудового права | 3 |
|II |Правовое положение профсоюзов в сфере труда. | |
| |1. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. |6 |
| |Нормативно-правовое регулирование их деятельности. | |
| |2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере| 12 |
| |труда. | |
|III|Классификация прав профсоюзов. | 17 |
|IV |Гарантии прав профсоюзов. | 24 |
|V |Ответственность профсоюзов. | 32 |
|VI |Защита прав профсоюзов. | 34 |
| |ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 37 |
| |СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 38 |
прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа
(должность) в той же или, с согласия работника, в другой организации. При
невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему
месту работы в случае реорганизации организации (предприятия, учреждения)
работодатель или правопреемник, а при ликвидации организации (предприятия,
учреждения) - профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником
его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев,
а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.
Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных
(делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и
специальный трудовой стаж.
Освобожденные
профсоюзные работники,
первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми
правами и льготами, как и другие работники организации в соответствии с
коллективным договором, соглашением.
Увольнение
по инициативе работодателя
профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания
срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации (предприятия,
учреждения) или совершения работником действий, за которые федеральным
законом предусмотрено увольнение. В таких случаях увольнение производится в
том же порядке, что и работников, избранных (делегированных) в профсоюзные
органы и не освобожденных от основной работы.
Обязанность государственных органов, предприятий, учреждений,
организаций всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности прямо
предусмотрена законом. Содействие профсоюзам выражается также путем:
а) отчисления
предприятиями и
денежных средств на культурно-массовую и физкультурную работу (ст. 232
КЗоТ);
б) предоставления соответствующему профсоюзному органу предприятия,
учреждения, организации бесплатно необходимых помещений со всем
оборудованием, освещением, уборкой, охраной для работы самого органа и для
проведения собраний работников, транспортных средств, средств связи;
в) предоставления зданий, помещений, сооружений, садов и парков,
предназначенных для ведения культурно-просветительской, оздоровительной,
физкультурной и спортивной работы среди работников предприятия и членов их
семей, а также пионерских лагерей, принадлежащих предприятию, учреждению,
организации или арендованных ими, в бесплатное пользование соответствующему
профсоюзному органу;
г) перечисления членских профсоюзных взносов из заработной платы
работников в соответствии с коллективным договором, соглашением на
основании соответствующих письменных заявлений работников. Работодатель не
вправе задерживать перечисление указанных средств.
Теперь, кроме того, на предприятиях, в учреждениях, организациях, где
профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые
распространяется действие отраслевых соглашений, работодатели по
письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза,
ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной
платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных
коллективными договорами, соглашениями.
Приведенные
формы и способы содействия
работодателей предусмотрены в ст. ст. 225, 232, 234 КЗоТ. Они уточнены
Федеральным законом о профсоюзах, с учетом новых условий экономической
деятельности предприятий, организаций, расширения возможностей
регулирования взаимоотношений между ними и профсоюзами с помощью
коллективных договоров, соглашений.
Государственный надзор за соблюдением прав профсоюзов призвана
осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции
государственного надзора за законностью.
Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами
профсоюзы (их органы) и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда.
Юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах,
а значит - за несоблюдение предусмотренных этим законодательством
профсоюзных прав, прямо
установлена Федеральным
союзах, их правах и гарантиях деятельности».
За такие
правонарушения виновные в том
должностные лица
органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их
объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность:
а) дисциплинарную (соблюдение законодательства, в том числе
законодательства о профсоюзах входит в их должностные обязанности);
б) административную
(поскольку нарушение
может являться административным проступком);
в) уголовную
(за воспрепятствование
ст. 137 Уголовного кодекса);
г) материальную (если нарушение прав профсоюзов привело для них к
материальному ущербу (по нормам гражданского законодательства).
Возможно возмещение
и морального вреда, если
повредили репутации, авторитету профсоюза (также по нормам гражданского
законодательства).
Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов,
первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к
дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц,
нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств,
предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию
указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой
договор (контракт) с должностным лицом, если он нарушает законодательство о
профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору-
соглашению.
V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ
Как и все другие общественные объединения, профсоюзы в случаях
нарушения законодательства РФ несут ответственность на основании
Федерального закона «Об общественных объединениях» (ст.41).
Одной из
юридических гарантий
входящих в профсоюзные органы, служит возможность их ответственности за
невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за
организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, когда
такая ответственность установлена федеральными законами. Возможность
привлечения к имущественной (гражданско-правовой) ответственности
профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после
признания ее судом незаконной, предусмотрена п. 2 ст. 22 Федерального
закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», подписанным
Президентом РФ 23 ноября 1995 года. В таких случаях профсоюзная организация
обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет
своих средств в размере, определенном судом.
Штатные
работники профсоюзных
профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в
организации и проведении незаконной забастовки, могут быть привлечены к
дисциплинарной
выполнение таких обязательств, а за незаконную забастовку - поскольку они
обязаны соблюдать нормы законодательства. Эти работники могут быть
освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым
законодательством и уставом профсоюза.
Не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные
органы, за названные выше действия могут нести общественную ответственность
по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава профсоюзного органа. В
таком же порядке несут ответственность освобожденные и не освобожденные от
основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, если они не обеспечили
реализацию предоставленных профсоюзам прав.
За участие в незаконной забастовке не освобожденные от основной работы
лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации
(предприятия, учреждения)
могут быть подвергнуты
за нарушение трудовой дисциплины на основании п. 1 ст. 22 Федерального
закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».
Согласно п.1
ст.30 Федерального закона за
профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного
самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов,
ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную
ответственность.
Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов,
первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к
дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц,
нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств,
предусмотренных коллективным договором, соглашением.
По требованию
указанных профсоюзных
расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно
нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по
коллективному договору, соглашению.
VI. ЗАЩИТА ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ.
Основными направлениями деятельности профсоюзов по защите прав и
интересов трудящихся в сфере охраны труда предусмотрены Соглашением между
администрацией области, Облсовпрофом и объединениями работодателей:
разработана и реализуется региональная программа улучшения условий и охраны
труда, созданы институты уполномоченных и совместных комитетов (комиссий)
по охране труда.
В условиях крайне сложного экономического положения предприятия,
организаций и учреждений особое место в деятельности профсоюзных
организаций области по защите социально-экономических прав и интересов
трудящихся и членов их семей занимает решение проблемы оздоровления и
отдыха детей и подростков. Профсоюзы пытаются сохранить материальную базу
детских оздоровительных учреждений, передавая их в муниципальную
собственность, добиваясь установления финансовых льгот для хозяйствующих
субъектов, содержащих загородные оздоровительные лагеря и центры.
Начало так называемой рыночной экономики символизировало собой сотни, а
позже и тысячи безработных. Для страны, где никогда не было проблем с
рабочими местами, это был шок. Шок и для тех конкретных членов профсоюза –
инженеров, кадровых рабочих, представителей интеллигенции. Выставленных за
ворота предприятия вбирал в свое прожорливое жерло дикий рынок, где человек
терял не только социальные права, а порой и собственное лицо. Хорошо изучив
ситуацию, профсоюз не раз выносил проблемы безработных на заседания
территориальных комиссий, где слушались руководители центра занятости,
предприятий. Не раз профкомы предприятий, садясь за стол переговоров с
работодателем, говорили категорическое «нет» массовому увольнению, прежде
чем заявить: «В области не осталось ни одного района с критической
ситуацией на рынке труда».
Социальное партнерство является основным инструментом решения вопросов
развития производства, обеспечения занятости работников, предотвращения
трудовых конфликтов.
Одновременно в целях социальной защиты малоимущих граждан продолжена
выплата им жилищных субсидий.
Согласно ст.11 Закона о профсоюзах профком защищает право на
вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже
установленных минимального размера оплаты труда и размера прожиточного
минимума.
Профорганизации, пользующейся правами юридического лица, может по
просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной
инициативе принимать решения об организации в суд с исковыми заявлениями
от имени профорганизации в защиту трудовых прав и интересов членов
профсоюза, других работников. Иск в защиту прав и интересов недееспособного
гражданина может быть предъявлен независимо от просьбы его законного
представителя или иного заинтересованного лица.
При возбуждении гражданского дела в суде по иску профсоюза профком
Информация о работе Права профсоюзов в сфере трудовых отношений